Андрей Рублев (с тифлокомментариями)
Идея создания фильма о жизни великого русского иконописца Андрея Рублева принадлежала актеру Василию Ливанову: он хотел сыграть в этом фильме главную роль. Первое название — «Страсти по Андрею» — придумал тоже он. Своим замыслом Ливанов поделился с друзьями — Андреем Тарковским и Андреем Кончаловским. Последний вспоминал: «Сценарий мы писали долго, упоенно, с полгода ушло только на изучение материала. Читали книги по истории, по быту, по ремеслам Древней Руси, старались понять, какая тогда была жизнь, — все открывать приходилось с нуля». Фильм получился пронзительный, глубоко философский и при этом исторически правдоподобный.
Главная роль, однако, досталась молодому свердловскому актеру Анатолию Солоницыну. Он серьезно работал над образом своего персонажа. Например, когда Андрей Рублев по сценарию давал обет молчания, актер тоже не разговаривал — целых четыре месяца, — чтобы на съемках, когда он прервет обет, его голос звучал слабо и хрипло.
Роль скомороха исполнил актер и режиссер Ролан Быков. Он сам готовил танцы, сам создавал костюм, сочинял частушки и присказки и даже музыку к ним. Колокольного подмастерья Бориску сыграл Николай Бурляев. Для этой роли его пришлось «омолаживать» почти на 15 лет.
Натурные съемки проходили во многих старинных городах. Эпизоды снимали в Суздале и Пскове, Изборске и Владимире, в Чеворах и на Нерли, во дворе Андроникова монастыря в Москве, где последние годы жил Андрей Рублев. Во время съемок пиротехники чуть не спалили Успенский собор во Владимире: забыли засыпать дымовые шашки. Из-за плохой организации летние сцены снимали поздней осенью, когда трава уже была покрыта инеем, а пруды и озера — замерзли. И если по сценарию герой должен был упасть в пруд, то лед ломали, актеру давали 100 граммов водки и только после этого начинали снимать.
Андрей Тарковский снимал все подряд, рассчитывая во время монтажа отбирать нужные кадры. Вмешался Кончаловский: он предложил разделить фильм на восемь новелл.
Картина была принята жестко. Ее осудили все. В одном партийном документе говорилось: «Идейная концепция ошибочная, порочная. <…> Народ не страдал, не терпел и не молчал, как в фильме, а восстания следовали за восстаниями… Фильм унижает достоинство русского человека, превращает его в дикаря, чуть ли не в животное». В первый раз фильм выпустили лишь в 1971 году — и то сильно сокращенным. Только во время перестройки на экраны вышла полная версия.