18+

Пес Барбос и необычный кросс

Комедия
1961
28 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя

Изначально короткометражная комедия Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс» входила в советский комедийный альманах «Совершенно серьезно». Там были собраны картины разных режиссеров, которые работали под художественным руководством мэтра Ивана Пырьева. Но остальные новеллы этого альманаха не обрели и сотой доли той популярности, которая досталась «Псу Барбосу». Поэтому уже давно эта комедийная миниатюра показывается как отдельный фильм.

За основу режиссер взял фельетон Степана Олейника, который он прочитал в газете «Правда». Рассказывалось там о незадачливых браконьерах, которые берут с собой на рыбалку динамит. Перед Рыбнадзором они прикидываются мирными рыболовами. А как только понимают, что их никто не видит, собираются совершить свое нехорошее дело. Но неожиданно их пес по кличке Барбос, сам того не ведая, становится на сторону закона. А виной всему палка, к которой привязан динамит: собачка решает, что хозяева затеяли с ней веселую игру, и пытается им эту палку вернуть. Дело принимает очень серьезный оборот, и приятелям-браконьерам приходится спасаться бегством. По сути дела, это сатирический шарж, сделанный в лучших традициях немого кино, где важно не слово, а динамичное действие, чередование гротесковых эпизодов, удачные гэги.

Киновед Сергей Добротворский сравнивал способ работы Леонида Гайдая с методами известного американского мастера эксцентрической комедии Мака Сеннета: «Пес Барбос и необычный кросс» почти буквально повторяет метафорический слой максеннетовских эскапад: собачка оснащена динамитными шашками, стало быть, исход беготни вполне смертоносен, но оттого не менее смешон. Сюда же попадает и персонажный расклад знаменитой троицы, и серийность, и даже тот полузабытый факт, что прямо с экрана Трус, Балбес и Бывалый перекочевали в кадры фотокомиксов».

Именно в короткометражке «Пес Барбос и необычный кросс» состоялся дебют ставшей впоследствии мегазнаменитой троицы — Трус (Георгий Вицин), Бывалый (Евгений Моргунов) и Балбес (Юрий Никулин). Герои полюбились зрителям и, что самое главное, режиссеру и стали потом украшением еще нескольких фильмов Леонида Гайдая («Самогонщики», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»). После «Кавказской пленницы» режиссер решил больше не обращаться к этим образом, посчитав, что эта троица себя изжила. Но с самими актерами он еще встречался на своих съемочных площадках. Так, например, Юрий Никулин сыграл главную роль в его легендарной «Бриллиантовой руке».

Актеры были подобраны чрезвычайно удачно, типажи просто на пять с плюсом. Недаром они даже удостоились чести быть персонажами знаменитого мультфильма «Бременские музыканты», где эти мелкие бандиты были членами банды грозной Атаманши.

«Пес Барбос» и его герои сразу завоевали огромную зрительскую любовь. Была лента показана и за рубежом. Участвовала в короткометражном конкурсе Каннского кинофестиваля. На Международном кинофестивале в Сан-Франциско получила почетный диплом.

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна