Садко
Одна из первых послевоенных работ признанного мастера сказочного жанра Александра Птушко («Илья Муромец», 1956; «Сказка о царе Салтане», 1966; «Руслан и Людмила», 1972).
«Садко» — шедевр мировой сказки, на который как на эталон ориентировались лучшие мировые кинематографисты. Фильм снят по мотивам русского онежского фольклора. Новгородский торговец и гусляр Садко — русский богатырь канонического облика: косая сажень в плечах, вьющиеся светлые волосы, бархатный голос. Когда он играет на гуслях, слушатели замирают в восхищении. На купеческом пиру Садко мечтает вслух: будь у него немного больше золота, отправился бы он в странствия на долгие годы. На помощь спешит дочь Морского царя. Благодаря ее поддержке двухметровый гусляр вместе с дружиной отправляется в большое путешествие. Что его только ни ждет — от встречи с Нептуном (прямо на дне морском) до знакомства с Махараджей в далекой Индии. Как в любой сказке Птушко, из всех, даже самых опасных ситуаций герой выходит целым и невредимым. Вернувшись домой, Садко понимает, что не нужна ему ни одна заморская принцесса, кроме его возлюбленной Любавы Буслаевны.
Избранницу Садко сыграла Алла Ларионова («Ведьма», 1958; «Ко мне, Мухтар!», 1964; «Дядюшкин сон», 1966). Для 22-летней студентки ВГИКа, которая позже станет одной из самых востребованных актрис поколения, это была первая большая роль в кино. Роль самого богатыря досталась лауреату Сталинской премии первой степени Сергею Столярову. Он сыграл ее в 40 лет, после чего на фестивале в Венеции был причислен к лучшим актерам мира за полувековую — на тот момент — историю кино. Там же, в Италии, в 1953 году ему присвоили престижный приз «Серебряный лев».
Кроме Аллы Ларионовой и Сергея Столярова, к работе над фильмом Птушко привлек актеров, до этого редко или никогда не снимавшихся в жанре сказки: Михаила Астангова (Махараджа), Лидию Вертинскую (Феникс), Степана Каюкова (Морской царь), Ивана Переверзева (Тимофей Ларионович), Михаила Трояновского (Трифон).
В фильме «Садко» использованы фрагменты из одноименной оперы Римского-Корсакова, музыку к которой композитор начал сочинять еще в 1867 году. Премьера состоялась только через 30 лет, 27 декабря 1897 года, на сцене Московской частной оперы — вместо Мариинского театра, где Николай II лично вычеркнул «Садко» из репертуара со словами: «Пусть дирекция подыщет что-нибудь повеселее».
Экранная судьба «Садко» имела ещё один неожиданный поворот. В 1963 году картина приглянулась Роджеру Корману — легендарному мастеру среднебюджетных ужасов и экранизаций мистических творений Эдгара По. Предприимчивый режиссер купил ее для проката в США и презентовал под названием «Волшебное путешествие Синдбада». Сценарий для англоязычной версии писал 23-летний Фрэнсис Форд Коппола. Тогда будущий режиссер «Крестного отца» был всего лишь начинающим автором, попытавшимся превратить русскую былину в американскую сказку.