15 советских киносказок
Чем занять ребенка в зимние каникулы? Вспоминаем любимые советские киносказки, которые современные взрослые пересмотрели не один десяток раз, а современные дети должны увидеть хотя бы единожды.
Экранизация одноименного романа Лазаря Лагина. Юный пионер Волька с Краснопресненской (Алексей Литвинов) достает со дна Москвы-реки запечатанный и явно древний кувшин. Любопытный паренек дома открывает находку, и из сосуда появляется древний джинн. Две тысячи лет Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб (Николай Волков) провел в этом тесном кувшине, отбывая наказание за провинность. Волшебник попадает в Советский Союз 50-х годов из тех времен, когда люди были уверены, что земля — плоская и стоит на черепахе.
Одна из главных новогодних киносказок в России и в Чехии. Фильм также был в кинопрокате Великобритании, ГДР, США, Мексики, Финляндии и других стран. Стивен Спилберг в одном из интервью сказал, что фильм «Морозко» повлиял на создание многих шедевров Голливуда. Киносказочник Александр Роу был уверен, что на природе всякое чудо удается гораздо лучше, чем в павильонах. Разделяла ли его уверенность юная Инна Чурикова, которая действительно мерзла в кольских лесах, сказать трудно. Но актриса, впоследствии ставшая звездой советского кинематографа, стоически переносила холод и самоотверженно ела головки лука, которые положил в корзину вместо яблок экономный реквизитор.
Поэтичные образы, костюмы в стиле билибинской живописи, монолитный и продуманный сюжет и небывалые для 60-х годов спецэффекты — вот секрет успеха знаменитой сказки.
Любите ли вы рассматривать себя в зеркале? Как вы думаете, за зеркальной гладью находитесь вы или кто-то еще, чье имя звучит как ваше, только в обратном порядке? Капризуля Оля знакомится со своим отражением — Яло. Вместе девочки попадают в Королевство кривых зеркал. Здесь все наоборот и в облике людей живут по своим звериным законам Анидаг (Гадина), Нушрок (Коршун), Абаж (Жаба), Йагупоп (Попугай) и многие другие собирательные образы. Преодолевая трудности, Оля осознает, что быть неряхой, сладкоежкой, лентяйкой и плаксой нехорошо и даже опасно для жизни.
Одна из самых главных и самых любимых советских киносказок создавалась не благодаря, а вопреки. Только окончилась война. Недоверие к материалу, молодым режиссерам, будущим героям. Недостаток реквизита и костюмов. Фильм сдали в апреле 1947 года, период павильонных съемок пришелся на холода. Павильоны «Ленфильма» в послевоенном городе не отапливались, и Янина Жеймо вспоминала, что на съемках актеры ходили в шерстяных платках и валенках, но как только раздавалась команда «Мотор!», «гости бала» и «придворные» сбрасывали с себя все теплое и оставались в бальных платьях, сшитых из занавесок и других подручных материалов. Что-то принесли из дома актеры, что-то позаимствовали в Мариинском театре. Результат радует зрителей всех возрастов уже несколько десятков лет.
Этот фильм даже более комичен и беззаботен, чем другие сказки Александра Роу. В нем нет места грусти и тьме. Даже такой архетип (к которому режиссер до этого прибегал не раз), как Кощей Бессмертный, здесь не несет зла. Он живой человек — великовозрастный жених, который не сумел справиться со своими чувствами. Да и Водяной (Павел Павленко) здесь отнюдь не чудище, а, скорее, добродушный скучающий старик, которого в столь преклонном возрасте уже мало что может удивить.
Людмила Гурченко в роли Козы. Михаил Боярский в роли Волка. Уже достаточно для того, чтобы обязательно посмотреть это кино.
Модный, экстравагантный, в фиолетово-синем парике и советских лосинах, красавец Волк строит глазки привлекательной Маме Козе и ворует ее сладеньких козлят. Разумеется, добро победит зло и вместо сытного ужина Волк отморозит свой хвост в проруби.
Надеетесь ли вы на приключения, отправляясь погостить к бабушке? Наверняка. Особенно если бабуля — сама Баба-яга из Тридвадцатого царства. В музыкальной киноленте «Там, на неведомых дорожках…» простой советский пионер Митя Сидоров попадает в Тридвадцатое царство. Со всеми вытекающими из этого сказочными последствиями.
У царя Авдея родился первенец. Разумеется, Иван. В этот же день на свет появился Иван у ключницы Варвары. Еще одного Ивана нашли за плетнем в капусте. А потом младенцев подменили. Пройдет 20 лет, прежде чем правда восторжествует, да и то не без помощи Кощея Бессмертного в исполнении Олега Табакова.
Экранизация пьесы Евгения Шварца, написанной по мотивам сказки Ханса Кристиана Андерсена, вышла на экраны в середине 60-х. К тому времени зрители уже были знакомы со знаменитым мультфильмом Льва Атаманова и перед авторами стояла нетривиальная задача — создать столь же интересную картину, не прибегая к помощи анимации. Без современных спецэффектов режиссеру Геннадию Казанскому пришлось «оживлять» неодушевленные предметы и «учить говорить» животных.
Сценарий для фильма написал Александр Роу. Жил на свете пахарь Финист. Был он могучим, сильным и дружил с Соколом, птицей непростой. Сокол всегда предсказывал богатырю, откуда придет опасность и как одолеть захватчиков. За то, что богатырь Финист всегда побеждал в схватках с врагом, в народе его прозвали Ясным соколом. Вячеслав Воскресенский, сыгравший Финиста, надолго стал кумиром советских девушек.
Когда режиссер Надежда Кошеверова приступила к созданию этого фильма, ее главный киношедевр — «Золушку» 1947 года, поставленную в соавторстве с Михаилом Шапиро по сценарию Евгения Шварца, — посмотрели 18 миллионов зрителей. «Старая, старая сказка» возникла на основе сюжетов не одной, а сразу трех сказок Андерсена: «Огниво», «Свинопас» и «Дурень Ганс». Главную роль сыграл Олег Даль
«Требуется принцесса» — такое смелое объявление появилось на воротах дворца, когда принцу пришло время жениться. И сразу удивительный поворот. Желающих разделить с принцем королевские покои не нашлось. Наследник престола решил брать судьбу штурмом и отправился на поиски. Он обошел десятки окрестных земель, стер не одни парадные башмаки, впал в депрессию от одиночества, не найдя ни одной кандидатки в титулованные жены, и решил вернуться домой. Будущая принцесса обнаружилась у входа в королевский замок. Но, вместо того, чтобы возрадоваться, королевская семья решила устроить главное испытание. И подложила ей горошину.
Отставной солдат возвращается домой, и, конечно, на его пути встречаются те, кто нуждается в помощи. А герой и рад стараться, любое дело ему по плечу: медведя из капкана вытащить — «поможем», мастерицу-труженицу из лап морского царя спасти — не вопрос. Солдат легко меняет свой маршрут, чтобы помочь храброму Ванюшке в поиске похищенной матери. Царь Водокрут, однако, просто так Марью-искусницу не отдаст. Одной силой с волшебством не справиться, вот и придется героям побеждать благодаря находчивости, смекалке и веры в свою правоту. Помимо противного Водокрута, на пути солдата и мальчика оказываются министр Квак и Тетушка-непогодушка.
Одна из первых послевоенных работ признанного мастера сказочного жанра Александра Птушко. Фильм, созданный по мотивам русского онежского фольклора, стал шедевром мировой сказки, на который как на эталон ориентировались лучшие мировые кинематографисты.
Новгородский торговец и гусляр Садко — русский богатырь канонического облика: косая сажень в плечах, вьющиеся светлые волосы, бархатный голос. Когда он играет на гуслях, слушатели замирают в восхищении. На купеческом пиру Садко мечтает вслух: будь у него немного больше золота, отправился бы он в странствия на долгие годы. На помощь спешит дочь морского царя.
Немного страшный, немного грустный — этот фильм одновременно и детская сказка, и философская притча.
Режиссер Александр Митта сломал сразу несколько сказочных стереотипов: трагедия здесь происходит именно в Новый год, а один из главных героев, врач и поэт Орландо, вопреки канону погибает. Финал, как водится, счастливый: сирота Марта все-таки находит своего пропавшего брата Мая, обладавшего необычным даром чувствовать и притягивать к себе золото. Однако слишком смелый и двусмысленный для сказки: разрушив набитый золотом замок Горгона, Май лишается своего дара, но одновременно в него вселяется душа умершего Орландо.
Режиссер Александр Митта сломал сразу несколько сказочных стереотипов: трагедия здесь происходит именно в Новый год, а один из главных героев, врач и поэт Орландо, вопреки канону погибает. Финал, как водится, счастливый: сирота Марта все-таки находит своего пропавшего брата Мая, обладавшего необычным даром чувствовать и притягивать к себе золото. Однако слишком смелый и двусмысленный для сказки: разрушив набитый золотом замок Горгона, Май лишается своего дара, но одновременно в него вселяется душа умершего Орландо.
Смотрите также