Сергей Маковецкий: «В кино не обо всем надо рассказывать»
«Самый гоголевский из актеров», — говорят о нем критики. На счету Сергея Маковецкого около сотни фильмов и более двух десятков театральных ролей. Творческий диапазон актера настолько широк, что он может убедительно сыграть и священника, и владельца порноателье, и тихого интеллигента (подобных образов у Сергея Маковецкого целая галерея), и царского вельможу.
Маковецкий родился в Киеве, окончил среднюю школу № 126 и даже не мечтал о сцене, а окружающим говорил, что хочет быть доктором. Может быть, его судьба действительно сложилась бы совсем иначе, если бы не учительница английского языка, занимавшаяся школьным театром. Именно она пригласила Сергея на роль Аркашки Счастливцева в пьесе Островского «Лес».
«Я сказал: «Не знаю». Эта манера моя ничего не ответить, а для себя что-то решить. Роль я знал наизусть на другой же день: память была фантастическая. <…> Скорее всего, все решила бессонная ночь. Сегодня я это понимаю, это происходит со всеми артистами после премьеры. <…> Я не сомкнул глаз, я опять проигрывал, плакал, вскакивал, улыбался», — рассказывает Сергей Маковецкий о первом школьном спектакле.
Мечта о медицинской карьере была забыта. После школы молодой человек пытался поступить в Театральный институт имени Карпенко-Карого, но провалил экзамены. Проработав год монтировщиком декораций, Маковецкий отправился покорять Москву, где подал документы во МХАТ, удивительно, но ни Константин Райкин, ни Олег Табаков, отвечавшие в тот год за набор, не разглядели таланта абитуриента, и наш герой поступил в Театральное училище имени Щукина на курс Аллы Казанской. В 1980 году актер был принят в труппу Театра имени Евгения Вахтангова, а уже через год после этого появился первый фильм с его участием — короткометражка «Ожидаются похолодание и снег».
Фильмы с участием Сергея Маковецкого
В 1993-м на экраны вышла картина Владимира Хотиненко «Макаров»; сценарист фильма Валерий Золотуха рассказывал, что писал сценарный текст с расчетом на Маковецкого. Критики назвали эту работу программной, много писали о психологизме и тонкости игры Маковецкого, проводили параллели с «Патриотической комедией» — другим малоизвестным фильмом Хотиненко, в котором актер также сыграл «маленького человека». Вместе с тем Сергей Маковецкий блестяще воплотил на экране образ гениального композитора Дмитрия Шостаковича («Скрипка Ротшильда») и смелого врача Черненко («72 метра»).
Как говорит сам актер, он никогда не выбирал для работы заведомо кассовые фильмы: «В кино не обо всем надо рассказывать. Я никогда не бросался на работу. Когда ее не было, а мне очень хотелось сниматься, я все равно не брался за что бы то ни было».
Даже самые известные картины с его участием — «12», «Петр Первый. Завещание», «Жизнь и судьба», «Тихий Дон» — обрели популярность в большей степени благодаря их художественным качествам, а не расчету продюсеров. Важными вехами в карьере Сергея Маковецкого стали такие ленты, как криминальная комедия «Жмурки», историческая драма «Поп» и детективный сериал «Ликвидация». В фильмографии актера — сразу пять картин Алексея Балабанова, среди которых драма «Про уродов и людей», боевик «Брат-2» и мелодрама «Мне не больно».
«На него интересно смотреть на экране. Объяснить такие вещи невозможно. Он может ничего не делать. Просто стоять. Причем на площадке часто кажется, что ничего особенного. Потом смотришь материал — и все. Разводишь руками. Потому что он именно кинематографичен. Это важно: передается человек на пленке или нет. У пленки есть такое мистическое свойство — она не всякого любит».
Алексей Балабанов, режиссер
О том, что Маковецкого «любит пленка», знал не только Алексей Балабанов. Актер работал и с такими режиссерами, как Кира Муратова, Сергей Урсуляк, Павел Лунгин, Никита Михалков. Среди последних фильмов с его участием — «Зулейха открывает глаза» по бестселлеру 2015 года Гузель Яхиной.