Владимир Басов
Годы жизни: 28 июля 1923 - 17 сентября 1987
Страна: Россия
Сфера деятельности: Актер кино, Режиссер, Сценарист
Содержание
В историю советского кино Владимир Басов вошел как талантливый режиссер, актер и сценарист. Представитель поколения фронтовиков, он не только снимал картины о войне, среди которых «Щит и меч», но и с большой точностью подходил к экранизациям произведений Александра Пушкина, Михаила Булгакова и Александра Куприна. Как актер Басов запомнился советскому зрителю в эпизодах известных фильмов — небольших, но характерных ролях в «Я шагаю по Москве» и «Приключениях Буратино».
«Бравый офицер» и студент ВГИКа
Владимир Басов родился 28 июля 1923 года в поселке Уразово Воронежской губернии (сейчас — Белгородская область). Его отец — Павел Басултайнен — был революционером-коммунистом, членом партии и «красным комиссаром». Он принимал активное участие в боевых действиях Гражданской войны, много ездил по стране. Партийным прозвищем Басултайнена было «Басов», позже он сделал его своей фамилией. Женился отец будущего режиссера на дочери православного священника, учительнице русского языка Александре. В начале 1920-х она стала книгоношей. Так в те времена называли агитаторов-комсомольцев, которые ездили по деревням и селам и обучали малограмотных крестьян языку и счету. Детство Владимира Басова прошло в постоянных разъездах: с матерью он побывал в Липецке, Железнодорожном, Воронеже, Курске и многих других городах. Отца мальчик видел редко. Его отправили служить на пограничную заставу. В 1931 году, когда будущему режиссеру было 8 лет, Павел Басов погиб в сражении с басмачами в Средней Азии.
Меня мама родила, можно сказать, проездом — в городе Уразове. Потом вот так, с мальчонкой под мышкой, путешествовала по всей стране. Побывали мы на Турксибе и на Волге, жили в Липецке, Воронеже, Курске… Отец мой, красный комиссар, философ по образованию, боролся с басмачами в Средней Азии. <…> В семь лет я пошел в школу, но мне там показалось неинтересно — все, чему учили первоклассников, я давно уже знал из маминых сельских уроков. В тридцать первом году, после трагической смерти отца, мы переехали к дяде, в город Железнодорожный по Нижегородской дороге, и я стал ходить сразу в третий класс, миновав первый и второй.
Владимир Басов о своем детстве
Школу Владимир Басов закончил в Москве. Он хорошо учился, много читал и посещал художественную школу. Мать часто брала его с собой на агитационные спектакли, и Басов мечтал о карьере актера. В 1941 году он планировал поступать во ВГИК и готовился к вступительным экзаменам, посещал театральную студию при Московском университете — там преподавали знаменитые актеры Московского Художественного театра, среди которых были Борис Ливанов и Ольга Андровская. Выпускной вечер Басова прошел 22 июня 1941 года. Поступление в институт пришлось отложить — началась Великая Отечественная война. Уже в июле 1941 года Басов записался добровольцем и отправился на фронт. Он прошел всю войну, получил медаль «За боевые заслуги» и орден Красной Звезды. Победу Басов встретил в Прибалтике в чине капитана. Ему пророчили блестящую офицерскую карьеру, но Басов мечтал о театральном институте.
Осенью 1946 года Владимир Басов демобилизовался и вернулся в Москву. На следующий год он осуществил свою мечту и стал студентом ВГИКа. Басов долго не мог решить, на какой факультет поступать — актерский или режиссерский. Ему повезло: в том году набирали объединенную актерско-режиссерскую мастерскую под руководством Сергея Юткевича и Михаила Ромма. На этот же курс поступили будущие звезды советского кинематографа — Григорий Чухрай и Тенгиз Абуладзе.
Все студенты, несмотря на небольшую разницу в возрасте, очень четко делились на две группы — «солдат», тех, кто вернулся с фронта, и нас, недавних школьников, которых называли «штатскими рябчиками». «Солдаты» все ходили в военных гимнастерках и сапогах, а Басов был среди них одним из самых ярких. Офицер, бравый, подтянутый. Всегда ходил, как струнка.
Режиссер Владимир Наумов о студентах ВГИКа и Владимире Басове
И Юткевича, и Ромма Басов уважал — наставники оказали влияние на его режиссерское творчество. От Юткевича Басов взял умение точно передавать человеческие эмоции, а от Ромма — грамотно строить композицию. Педагоги стали помогать Басову еще на первом курсе и поддерживали его конца жизни: продвигали идеи его картин в художественном совете «Мосфильма», давали советы. Именно Юткевич порекомендовал Басову заниматься не только режиссурой, но и совершенствовать актерское мастерство.
Фильмы Владимира Басова: актерские и режиссерские работы
В 1952 году Басов закончил ВГИК. Он был одним из лучших выпускников года, и руководитель мастерской Сергей Юткевич пригласил его поработать ассистентом на съемках своей картины «Пржевальский». Позже Басов и сам попробовал себя в режиссуре: экранизировал спектакль Театра-студии киноактера «Нахлебник», снял ленту «Школа мужества» по повести Аркадия Гайдара «Школа». Этот фильм принес Владимиру Басову успех. «Школа мужества» заняла десятое место в рейтинге советских фильмов по кассовым сборам за 1954 год и получила приз кинофестиваля в Карловых Варах.
В следующие несколько лет он много снимал на «Мосфильме», вышли его картины «Крушение эмирата» и «Первые радости». Критики относились к творчеству начинающего режиссера сдержанно, а его картины называли проходными. В 1960 году Басова пригласили доснять картину «Битва в пути» по одноименному роману Галины Николаевой. Режиссер ленты Захар Аграненко внезапно скончался, а фильм необходимо было закончить. Басов подошел к работе над картиной ответственно — он внимательно изучил сценарий «Битвы в пути» и решил изменить его слабые места. В этому ему помогла Галина Николаева. Съемочная группа отметила требовательность режиссера: некоторые моменты своих картин Басов переснимал по несколько раз, советовал актерам больше репетировать, оттачивать движения и мимику.
Работать с Басовым <…> было очень ответственно и не просто. Это был художник огромного профессионального мастерства, требовательности, враг приблизительных разговоров и решений, которыми, к несчастью, полна наша работа на съемочной площадке; это был мастер точного видения, он умел находить и фиксировать из тысячи выражений глаз одно — нужное ему.
Режиссер Михаил Швейцер о требовательности Владимира Басова
Усилия Владимира Басова не пропали даром. Экранизация «Битвы в пути» Галины Николаевой вышла в кинопрокат в 1961 году и прославила режиссера. В СССР ее посмотрело больше 40 миллионов человек. В дальнейшем Басов часто брался за экранизации: в 1960-х годах он снял «Тишину» по одноименному роману Юрия Бондаря, «Гранатовый браслет» по повести Александра Куприна и «Метель» по «Повестям Белкина» Александра Пушкина.
Вершиной режиссерской карьеры Владимира Басова критики назвали четырехсерийную картину «Щит и меч» о советском разведчике Александре Белове. Идея ленты появилась на «Мосфильме» еще в начале 1960-х годов. Руководители студии решили, что в советском кинематографе мало примеров фильмов о шпионах.
Басов подошел к работе над картиной с присущей ему серьезностью. Он добился встречи с настоящими разведчиками, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Режиссер много спорил с руководством «Мосфильма». Чиновники хотели видеть главного героя могучим русским богатырем, а Басов полагал, что разведчик должен быть неприметным и сдержанным. Он настаивал на кандидатуре актера Станислава Любшина, он легко мог сыграть такого персонажа. Мнение режиссера поддержали настоящие разведчики, и Любшин сыграл в картине «Щит и меч» Александра Белова. Роль Генриха Шварцкопфа сыграл Олег Янковский. Басов тоже выбрал актера самостоятельно. С Янковским режиссер впервые встретился во Львове в Доме актера. Он выглядел как типичный интеллигентный молодой человек, именно такой типаж требовался для «Щита и меча».
Съемки картины проходили в СССР и в ГДР — Басов настаивал на исторической правдоподобности. На советские экраны «Щит и меч» вышел в 1968 году и произвел фурор. В том году все четыре серии картины заняли первые места по количеству зрителей и кассовым сборам в СССР, а съемочная группа фильма стала известной — ее членов регулярно звали на творческие вечера, устраивались встречи с поклонниками.
В 1970-х годах Басов продолжил активно работать в кинематографе и как режиссер, и как актер. Он появился в эпизодах в картинах «Бег», «Большая перемена», «Приключения Буратино», «По семейным обстоятельствам», «Москва слезам не верит», «Приключения Электроника» и многих других, снял четыре фильма — «Возвращение к жизни», «Опасный поворот», «Нейлон 100%», и «Дни Турбиных». Последней работой — экранизацией одноименного произведения Михаила Булгакова — Владимир Басов особенно гордился. Снимать фильм по пьесе Булгакова в СССР не разрешали, но Басов сумел договориться с руководством студии и картина, которую критики назвали «абсолютно булгаковской», вышла на экраны в 1976 году.
Снимать фильм о белой гвардии да еще в период развитого социализма было нельзя, категорически невозможно! Конечно, в свое время пьеса шла во МХАТе, но с разрешения Сталина — то ли ему пьеса понравилась, то ли вождю было интересно наблюдать в зале, как спектакль смотрят зрители… Но что такое зал МХАТа — семьсот человек и в основном интеллигенция, другое дело — когда вся страна увидит, как прекрасны эти люди.
Валентина Титова о фильме Басова «Дни Турбиных»
Трехсерийный телевизионный фильм «Дни Турбиных» аудитория встретила с восторгом. Критики высоко оценили вклад Басова в успех картины: в «Днях Турбиных» Басов не только был режиссером и сценаристом, но и исполнил одну из самых запоминающихся своих ролей — он сыграл штабс-капитана Мышлаевского.
Во второй половине 1970-х годов Басов был вынужден сделать небольшой перерыв в режиссерском творчестве. Его подвели слабое здоровье — в 1974 году у Басова случился инфаркт — и проблемы в семье. В 1978 году он развелся со своей женой Валентиной Титовой.
Личная жизнь
Владимир Басов был женат трижды. С первой своей супругой — Розой Макагоновой режиссер познакомился и сблизился еще во время учебы во ВГИКе. Басов снял ее почти во всех своих фильмах 1950-х годов: «Школе мужества», «Необыкновенном лете» и «Крушении эмирата». Расстались они в 1958 году, и последний раз встретились на съемках фильма «Приключения Электроника» в 1979 году.
Со второй женой — Натальей Фатеевой — Владимир Басов тоже познакомился во ВГИКе. Среди студенток он искал актрису на роль в своем фильме «Случай на шахте № 8». Фатеева поразила режиссера красотой. Басов влюбился и начал ухаживать за актрисой прямо на съемочной площадке, и вскоре они поженились.
Может, он и не красавец, но он — красивый человек. Когда мы познакомились, мне исполнился 21 год, а ему 33. Мужчина в самом расцвете, блистательная, яркая личность, Басов обладал талантами на десятерых, и мне он казался самым красивым, потому что был интересен, как человек. Люди с приятной внешностью иногда воспринимаются уродами, потому что негармоничны, пусты и бездарны. А те, что с Богом в душе, как правило, всегда красивы.
Наталья Фатеева о Владимире Басове
С Натальей Фатеевой Басов прожил три года. В 1959 году у них родился сын — Владимир Басов-младший, который, как и отец, решил связать свою жизнь с кино. Спустя год брак распался.
Третья жена Владимира Басова — Валентина Титова — тоже была актрисой. С ней режиссер познакомился в 1964 году, когда искал исполнительницу роли Марьи Гавриловны в «Метели». На тот момент Валентина Титова училась в студии при Большом драматическом театре в Ленинграде у театрального педагога Георгия Товстоногова. Девушка не планировала играть в кино, но Басов уговорил Титову сняться в «Метели».
Третья жена Владимира Басова — Валентина Титова — тоже была актрисой. С ней режиссер познакомился в 1964 году, когда искал исполнительницу роли Марьи Гавриловны в «Метели». На тот момент Валентина Титова училась в студии при Большом драматическом театре в Ленинграде у театрального педагога Георгия Товстоногова. Девушка не планировала играть в кино, но Басов уговорил Титову сняться в «Метели».
Когда молоденькая, никому не известная актриса появляется на студии, все обычно бегут посмотреть, какая она. Так случилось и в тот раз. Сбежалась половина «Мосфильма», и Басову сказали, что на студии появилась красавица-студентка. Он попросил, чтобы меня к нему привели. Я лишь мельком заглянула к нему в комнату, сказав, что не могу сниматься, и ушла. Владимир Павлович, когда за мной закрылась дверь, объявил всем, сидевшим в комнате: «Я женюсь».
Валентина Титова о знакомстве с Владимиром Басовым
В браке Басов и Титова прожили 14 лет. Дети — сын Александр и дочь Елизавета — после развода родителей остались с отцом. Отец поощрял их любовь к искусству. Впоследствии Александр Басов стал режиссером, а его сестра Елизавета — танцовщицей.
Последние годы и смерть
В 1980-х годах слабое здоровье Басова не позволило ему снимать фильмы так же плодотворно, как раньше. В 1981 году он вернулся в режиссуру после пятилетнего перерыва с экранизацией романа Юрия Скопа «Техника безопасности» под названием «Факты минувшего дня». В картине поднимались важные экономические проблемы: организация труда на предприятии, рост производства. За этот фильм Басов был удостоен Государственной премии РСФСР и получил звание народного артиста СССР.
В 1983 году у Владимира Басова случился инсульт, из-за которого полгода он был парализован. Несмотря на тяжелую болезнь, спустя год режиссер снял фильм «Время и семья Конвей» по одноименной пьесе английского драматурга Джона Пристли, а в 1986 году — свою последнюю картину «Семь криков в океане». Над этими фильмами режиссер работал совместно со своим сыном Владимиром Басовым-младшим.
Умер Владимир Басов 17 сентября 1987 года в Москве. Причиной его смерти стал второй инсульт. Похоронили знаменитого режиссера на Кунцевском кладбище.
Интересные факты
1. Даже во время войны Владимир Басов не забывал о своем увлечении кино — он организовывал показы видео для сослуживцев, руководил деятельностью ансамбля художественной самодеятельности. «Несколько раз в расположение нашего подразделения приезжала машина-фургон. Ее тут же ставили в укрытие поближе к передовой. Разведчики или пехотинцы в сумерках разворачивали экран почти на нейтральной полосе. Из фургона запускали фильмы. Сначала, для «затравки», какой-нибудь видовой: березы, Волга, поля… Потом еще подобный ролик. Смотрели и с нашей и с той стороны. В вечернем воздухе звуки музыки, речь разносились далеко и отчетливо. Когда аппарат перезаряжали — наступала тишина…», — вспоминал режиссер в журнале «Искусство кино».
2. Владимир Басов снялся в небольшом эпизоде в картине Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» 1962 года. С появлением его персонажа — ворчливого полотера — связана интересная история. Кто-то из руководства «Мосфильма» сказал Данелии, что его фильм слишком оптимистичный. В это время основные эпизоды картины уже были сняты, шел ее монтаж. Тогда Данелия на скорую руку решил создать небольшой эпизод с полотером. Однако актер, которого он подобрал на эту роль, заболел. В коридорах «Мосфильма» Данелия заметил Владимира Басов и уговорил его сняться в фильме.
3. Владимир Басов был автолюбителем. За свою жизнь он сменил несколько машин: от «Москвича» и «Волги» до заграничного «форда». Таким же автолюбителем, как и Басов, был Сергей Бондарчук. Режиссеры собирались, чтобы поговорить о машинах.
4. Владимир Басов любил красивые и изящные вещи, на которые тратил почти все свои гонорары. Как рассказывали его друзья, однажды на съемках в Прибалтике режиссер увидел в частном доме антиквартный фарфоровый унитаз немецкой фирмы «Meisen» и потратил весь гонорар на его покупку. Басов хотел поставить его в своей квартире в Москве. Во время ремонта рабочие повредили унитаз — пользоваться им по прямому назначению уже было нельзя. Режиссер не растерялся, поставил антикварное устройство на балкон и использовал в качестве стула.
В публикациях
Фильмы
Смотрите также