Григорий Чухрай
Годы жизни: 23 мая 1921 - 29 октября 2001
Страна: Россия
Сфера деятельности: Режиссер, Сценарист
Содержание
Его картинам рукоплескали в Каннах, его фильмы любил Хрущев, а экспериментальную киностудию поддерживал Косыгин. Григорий Чухрай выпустил один из самых премированных фильмов в истории отечественного кинематографа — «Балладу о солдате» — и изобрел инновационную экономическую модель кинопроизводства. Он снял всего восемь кинокартин, но навсегда вошел в мировую историю киноискусства.
«Моя война»
Великая Отечественная война стала реперной точкой, определившей всю дальнейшую жизнь Григория Чухрая. Когда в августе 1941 года был объявлен набор добровольцев в Воздушно-десантные войска, Чухрай, тогда служивший в пехоте, сразу же подал рапорт и десантником попал на фронт. Он прошел всю войну: участвовал в Сталинградской битве, воевал на Донском, на 1-м и 2-м Украинских фронтах. Будучи десантником, неоднократно забрасывался в тыл врага. За героизм и мужество был награжден многочисленными орденами и медалями. Впоследствии он написал книгу воспоминаний «Моя война».
Принципы жизни на войне работают и в кино
После окончания войны Чухрай решил поступать во ВГИК. В окопах у него не было возможности изучать историю искусства и читать классическую литературу, поэтому, когда на экзаменах он не смог ответить на вопросы преподавателей, Чухрай сказал: «Если кто-нибудь в бою не оправдывал наших надежд, то не потому, что не знал приемов боя или обращения с оружием, а потому, что в критический момент ему не хватило чувства долга и собственного достоинства. Я старался поддерживать эти чувства. В искусстве буду делать то же». Такой ответ обезоружил комиссию, и Чухрай был принят в институт. К слову, свое обещание он не нарушил. Режиссер считал, что за каждый снятый фильм, как за любой человеческий поступок, надо отвечать по совести.
«Сорок первый»
Окончив университет, Чухрай долгое время работал то ассистентом, то вторым режиссером. Первый же фильм, снятый им в качестве режиссера-постановщика, снискал огромный успех. Это была экранизация одноименной повести Бориса Лавренева «Сорок первый». Григорий Чухрай четко знал, каким он хочет видеть будущий фильм, для него было важным донести свое видение Гражданской войны. Но у автора сценария Григория Колтунова были другие задачи — сгладить острые углы и выпустить картину, которая устроит руководство. Прийти к соглашению со сценаристом Чухрай не смог, поэтому он решил отойти от текста и снять фильм так, как он чувствует, а не так, как написал осторожный Колтунов. Такая вольность и донос сценариста, в котором тот назвал «Сорок первый» «белогвардейской стряпней», чуть не довели дело до суда. Карьера Чухрая была под угрозой. Но фильм случайно посмотрел Никита Хрущев и сказал: «Посылайте в Канны». Там «Сорок первый» отметили призом «За оригинальный сценарий и исключительные художественные достоинства», и Чухрай получил возможность снимать дальше.
«Баллада о солдате»
Свой главный фильм — «Баллада о солдате» — Чухрай задумал еще во время войны. Он хотел отдать дань памяти тем, с кем он вместе шел в бой и кто не вернулся с войны. Но фильм снова подвергся идеологической критике. На взгляд оппонентов Чухрая, фильм не воспитывал зрителя, не вызывал патриотических чувств. От режиссера требовали удалить отдельные эпизоды, но он наотрез отказывался. В итоге картина была запрещена к показу в больших городах, что сразу перекрыло путь к широкой зрительской аудитории. Но волею судьбы фильм все же пробил себе дорогу. Картину снова посмотрел Никита Хрущев, который велел отправить и этот фильм Чухрая в Канны, где «Баллада о солдате» получила сразу две награды: «За лучший фильм для молодежи» и приз «За высокий гуманизм и исключительные художественные качества. «Баллада о солдате» стала одним из самых премированных фильмов в истории СССР. Среди призов (всего их больше сотни) — британская премия BAFTA, датская «Бодиль», призы фестивалей в Сан-Франциско, Варшаве, Милане.
Любимая награда Феллини
Всего режиссер снял восемь картин, в том числе советско-итальянскую ленту «Жизнь прекрасна» с Орнеллой Мути и Джанкарло Джаннини. С итальянцами Чухрая связывала давняя дружба. Это по его рекомендациям в 1963 году Феллини получил главный приз на Московском международном кинофестивале за свои «Восемь с половиной». Тогда советские номенклатурщики пытались всеми правдами и неправдами присудить премию отечественной производственной драме «Знакомьтесь, Балуев». Чухрай, возглавлявший жюри фестиваля, рискуя собственной карьерой, добился того, чтобы была награждена лента «Восемь с половиной».
Чужие фильмы дороже собственных
Чухрай проявил себя не только как режиссер, но и как талантливый руководитель. Десять лет он возглавлял Экспериментальную творческую киностудию (ЭТК) — инновационную с точки зрения экономики организацию. Студия, в отличие от остальных советских кинопроизводств, сама себя окупала и приносила серьезную прибыль. Этому способствовали экзотичный в рамках советской плановой экономики принцип личной заинтересованности сотрудников (например, зарплата режиссера зависела от успеха его фильма в прокате) и более скрупулезный подход к расходам — съемки картины планировались дольше, а осуществлялись быстрее, сотрудников работало меньше, но трудились они эффективнее. ЭТК выпустила такие легендарные ленты, как «Раба любви», «Белое солнце пустыни», «Иван Васильевич меняет профессию». Чухрай писал в своей автобиографии «Мое кино» о том, что для страны эта студия была важнее его творчества. Для Чухрая собственная выгода никогда не была на первом месте: «Какое счастье думать об интересах своей страны, а не о своих личных интересах!»
В публикациях
Фильмы
Смотрите также