Смешные люди
Режиссер Михаил Швейцер был мастером экранизации классики. Он снимал фильмы по произведениям Льва Толстого («Воскресение» и «Крейцерова соната»), Николая Гоголя («Мертвые души»), Александра Пушкина («Маленькие трагедии»), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой теленок»). И все эти картины тоже со временем становились классикой. Как верно подметила киновед Елена Горфункель: «Михаил Швейцер — пристрастный и благодарный читатель. Из породы тех гуманитариев, что чтят литературу как почву и силу. Но к тому же он из тех уже гораздо реже встречающихся людей, которые имеют завидный дар воплощать свои литературные впечатления в искусстве» (Е. Горфункель, «Новейшая история отечественного кино», СПб., «Сеанс», 2001).
Режиссер бережно относился к слову, к литературному первоисточнику, но в то же время его экранизации — это отдельные, самобытные произведения искусства. Как говорил сам А.П. Чехов: «Можно лгать в любви, в политике, в медицине, можно обмануть людей… но в искусстве обмануть нельзя». Можно сказать, что режиссер Михаил Швейцер экранизировал великих писателей, в том числе и Чехова, без обмана, с огромным уважением, и в то же время со своим видением их произведений. Его фильмы можно изучать в школах наравне с самими книгами классиков. Недаром в 1999 году режиссеру была вручена Золотая пушкинская медаль «За вклад в развитие, сохранение и приумножение традиций отечественной культуры».
В «Смешных людях» Швейцер соединил несколько юмористических рассказов Антона Чехова — «Певчие», «Невидимые миру слезы», «Разговор человека с собакой», «В цирюльне», «Злоумышленник», «В бане», «Толстый и тонкий», «Ушла». Зритель картины попадает на репетицию любительского хора в провинциальном городке. И у каждого из хористов — своя история: смешная и грустная. А на самом-то деле люди эти совсем не смешные, а, скорее, несчастные. Скука и однообразие их существования, скудность интересов делает их жизнь невыносимо невыразительной. Но гений Чехова умел подмечать во всех этих «скучных историях» самое главное, акцентировать внимание на важнейших деталях и из каждого банального происшествия творить маленький шедевр. Ведь практически все эти рассказы — очень короткие, но в этих малюсеньких эпизодах сказано больше, чем бывает порой в многотомных романах.
Блистательный актерский состав собран в картине «Смешные люди». Музыку к фильму писал замечательный композитор Исаак Шварц, который уже неоднократно сотрудничал с Михаилом Швейцером.
«Смешные люди» — это второе обращение режиссера Михаила Швейцера к творчеству Чехова. До этого, в 1970 году, он снял фильм «Карусель» по рассказам и записным книжкам писателя. А всего по произведениям Антона Павловича снято 235 художественных и 10 анимационных фильмов. И это, разумеется, не предел. Кинематографисты в разные годы обращаются к его творческому наследию, это неисчерпаемый источник тем, сюжетов, философских размышлений о жизни и о людях.