7 интересных фактов о Михаиле Булгакове

В каком возрасте Михаил Булгаков написал первый рассказ, почему запрещали ставить «Дни Турбиных», какую известную советскую комедию сняли по одной из пьес писателя и кто был прообразом Маргариты — об этих и других фактах из жизни Булгакова читайте в нашем материале.

Первый рассказ в семь лет и выбор профессии

Свой первый рассказ «Похождения Светлана» Михаил Булгаков написал в семь лет. А в пятом классе гимназии он уже сочинил фельетон «День главного врача», несколько эпиграмм и сатирических стихов. Однако своим предназначением будущий писатель считал медицину: два брата его матери были врачами в Москве и Варшаве, и Булгаков с детства слышал, что это нужная и доходная профессия. В 1916 году он окончил медицинский факультет Киевского университета, во время революции и Гражданской войны работал хирургом и венерологом, а по вечерам писал рассказы и пьесы. Но в 1920 году Булгаков оставил врачевание и стал заведующим литературной и театральной секцией во Владикавказском революционном комитете.

Запрет «Дней Турбиных» во МХАТе

В 1925 году Булгакову предложили написать пьесу на основе только что вышедшего романа «Белая гвардия», чтобы поставить ее во МХАТе. Однако вскоре Главное управление по делам литературы и издательств запретило новую повесть писателя «Собачье сердце» — сатиру на революцию и «нового» человека с сердцем собаки и образом мыслей уголовника. В квартире Булгакова прошел обыск, сотрудники ОГПУ изъяли рукопись повести и личные дневники писателя. А за постановкой в Художественном театре начал следить Главный комитет по контролю за репертуаром. По его требованию название сменили на «Дни Турбиных» и убрали некоторые сцены. Однако после очередной репетиции руководство Главреперткома заявило, что «в таком виде пьесу выпускать нельзя. Вопрос о разрешении остается открытым». На это художественный руководитель МХАТа Константин Станиславский ответил, что если пьесу запретят, то он уйдет из театра.
Снова начались переговоры. Из постановки убрали сцену, в которой петлюровцы избивают еврея, в финале появились нарастающие звуки «Интернационала» и «здравица» Красной армии. В таком виде 25 сентября 1926 года Главрепертком наконец разрешил ставить «Дни Турбиных», но только МХАТу и только на один сезон. Пьеса стала единственной в советском театре, где белый лагерь изображали не карикатурно, а с глубоким сочувствием, и пользовалась успехом у публики. Однако почти все сторонники коммунистической партии критиковали «Дни Турбиных». Например, Владимир Маяковский утверждал, что запрещать ее бесполезно, но предлагал освистать постановку прямо во время представления.

Коллекция «ругательных» рецензий

Михаил Булгаков собирал в специальный альбом газетные и журнальные вырезки с отзывами критиков о своих произведениях, прежде всего о пьесах. Среди опубликованных рецензий за 1920–1930-е годы, по подсчетам Булгакова, «похвальных было 3, враждебно-ругательных — 298». Его вторая жена Любовь Белозерская писала: «Вспоминаю, как постепенно распухал альбом вырезок с разносными отзывами и как постепенно истощалось стоическое к ним отношение со стороны М.А., а попутно истощалась и нервная система писателя: он стал раздражительней, подозрительней, стал плохо спать, начал дергать головой и плечом». В основном драматурга обвиняли в том, что он пытается идеализировать или оправдывать белогвардейцев. А в 1929 году пьесы Булгакова «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», «Дни Турбиных» запретили и исключили из театрального репертуара.

Пьеса «Иван Васильевич» — основа популярной комедии 1970-х

В 1934 году Михаил Булгаков написал пьесу-комедию «Иван Васильевич». Ее главный герой, московский изобретатель Николай Тимофеев, создал машину времени и с ее помощью переместил в 1930-е годы Ивана Грозного. А москвич Иван Бунша-Корецкий, который был очень похож на царя, и жулик Жорж Милославский попали в прошлое. В образе Ивана Грозного прослеживались черты Иосифа Сталина, поэтому при жизни Булгакова пьесу так и не опубликовали. Но в 1973 году ее экранизировал Леонид Гайдай. Режиссер перенес действие в 1970-е и осовременил обстановку: например, заменил патефон магнитофоном. Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» прошел в кинотеатрах страны с успехом и стал одной из самых популярных советских комедий.

Пьеса о Пушкине без самого Пушкина

К 100-летию со дня гибели Александра Пушкина, в 1937 году, Михаил Булгаков написал пьесу о последних годах жизни поэта. Драматург Сергей Ермолинский вспоминал, что однажды Булгаков сообщил ему: «Пишу пьесу о Пушкине. Об этом никому. Пьесу о Пушкине, но в ней не будет Пушкина. Понимаешь? Величайшая тайна!» Автор считал, что появление поэта на сцене будет выглядеть вульгарно и безвкусно.
Пьесу начали репетировать в Театре имени Е.Б. Вахтангова, а также обсуждали постановку во МХАТе. Режиссерам Илье Судакову, Василию Сахновскому, Владимиру Немировичу-Данченко и актеру Василию Качалову понравилась задумка Булгакова. Однако Константин Станиславский ее не поддержал, а Леонид Леонидов считал, что публика не примет спектакль о Пушкине без роли самого поэта. К юбилею пьесу так и не поставили, премьера состоялась только весной 1943 года, в эвакуации, под названием «Последние дни». Спектакль шел на сцене МХАТа больше 15 лет.

Елена Шиловская — прототип Маргариты

Прототипом главной героини в романе «Мастер и Маргарита» стала третья жена Булгакова Елена Шиловская. Когда они познакомились, она была замужем за генералом Евгением Шиловским, а писатель — женат на Любови Белозерской. Влюбленные начали встречаться тайно, как и герои романа. Шиловская вспоминала: «Я поняла, что это моя судьба… Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь». Однако возлюбленная писателя долго не решалась расстаться с мужем, который к тому же собирался в случае развода оставить себе детей.
Булгаков и Шиловская поженились только в 1933 году. Третья супруга стала музой, литературным секретарем и машинисткой писателя. Именно Елена Булгакова сохранила рукопись романа «Мастер и Маргарита» и опубликовала его через 16 лет после смерти мужа.

Собака Бегемот — прообраз компаньона Воланда

Кот Бегемот, знаменитый помощник Воланда в романе «Мастер и Маргарита», говорит: «Кот — древнее и неприкосновенное животное». Однако сам автор, вопреки популярному мнению, к кошкам был равнодушен. Его вторая жена Любовь Белозерская вспоминала: «Кошку Муку Михаил Афанасьевич на руки никогда не брал: был слишком брезглив, но на свой письменный стол допускал, подкладывая под нее бумажку». А героя Булгаков назвал в честь своего умного пса Бегемота, которого очень любил. По другой версии, прототипом кота был демон чревоугодия Бегемот. Согласно мифам, он мог принимать образ любого животного, обольщал людей и сбивал с праведного пути.

Автор: Дарья Мартыненко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна