Андрей Платонов

Годы жизни: 28 августа 1899 - 05 января 1951
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Литература, Персоны, Писатель
Содержание
Андрей Платонов прославился как писатель с необычным слогом. Он много экспериментировал с языком и манерой повествования. Из-за этого Иосиф Бродский
даже назвал писателя «первым серьезным сюрреалистом». В своих книгах Платонов писал о жизни простых советских граждан и рассуждал о том, как в реальности воплотить идеи коммунизма.

«Революция — паровоз истории»

Николай Калита. Андрей Платонов (фрагмент). XX век. Картинная галерея городского округа Красноармейск, Красноармейск, Московская область
Александр Аникеев. Из котлована (А. Платонов). Из цикла «Мой пантеон» (фрагмент). XX век. Лискинский историко-краеведческий музей, Лиски, Воронежская область
Борис Склярук. Андрей Платонов (фрагмент). 1974. Белгородский государственный литературный музей, Белгород
Андрей Платонов родился в окрестностях Воронежа
28 августа 1899 года. Он был старшим из 11 детей в семье железнодорожного рабочего Платона Климентова и домохозяйки Марии Лобочихиной. Настоящая фамилия писателя — Климентов, а псевдоним он образовал от своего отчества.
В семь лет Платонов пошел в местную церковно-приходскую школу, а затем — в воронежское мужское четырехклассное училище.
Семья Климентовых в начале XX века жила небогато, поэтому уже в 13 лет Платонов стал подрабатывать. А параллельно писал стихи и прозу, которые позже посылал в журналы и газеты. Первые работы юного литератора, стихотворения «Юноше-пролетарию», «Степь», рассказ «Сережка», вышли в конце 1917 — начале 1918 года. Он писал и публицистические статьи, сотрудничал с редакциями воронежских изданий.
В сентябре 1918 года Андрей Платонов поступил в Воронежский университет на физико-математическое отделение. Но уже на первом курсе перевелся на историко-филологическое, а спустя год решил учиться в рабочем железнодорожном политехникуме. Литературовед Алексей Варламов писал: «Платонов шел в литературу не через гуманитарное образование, а через техническое, через производство, и позднее настаивал на том, что таким и должен быть путь пролетарского писателя».
Однако и техникум Андрей Платонов тоже не закончил: помешала Гражданская война. К Воронежу подошли белогвардейские войска, и писатель присоединился к Красной армии
 — доставлял по железной дороге на фронт снаряды. В автобиографии он вспоминал: «Не доучившись в технической школе, я спешно был посажен на паровоз помогать машинисту. Фраза о том, что революция — паровоз истории, превратилась во мне в странное и хорошее чувство: вспоминая ее, я очень усердно работал на паровозе… Позже слова о революции-паровозе превратили для меня паровоз в ощущение революции».
С фронта Платонов отправлял в воронежские газеты заметки и публицистические статьи — о коммунизме, революции, жизни в России в целом. В сентябре 1919 года писатель отказался от должности помощника машиниста и стал стрелком. Писатель участвовал в битвах с казачьими отрядами Андрея Шкуро.

Инженер и мелиоратор

Строительство плотины на реке Черная Калитва в Воронежской губернии. В работах принимает участие писатель Андрей Платонов. 1920-е. Фотография: Воронежский областной краеведческий музей, Воронеж
Писатель Андрей Платонов в составе группы участвует в установке сооружения для орошения полей в совхозе «Надежда» Воронежской губернии. 1923–1926 годы. Фотография: Воронежский областной краеведческий музей, Воронеж
Писатель Андрей Платонов (в центре) на фоне электростанции в селе Рогачевка Воронежской губернии. 1924 год. Фотография: Воронежский областной краеведческий музей, Воронеж
В 1920 году Андрей Платонов вступил в воронежский Союз пролетарских писателей. К тому времени он был уже известным в городе автором и даже ездил на съезды литераторов в Москву.
В эти же годы Платонов познакомился со своей будущей женой — студенткой Марией Кашинцевой, родственницей графов Шереметевых
. Когда в 1920 году вышла первая книга Андрея Платонова — брошюра об электрификации — он подарил Кашинцевой экземпляр с подписью: «Марии. Вся моя жизнь была только предчувствием Вас. Андрей». Вместе Платонов и Кашинцева жили вместе до самой смерти писателя, но поженились лишь в 1943 году. У них родились сын Платон и дочь Мария.
В 1920-х в Поволжье начался голод. Платонов устроился в Воронежское земельное управление. Он занимался мелиорацией — улучшал плодородие земель в губернии, боролся с засухой, руководил строительством плотин. По инициативе Платонова в окрестностях Воронежа построили несколько электростанций. Он был не только организатором, но и инженером: сам составлял проекты технического оборудования.
Платонов участвовал в съездах мелиораторов и писал научные статьи с новаторскими идеями — как электрифицировать водный транспорт, модернизировать двигатели, осушать реки и даже как использовать ток при консервировании мяса. Вскоре Андрей Платонов получил должность в Центральном комитете Союза сельского хозяйства и лесных работ и переехал в Москву.

Творчество Андрея Платонова: «Чевенгур» и «Котлован»

Фотокопия удостоверения писателя Андрея Платонова в том, что он с 1923 по 1926 год состоял на службе в Воронежском губуправлении в должности губернского мелиоратора. 1926 год. Фотография: Воронежский областной краеведческий музей, Воронеж
Писатель Андрей Платонов. Фотокопия XX века. Фотография: Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина, Воронеж
Фотокопия последнего листа характеристики писателя Андрея Платонова, данной заведующим подотделом с/х мелиорации Зенкевичем. 1920-е. Фотография: Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина, Воронеж
В конце 1926 года Андрей Платонов как мелиоратор отправился в командировку в Тамбов. Там он создал несколько произведений. Повесть «Епифанские шлюзы» рассказывала о жизни и любовных переживаниях английского инженера Бертрана Перри. По сюжету он жил в XVIII веке и приехал в Россию, чтобы работать над проектом Петра I — каналом между Доном и Окой. Спустя год вышел одноименный сборник произведений Платонова. Туда же вошли «Эфирный тракт» и «Город Градов», а также рассказы. Среди них — «Песчаная учительница» о жизни педагога Марии Нарышкиной, которая получила направление на работу в небольшое село рядом с пустыней. В основе сюжета — фрагменты биографии Марии Кашинцевой. В начале 1920-х она боролась с безграмотностью в Воронежской губернии. Рассказ получил хорошие отзывы критиков. В 1931 году режиссер Николай Тихонов снял картину «Айна» по истории Платонова. До наших дней лента не сохранилась.
Все эти произведения входят в «тамбовский цикл» Платонова. О них литературовед Алексей Варламов писал: «Возможно потому, что не ладилось на работе, и Платонов находил отдохновение — хотя слово это плохо к нему подходит — в литературе, а может быть, пришло иное время и литература теперь отнимала больше сил, в любом случае произошла не просто перемена слагаемых — изменилась иерархия ценностей и приоритетов: если Платонов последних лет воронежского периода — более мелиоратор, чем писатель, то Платонов тамбовского периода — писатель прежде всего».
Самые известные свои работы — повесть «Котлован» и роман «Чевенгур» — Андрей Платонов создал в конце 1920-х годов. Произведения писателя отличались сложным повествованием: автор использовал много каламбуров и намеренно нарушал правила русского языка. Иосиф Бродский в статье «Послесловие к «Котловану» А. Платонова» писал, что он «заводит русский язык в смысловой тупик или — что точнее — обнаруживает тупиковую философию в самом языке. Если данное высказывание справедливо хотя бы наполовину, этого достаточно, чтобы назвать Платонова выдающимся писателем нашего времени, ибо наличие абсурда в грамматике свидетельствует не о частной трагедии, но о человеческой расе в целом».
Действие романа «Чевенгур» происходит в конце 1910-х — начале 1920-х годов на юге России. Первая часть книги посвящена взрослению главного героя — Саши Дванова. Он учился сначала на железнодорожных курсах, потом в политехникуме, участвовал в боях Гражданской войны, а затем отправился «искать коммунизм среди самодеятельности населения». В пути Дванов повстречал анархиста Степана Копенкина, вместе они добрались до Чевенгура, жители которого пытались построить в городе коммунистический рай — этому посвящена вторая часть романа.
Дмитрий Кондратьев. Иллюстрация к повести Андрея Платонова «Чевенгур». 1991. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Обложка книги Андрея Платонова с повестями «Котлован», «Ювенильное море». 1987. Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина, Воронеж
Дмитрий Кондратьев. Старик и девочка. Иллюстрация к повести Андрея Платонова «Котлован». 1989. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Великий Новгород
Американский литературовед Томас Сейфрид, который изучал творчество Андрея Платонова, писал, что роман очень сложен для восприятия: «Результат любой попытки просто вкратце суммировать содержание романа тут же приобретает черты интерпретации».
Сюжет «Котлована» рассказывает о том, как рабочие и крестьяне роют строительную яму под «общепролетарский дом». Центральный персонаж истории — Вощев — отправился на стройку, когда его уволили с завода из-за «роста слабосильности в нем и задумчивости». Платонов писал, что Вощев «почувствовал сомнение в своей жизни» и искал абстрактную истину. Стройка «общепролетарского дома» шла плохо — его проект постоянно менялся. К концу книги большая часть героев погибает в драках или из-за болезней.
В романах Платонов рассуждал, как коммунистические идеи могут быть реализованы в реальности и какие недочеты есть у нового строя. И если раньше он писал статьи о строительстве социализма и не критиковал политику СССР, то «Котлован» переводчик Виктор Голышев назвал «совершенно безнадежной» и «самой страшной книжкой, которая написана в этой стране». Литературовед Наталья Дужина писала: «Общепролетарский дом» — символ будущего счастливого устроения людей на земле — Андрей Платонов изображает как прямую противоположность церкви, как беспомощное подражание божественному промыслу о спасении, которое приводит к результатам, противоположным ожидаемым: превращению людей в материал для строительства и гибели».

«Агент наших врагов»

Писатель Андрей Платонов за рулем автомобиля во время поездки по Воронежской губернии. 1920-е. Фотография: Воронежский областной краеведческий музей, Воронеж
Андрей Платонов в Воронеже с друзьями. 1926 год. Фотография: Воронежский областной краеведческий музей, Воронеж
Слева направо: воронежские писатели Андрей Платонов, Андрей Новиков и Николай Тришин-Одоев. 1920-е. Фотография: Воронежский областной краеведческий музей, Воронеж
Отрывки из «Чевенгура» опубликовали в журналах «Красная новь» и «Новый мир» в конце 1920-х годов. Рукопись романа прочитал Максим Горький
, Платонову он писал: «Человек вы — талантливый, это бесспорно, бесспорно и то, что вы обладаете очень своеобразным языком. Роман ваш — чрезвычайно интересен, технический его недостаток — чрезмерная растянутость, обилие «разговора» и затушеванность, стертость «действия».
Однако полностью «Чевенгур» при жизни автора так и не напечатали: к концу 1920-х Платонова почти перестали публиковать из-за его рассказа «Усомнившийся Макар». Главный герой — крестьянин Макар Ганушкин — высказался о советском государстве: «Социализм надо строить руками массового человека, а не чиновничьими бумажками наших учреждений». Критики написали на рассказ негативные отзывы. В том же «Октябре» вышла статья писателя Леопольда Авербаха «О целостных масштабах и частных Макарах», в которой он назвал произведение «враждебным» и «двусмысленным». Александр Фадеев
, Михаил Шолохов
и Александр Серафимович подписали под статьей критика: «Редакция разделяет точку зрения т. Авербаха на рассказ «Усомнившийся Макар» А. Платонова и напечатание рассказа считает ошибкой».
«Котлован» Андрей Платонов собирался отнести в издательство «Пролетарий», но так и не сделал этого. В начале 1930-х договор с писателем разорвали многие редакции, за ним установили слежку сотрудники ОГПУ (позднее — НКВД, КГБ). «Котлован», «Чевенгур» и многие другие произведения Платонова читали только его друзья и знакомые в самиздате — например, журналист Георгий Литвин-Молотов и его жена Евгения.
В 1931 году Александр Фадеев все же опубликовал в журнале «Красная новь» платоновскую повесть «Впрок». Ее главный герой — «некий душевный бедняк» — отправился в путешествие по СССР. Однако в этот раз повесть раскритиковал сам Иосиф Сталин
, он назвал произведение «рассказом агента наших врагов».
Исаак Шерман. Эскиз обложки к книге Андрея Платонова «Одухотворенные люди». 1943. Магаданский областной краеведческий музей, Магадан
Людмила Маймистова. Кочевник и учительница. Иллюстрация к рассказу Андрея Платонова «Песчаная учительница». 2017. Балашихинский историко-художественный музей, Балашиха, Московская область
Обложка книги Андрея Платонова «Рассказы о Родине». 1943. Воронежский областной краеведческий музей, Воронеж
Несколько лет произведения Платонова не публиковали вообще. В это время писатель работал инженером. Улучшить репутацию ему помог Максим Горький. В 1934 году он предложил отправить Платонова вместе с другими писателями в поездку по Средней Азии. Они должны были подготовить сборник к десятилетию образования Туркменской ССР. Литературовед Алексей Варламов писал: «Тот факт, что опального литератора включили в писательскую команду, означал если не полное доверие и прощение, то ослабление режима изоляции».
Андрей Платонов побывал в небольших городах и селах Туркменистана: «Я приехал ради серьезного дела, ради пустыни и Азии. <…> Я смотрю жадно на все, незнакомое мне». Там он написал рассказ «Тыкар» о судьбе двух туркменских женщин. Историю напечатали в сборнике «Айдинг-Гюнлер. Альманах к десятилетию Туркменистана 1924–1934» и журнале «Красная новь».
В 1935 году члены туркменского Союза писателей пригласили Платонова вновь посетить их республику. В этой поездке писатель создал повесть «Джан», в которой по сюжету выпускник московского института Назар Чагатаев отправился в Ташкент, чтобы найти джан — исчезнувший народ.
В конце 1930-х арестовали многих друзей и знакомых Платонова. В 1938 году задержали и сына писателя, которому на тот момент было 16 лет. По версии следствия, он руководил антисоветской молодежной организацией. Платона Платонова на 10 лет отправили в лагерь — Норильлаг в Красноярском крае. Писатель отправлял письма высокопоставленным чиновникам с просьбой освободить сына. В итоге ему помог Михаил Шолохов: он дважды лично встречался со Сталиным и уговорил того отменить наказание. В 1940 году Платон Платонов вернулся в Москву. Но в лагере он сильно подорвал здоровье и вскоре умер.

Последние годы жизни

Писатель Андрей Платонов с семьей. 1950–1951. Фотография: Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина, Воронеж
Мария Платонова, дочь писателя у его рабочего стола. 1980 год. Фотография: Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина, Воронеж
Писатель Андрей Платонов. Фотокопия XX века. Фотография: Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина, Воронеж
В 1941 году началась Великая Отечественная война
. С первых месяцев Андрей Платонов записался в армию добровольцем. Сначала он был обычным рядовым, затем стал военным корреспондентом «Красной звезды», но продолжал участвовал в сражениях. В газету Платонов отправлял заметки с поля боя и истории о героизме советских солдат. Параллельно он писал и художественные произведения. Во время Великой Отечественной войны вышли его книги «Рассказы о Родине», «Броня», «Одухотворенные люди», «В сторону заката солнца».
Платонов участвовал в обороне Москвы, в Ржевской битве и сражении под Прохоровкой, освобождал Украину и Беларусь. Он был контужен, однако отказывался ложиться в госпиталь. Жене Платонов писал: «Почти все легли, я не успел и смотрел стоя на осветительные ракеты. Потом я лечь не успел, меня ударило головой о дерево, но голова уцелела. Дело окончилось тем, что два дня болела голова, которая у меня никогда не болит, и шла кровь из носа. Теперь все это прошло; взрывная волна была слаба для моей гибели. Меня убьет только прямое попадание по башке».
Война подорвала здоровье Андрея Платонова, и во второй половине 1940-х он тяжело заболел. Однако продолжал писать: создал пьесу «Пушкин в лицее», несколько сценариев, а еще — адаптировал старинные русские и башкирские сказки
для маленьких детей.
В журнале «Новый мир» в 1946 году вышел рассказ «Семья Иванова» (второе заглавие — «Возвращение»). Его главный герой — капитан Алексей Иванов — после войны вернулся домой, но никак не мог адаптироваться к мирной жизни, к тому же подозревал жену в измене. Рассказ раскритиковали в прессе. Литературовед Владимир Ермилов назвал его «гнуснейшей клеветой на советских людей», Александр Фадеев — «выползшей на страницы печати обывательской сплетней». Зато «Семью Иванова» высоко оценил Константин Симонов
. А спустя несколько лет и Ермилов изменил свое мнение: «Я подошел к рассказу с мерками, далекими от реальной сложности жизни и искусства». Однако рассказы Платонова вновь практически перестали публиковать. В печати выходили только его пересказы сказок и рецензии.
Умер Андрей Платонов 5 января 1951 года. Писателя похоронили на Армянском кладбище Москвы. Большая часть книг Платонова в СССР была опубликована только в 1980-е, в годы перестройки. К печати произведения подготовила Мария Платонова, дочь писателя.

Главная фотография: Писатель Андрей Платонов. Середина XX века. Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина, Воронеж
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна