Сказка о попе и его работнике Балде
Первая мультипликационная экранизация сказки Александра Сергеевича Пушкина «О попе и о работнике его Балде» почти полностью сгорела при пожаре на складе «Ленфильма» в начале Великой Отечественной войны. Сохранился лишь небольшой отрывок работы режиссера Михаила Цехановского и незаконченная партитура музыкального сопровождения фильма, написанная Дмитрием Шостаковичем.
В 1940 году Пантелеймоном Сазоновым была предпринята очередная попытка экранизации сказки. На свет появился короткометражный мультфильм, выпущенный сразу в двух версиях: цветной и черно-белой. Сюжет фильма, за исключением некоторых деталей, повторил сказку А.С. Пушкина.
Самолюбивый и надменный поп, прогуливаясь по рыночной площади, ищет себе «работника — повара, конюха и плотника», который работал бы на него исправно и много, а денег бы за это брал всего ничего. Ему встречается бравый молодец Балда, который и нанимается к попу в слуги за чисто символическую плату — «в год за три щелка по лбу». Вскоре попу предстоит узнать силу щелбана Балды:
Прыгнул поп до потолка
Со второго щелка
Лишился поп языка;
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
Впервые Пушкин прочитал «Сказку о попе и о работнике его Балде» Гоголю в Царском Селе летом 1831 года. Через девять лет она была опубликована Василием Жуковским, который по цензурным причинам заменил попа купцом Кузьмой Остолопом («Жил-был купец Кузьма Остолоп по прозванию Осиновый Лоб…»). Такая замена выглядит вполне лаконично из-за акцентного стиха, которым написана сказка. В этом тоническом стихосложении текст представлен скорее как рифмованная проза. Образцом акцентного стиха в современной культуре является рэп. Александр Сергеевич же почерпнул этот тип стихосложения в раечниках — рифмах народного театра и, в частности, передвижных ящиков рисованного театра — райках. Николай Васильевич Гоголь так описал произведение в своем письме Данилевскому: «Одна сказка была даже без размера, только с рифмами и прелесть невообразимая».
Пантелеймон Сазонов известен детям и взрослым по первым черно-белым экранизациям таких произведений, как «Кошкин дом», «Слон и Моська» и многих других. В его версии «Сказки о попе и о работнике его Балде» персонажи изображены максимально похожими на рисунки Пушкина со страниц рукописи. В последующих экранизациях внешность героев меняется, а характеры становятся более резкими и правдоподобными. Картина стала одной из последних, выпущенных студией «Союзмультфильм» до эвакуации в Самарканд.