7 интересных фактов о Михаиле Булгакове
В каком возрасте Михаил Булгаков написал первый рассказ, почему запрещали ставить «Дни Турбиных», какую известную советскую комедию сняли по одной из пьес писателя и кто был прообразом Маргариты — об этих и других фактах из жизни Булгакова читайте в нашем материале.
Первый рассказ в семь лет и выбор профессии
Свой первый рассказ «Похождения Светлана» Михаил Булгаков написал в семь лет. А в пятом классе гимназии он уже сочинил фельетон «День главного врача», несколько эпиграмм и сатирических стихов. Однако своим предназначением будущий писатель считал медицину: два брата его матери были врачами в Москве и Варшаве, и Булгаков с детства слышал, что это нужная и доходная профессия. В 1916 году он окончил медицинский факультет Киевского университета, во время революции и Гражданской войны работал хирургом и венерологом, а по вечерам писал рассказы и пьесы. Но в 1920 году Булгаков оставил врачевание и стал заведующим литературной и театральной секцией во Владикавказском революционном комитете.
Запрет «Дней Турбиных» во МХАТе
В 1925 году Булгакову предложили написать пьесу на основе только что вышедшего романа «Белая гвардия», чтобы поставить ее во МХАТе. Однако вскоре Главное управление по делам литературы и издательств запретило новую повесть писателя «Собачье сердце» — сатиру на революцию и «нового» человека с сердцем собаки и образом мыслей уголовника. В квартире Булгакова прошел обыск, сотрудники ОГПУ изъяли рукопись повести и личные дневники писателя. А за постановкой в Художественном театре начал следить Главный комитет по контролю за репертуаром. По его требованию название сменили на «Дни Турбиных» и убрали некоторые сцены. Однако после очередной репетиции руководство Главреперткома заявило, что «в таком виде пьесу выпускать нельзя. Вопрос о разрешении остается открытым». На это художественный руководитель МХАТа Константин Станиславский ответил, что если пьесу запретят, то он уйдет из театра.
Снова начались переговоры. Из постановки убрали сцену, в которой петлюровцы избивают еврея, в финале появились нарастающие звуки «Интернационала» и «здравица» Красной армии. В таком виде 25 сентября 1926 года Главрепертком наконец разрешил ставить «Дни Турбиных», но только МХАТу и только на один сезон. Пьеса стала единственной в советском театре, где белый лагерь изображали не карикатурно, а с глубоким сочувствием, и пользовалась успехом у публики. Однако почти все сторонники коммунистической партии критиковали «Дни Турбиных». Например, Владимир Маяковский утверждал, что запрещать ее бесполезно, но предлагал освистать постановку прямо во время представления.
Читайте также:
Коллекция «ругательных» рецензий
Михаил Булгаков собирал в специальный альбом газетные и журнальные вырезки с отзывами критиков о своих произведениях, прежде всего о пьесах. Среди опубликованных рецензий за 1920–1930-е годы, по подсчетам Булгакова, «похвальных было 3, враждебно-ругательных — 298». Его вторая жена Любовь Белозерская писала: «Вспоминаю, как постепенно распухал альбом вырезок с разносными отзывами и как постепенно истощалось стоическое к ним отношение со стороны М.А., а попутно истощалась и нервная система писателя: он стал раздражительней, подозрительней, стал плохо спать, начал дергать головой и плечом». В основном драматурга обвиняли в том, что он пытается идеализировать или оправдывать белогвардейцев. А в 1929 году пьесы Булгакова «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», «Дни Турбиных» запретили и исключили из театрального репертуара.
Пьеса «Иван Васильевич» — основа популярной комедии 1970-х
В 1934 году Михаил Булгаков написал пьесу-комедию «Иван Васильевич». Ее главный герой, московский изобретатель Николай Тимофеев, создал машину времени и с ее помощью переместил в 1930-е годы Ивана Грозного. А москвич Иван Бунша-Корецкий, который был очень похож на царя, и жулик Жорж Милославский попали в прошлое. В образе Ивана Грозного прослеживались черты Иосифа Сталина, поэтому при жизни Булгакова пьесу так и не опубликовали. Но в 1973 году ее экранизировал Леонид Гайдай. Режиссер перенес действие в 1970-е и осовременил обстановку: например, заменил патефон магнитофоном. Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» прошел в кинотеатрах страны с успехом и стал одной из самых популярных советских комедий.
Пьеса о Пушкине без самого Пушкина
К 100-летию со дня гибели Александра Пушкина, в 1937 году, Михаил Булгаков написал пьесу о последних годах жизни поэта. Драматург Сергей Ермолинский вспоминал, что однажды Булгаков сообщил ему: «Пишу пьесу о Пушкине. Об этом никому. Пьесу о Пушкине, но в ней не будет Пушкина. Понимаешь? Величайшая тайна!» Автор считал, что появление поэта на сцене будет выглядеть вульгарно и безвкусно.
Пьесу начали репетировать в Театре имени Е.Б. Вахтангова, а также обсуждали постановку во МХАТе. Режиссерам Илье Судакову, Василию Сахновскому, Владимиру Немировичу-Данченко и актеру Василию Качалову понравилась задумка Булгакова. Однако Константин Станиславский ее не поддержал, а Леонид Леонидов считал, что публика не примет спектакль о Пушкине без роли самого поэта. К юбилею пьесу так и не поставили, премьера состоялась только весной 1943 года, в эвакуации, под названием «Последние дни». Спектакль шел на сцене МХАТа больше 15 лет.
Елена Шиловская — прототип Маргариты
Прототипом главной героини в романе «Мастер и Маргарита» стала третья жена Булгакова Елена Шиловская. Когда они познакомились, она была замужем за генералом Евгением Шиловским, а писатель — женат на Любови Белозерской. Влюбленные начали встречаться тайно, как и герои романа. Шиловская вспоминала: «Я поняла, что это моя судьба… Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь». Однако возлюбленная писателя долго не решалась расстаться с мужем, который к тому же собирался в случае развода оставить себе детей.
Булгаков и Шиловская поженились только в 1933 году. Третья супруга стала музой, литературным секретарем и машинисткой писателя. Именно Елена Булгакова сохранила рукопись романа «Мастер и Маргарита» и опубликовала его через 16 лет после смерти мужа.
Собака Бегемот — прообраз компаньона Воланда
Кот Бегемот, знаменитый помощник Воланда в романе «Мастер и Маргарита», говорит: «Кот — древнее и неприкосновенное животное». Однако сам автор, вопреки популярному мнению, к кошкам был равнодушен. Его вторая жена Любовь Белозерская вспоминала: «Кошку Муку Михаил Афанасьевич на руки никогда не брал: был слишком брезглив, но на свой письменный стол допускал, подкладывая под нее бумажку». А героя Булгаков назвал в честь своего умного пса Бегемота, которого очень любил. По другой версии, прототипом кота был демон чревоугодия Бегемот. Согласно мифам, он мог принимать образ любого животного, обольщал людей и сбивал с праведного пути.
Автор: Дарья Мартыненко