Борис Ливанов
Годы жизни: 08 мая 1904 - 22 сентября 1972
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Актер кино, Актер театра
Содержание
Борис Ливанов решил стать актером в 16 лет, когда побывал на спектакле армейского театра. Студента театральной школы-студии звали на главные роли сразу в несколько театров, но он выбрал МХАТ. Ливанов проработал там более 40 лет, исполнил множество ролей и сам создавал декорации для сцены. Играл он и в кино — за свои фильмы актер получил несколько Сталинских премий.
Детские годы и первые учителя Бориса Ливанова
Борис Ливанов родился 8 мая 1904 года в Москве в семье актера Николая Ливанова. Вместе с младшей сестрой Ириной он часто бывал в театре — посещал спектакли отца и его знакомых. В семье Ливановых устраивали и домашние представления — в них участвовал будущий актер. Борис Ливанов вспоминал: «Я вырос в актерской семье. Сызмальства любимым занятием была игра в театр». Кроме актерской карьеры его привлекала военная: «Я мечтал стать еще и моряком — уж очень нравилась мне морская форма. Позже это желание сбылось: на сцене и в кино я был моряком буквально во всех чинах — от матроса до командующего флотом. И был польщен, когда, «дослужившись» до звания фельдмаршала, получил награду — офицерский кортик».
Учиться Борис Ливанов пошел в Первое городское реальное училище, а в 1920 году решил оставить учебу и вступить в Красную армию. Но принимали только тех, кому исполнилось 18, и 16-летнего Ливанова отправили домой. На обратном пути в Москву, в одном из армейских театров, он увидел постановку пьесы Алексея Писемского. Ливанова впечатлил и сам спектакль и реакция публики, которая аплодировала артистам. Позже он писал: «…искусство необходимо народу не только в мирное время, но и в грозные годы войны». Домой он уже возвращался с твердым намерением стать актером.
Борис Ливанов поступил в театральную школу Русского драматического театра Корша. Его первым учителем стал режиссер Андрей Петровский. Во время учебы будущий актер часто посещал спектакли, в которых играли Василий Топорков, Елена Шатрова и Николай Радин — ведущие актеры этого театра.
Борис Ливанов — актер МХАТа
Помимо постановок Театра Корша, Борис Ливанов бывал и на представлениях МХАТа, а в 1921 году стал актером его четвертой студии. Его наставниками были знаменитые театральные деятели тех лет: Василий Лужский, Георгий Бурджалов, Михаил Тарханов и Евгения Раевская. С 1924 года он параллельно учился в школе при МХАТе. Ее руководитель — режиссер Николай Демидов — приглашал Ливанова играть в Художественном театре. А Всеволод Мейерхольд звал в Театр Революции: «Я вас и пробовать не буду, приходите ко мне прямо на репетицию в Театр Революции, и будем играть центральные роли». Актер выбрал МХАТ: он мечтал сыграть в спектакле Константина Станиславского «Горе от ума».
В МХАТ я пришел после театральной школы в 1924 году. Пришел, гордый тем, что меня приглашают сразу на роль Чацкого. Когда меня принимали, К.С. Станиславский был за границей. После его возвращения вновь принятых представляли ему. Подошла моя очередь. Константин Сергеевич посмотрел и сказал:
— Вы очень красивый молодой человек.
Я промолчал, но в душе был с ним, конечно, абсолютно согласен. Станиславский усмехнулся и продолжал:
— Знаете что? Подождите с «Горе от ума». У вас получится не Чацкий, а этакий герой-любовник в роли Чацкого. Сыграйте сперва что-нибудь острохарактерное.
— Вы очень красивый молодой человек.
Я промолчал, но в душе был с ним, конечно, абсолютно согласен. Станиславский усмехнулся и продолжал:
— Знаете что? Подождите с «Горе от ума». У вас получится не Чацкий, а этакий герой-любовник в роли Чацкого. Сыграйте сперва что-нибудь острохарактерное.
Борис Ливанов, «О создателях Московского художественного театра»
В 1924 году Ливанова утвердили на роль князя Шаховского в спектакле «Царь Федор Иоаннович». В следующие несколько лет актер сыграл во многих постановках, среди которых «Отелло», «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и «Мертвые души». В это же время он оформлял декорации для пьесы «Наша молодость».
Оформление было по тем временам смелое для МХАТа, Ливанов решил его реалистично, с элементами иллюзорности (тайга, вагон внутри и снаружи), но без привычного и единственно понятного мастерам МХАТа натурализма в изображении природы. <…> Препятствия были преодолены, и на Малой сцене МХАТа появился хороший спектакль. Это был первый опыт Ливанова — театрального художника, опыт очень удачный, и если Борис не стал сценографом-профессионалом (хоть ряд спектаклей им и был оформлен), то в режиссерской работе решение внешней формы спектакля почти всегда исходило от него.
Вадим Шверубович, «Молодой друг Качалова»
Фильмы Бориса Ливанова
В кино Борис Ливанов начал сниматься еще в середине 1920-х годов, но популярным он стал после главной роли в картине режиссера Александра Ивановского «Дубровский». Однако актер хотел играть других героев — своих современников и сограждан, жителей Советского государства. Он мечтал воплотить на экране сложный образ — революционера или коммуниста.
Он хочет выразить то новое, что видит в людях вокруг себя, ощущает возможности для подлинного воплощения характера человека, живущего и работающего рядом с ним. Ливанов стосковался по сложному образу, по возможности выявить себя во всей глубине и разносторонности своих ощущений, результатом чего была бы вершина искусства — простота.
Андрей Юренев, актер и киновед
В 1936 году Бориса Ливанова пригласили на долгожданную роль в картине «Депутат Балтики». Фильм рассказывал о том, как в разгар революции один из пожилых преподавателей начал обучать матросов и «проповедовать» советскую власть. Ливанов играл роль второго плана, революционера Михаила Бочарова — коммуниста и ярого борца за новые порядки. В энциклопедии «Кино России» писали: «Почти с документальной достоверностью переданы атмосфера и фактура сурового времени, особенности петроградской осенней погоды».
В 1939 году Ливанов снимался в историческом фильме Всеволода Пудовкина «Минин и Пожарский». Актер тщательно продумывал свою роль — князя Дмитрия Пожарского. Он вновь хотел воплотить на экране не просто дворянина, а профессионального военачальника. Несколько раз во время съемок по вине Бориса Ливанова приходилось менять звукозаписывающее оборудование, которое выходило из строя после темпераментных монологов актера.
Ливанов–Пожарский красив, щеголеват. Он профессиональный военный, и это чувствуется в его походке, в том, как он сидит на коне, как он рубится в схватке с врагом.
Ханжара Абул-Касымова, киновед
В 1941 году за эту роль Борис Ливанов получил Сталинскую премию первой степени. На приеме после вручения награды с Ливановым захотел поговорить Иосиф Сталин. Он спросил, почему актер до сих пор не вступил в коммунистическую партию, на что Ливанов ответил: «Товарищ Сталин, я очень люблю свои недостатки». Позднее актеру передали: «Товарищ Сталин сказал: приятно было поговорить с мыслящим артистом».
После Великой Отечественной войны Ливанова приглашали играть в патриотических картинах. В 1946 году он исполнил главную роль в фильме Виктора Эйсымонта «Крейсер «Варяг» — командира корабля и героя Русско-японской войны Всеволода Руднева. И за эту картину артист получил Сталинскую премию первой степени.
После Великой Отечественной войны Ливанова приглашали играть в патриотических картинах. В 1946 году он исполнил главную роль в фильме Виктора Эйсымонта «Крейсер «Варяг» — командира корабля и героя Русско-японской войны Всеволода Руднева. И за эту картину артист получил Сталинскую премию первой степени.
Через три года Борис Ливанов дважды сыграл маршала Рокоссовского — в лентах «Сталинградская битва» и «Падение Берлина». Снимался актер и в эпизодах. Киновед Андрей Юренев писал: «Надо признать, что не было эпизода, сыгранного им, который бы не запомнился, не откладывался в памяти как соответственный тому или иному фильму, и при воспоминании о фильме неизбежно вспоминался и персонаж, созданный Ливановым. Среди ролей, которые исполнял актер, были и отрицательные. В 1958 году он сыграл белогвардейца Константина Мамантова в картине Леонида Лукова «Олеко Дундич».
Еще в 1934 году на банкете в честь свадьбы поэта Василия Каменского Борис Ливанов познакомился со своей будущей супругой — художницей Евгенией Филиппович. Вместе они прожили больше 30 лет и воспитали двух детей: дочь жены от первого брака и общего ребенка — сына Василия. Василий тоже стал актером, известным по роли Шерлока Холмса в киноистории «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Вместе с отцом он сыграл в фильме режиссера Татьяны Лукашевич «Слепой музыкант».
Последние годы жизни Бориса Ливанова
Больше 40 лет Борис Ливанов работал во МХАТе. С 1950-х он не только играл, но и ставил спектакли. В 1953 году прошла премьера «Ломоносова» по пьесе Всеволода Иванова, в 1960 году в репертуаре появились «Братья Карамазовы». В постановке по роману Достоевского Ливанов сам сыграл старшего из братьев — Дмитрия. Через три года он снова сыграл в своем спектакле «Егор Булычов и другие».
Поначалу представлялось, что именно Ливанову противопоказана режиссура — это умение отдать свой темперамент, свое понимание пьесы не одной роли, а всем ролям, всем участникам спектакля. Его собственная яркость, своеобразная актерская диктатура, казалось, должны были помешать созданию концепции целого произведения, раствориться (насколько это возможно) в ансамбле.
Ирина Кузнецова, «Некоторые итоги» (по книге Василия Ливанова «Мой отец — Борис Ливанов»)
С 1960-х годов Борис Ливанов вместе с Виктором Станицыным, Владимиром Богомоловым и Михаилом Кедровым входил в художественный совет МХАТа. В это время в репертуаре почти не появлялось новых спектаклей, а театр быстро терял популярность у зрителей. Тогда в Министерстве культуры СССР назначили нового художественного руководителя. С 1970 года эту должность занял создатель «Современника» Олег Ефремов. Ливанов не хотел, чтобы репертуар МХАТа существенно меняли, поэтому ушел из театра. Он писал: «Я никогда не мечтал работать в театре «Современник», тем более в его филиале».
В 1970-х Борис Ливанов сильно болел, много времени проводил в больницах, перенес операцию на сердце. 22 сентября 1972 года актер умер. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.
В публикациях
Фильмы
Спектакли