18+

Иван Васильевич меняет профессию

Комедия
1973
92 мин
СССР

После двух успешных фильмов Леонид Гайдай вновь приглашает на одну из главных ролей Александра Демьяненко. Артисту уже идет 36-й год, его персонаж также взрослеет. Теперь он не Шурик, а Александр Тимофеев, инженер-изобретатель, сделавший во время отпуска у себя дома машину времени. Мы видим, что Шурик женился, обзавелся квартирой, но, к счастью, сохранил свое остроумие и быструю реакцию. И еще ему снятся сны…

Александру Тимофееву в этот раз (а может быть, и исторический фильм по телевизору что-то подсказал) пригрезился странный цветной сон. Будто ловил он черную кошку по квартире и устроил короткое замыкание во всем многоквартирном доме. Затем увидел Александр, как он решил рискнуть и увеличить напряжение в своей машине времени и как та стала проявлять чудеса. После взрыва не только «растворилась» стена в соседнюю квартиру Шпака, но и открылся коридор в XVI век — прямо в палаты Ивана Грозного.

В это же время в квартиру Шпака незаконно проник домушник Жора Милославский (Леонид Куравлев), к Шурику с претензиями от имени жильцов ворвался управдом Бунша (Юрий Яковлев). И так случилось, что в общей кутерьме Милославский и Бунша отправились в прошлое, а грозный царь Иван Грозный (Юрий Яковлев) оказался в современной Москве. Суеты добавил еще и уход любимой жены Зины (Наталья Селезнева) к кинорежиссеру Якину (Михаил Пуговкин).

«Иван Васильевич…» — бенефис звезды Театра имени Вахтангова Юрия Яковлева. Скороговорка, недалекость и пугливость Бунши контрастирует с широкими, величавыми жестами и реакциями Ивана Грозного. По-разному оба персонажа осваивают новые для себя предметы быта, окружения. И получается парадокс: радетель об общественном благе Бунша совсем не умеет владеть новой ситуацией, кроме как на банкете разгуляться, а вор-рецидивист Жора готов отстаивать базовые государственные ценности. Артистичная натура Милославского позволяет ему быстро приспособиться к новым обстоятельствам…

А урок Ивана Грозного режиссеру Якину, как надо обращаться с женщинами, радует уже не одно поколение зрительниц.

Добавили яркости фильму и зажигательные мелодии Александра Зацепина.

Особенности:

— Жанр в титрах — «не научно-фантастический, не совсем реалистический и не строго исторический».

— Песню «Поговори хоть ты со мной…», которая впоследствии называлась «Вариация на цыганские темы», Владимир Высоцкий записал специально для фильма.

— Песню «Разговор о счастье» поет Валерий Золотухин.

— По посещаемости картина занимает 17-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.

— В зарубежном прокате фильм шел под названием «Ivan the Terrible: Back to the Future» — «Иван Грозный: Назад в будущее».

Авторы о фильме:

Яков Костюковский: «Мы с Гайдаем выработали свой принцип работы на зрителя — «А что скажет бабушка в Йошкар-Оле?». Эта бабушка была для нас главным критиком. Ни Госкино, ни ЦК, ни КГБ, а некая гипотетическая бабушка. Как ей понравится тот или иной эпизод? Поймет ли она его? Ведь для Гайдая награды и звания не имели принципиального значения — главной была реакция зрителя».

Контекст:

— В первой половине 1970-х вышли три экранизации Михаила Булгакова. В 1970-м — «Бег», режиссеры Александр Алов, Владимир Наумов (по мотивам произведений «Бег», «Белая гвардия», «Черное море»); «Иван Васильевич» в 1973-м; трехсерийный художественный телевизионный фильм по одноименной пьесе «Дни Турбиных» в 1976-м.

Крылатые фразы:

Царь Иван Васильевич Грозный: «Ах, боярыня красотою лепа, червлена губами, бровьми союзна…», «Ты почто боярыню обидел, смерд?», «Замуровали демоны!», «Ключница водку делала?», «Да, хоромы-то тесные», «Оставь меня, старушка, я в печали…»

Управдом Иван Васильевич Бунша: «Вы еще ответите за свои антиобщественные опыты, хулиган!», «За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?», «Здравствуйте, царь, очень приятно. Царь, очень приятно. Царь».

Жорж Милославский: «Граждане, храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть», «Царские шмотки! Одевайся — царем будешь», «Попрошу очистить царский кабинет».

Инженер-изобретатель Александр Тимофеев (Шурик): «Если бы вы были моей женой, я бы повесился», «Когда вы говорите, Иван Васильевич, впечатление такое, что вы бредите».

Зина Тимофеева: «А вы очень темпераментный человек…»

Дьяк Феофан: «Был у нас толмач немчин. Ему переводить — а он лыка не вяжет. Мы его в кипятке и сварили», «Как же это так, батюшка? Ведь Казань-то наша!»

Ульяна Андреевна Бунша: «И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат, и меня вылечат…»

Антон Семенович Шпак: «Все, что нажито непосильным трудом, все погибло!»

Кинорежиссер Карп Савельевич Якин: «Слушайте, я не узнаю вас в гриме. Кто вы такой?», «…Аз есмь… Житие мое, паки-паки, иже херувимы!..»

Царица Марфа Васильевна: «Всё в делах, всё в делах, великий государь, аки пчела!»

В ролях: Владимир Этуш, Савелий Крамаров, Наталья Селезнёва, Михаил Пуговкин, Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Александр Демьяненко, Наталья Крачковская, Наталья Кустинская и другие
Режиссер: Леонид Гайдай

В подборках

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна