Праздничный календарь в Приладожье
В настоящее время в Приладожье сохранились отчетливые представления о престольных праздниках, практически каждый второй житель может точно назвать свой «деревенский праздник», хотя традиция отмечать такие праздники всей деревней ушла в прошлое.
Ольга Витковская.
Студентка исторического факультета, кафедры этнографии и антропологии СПбГУ.
Архив полевых этнографических экспедиций кафедры этнологии МГУ и кафедры этнографии и антропологии СПбГУ
Студентка исторического факультета, кафедры этнографии и антропологии СПбГУ.
Архив полевых этнографических экспедиций кафедры этнологии МГУ и кафедры этнографии и антропологии СПбГУ
Что касается современности, то есть тенденция проведения «дней деревни», чаще всего приуроченных к престольному празднику, а также организации массовых мероприятий на Иванов день, Новый год, 1 сентября, 9 мая. Инициатива в данном случае исходит от администрации области.
Что касается полноты собранных сведений, то, к сожалению, есть пробелы. Так, о праздниках периода с февраля по май сведений собрать не удалось. Хорошо представлены новогодний (рождественский) цикл, осенние праздники, а также календарные даты советского периода.
Январь отмечен в календаре местных жителей прежде всего в связи с Рождеством, святочными гуляньями, проводами старого года. Традиционно Рождество справлялось (и справляется до сих пор людьми старшего возраста) 7 января. О самом праздновании сведения различные: некоторые информанты говорят о традиции празднования Рождества всей деревней (здесь, скорее всего, речь идет о досоветском и раннесоветском периодах), есть и представления, согласно которым Рождество следует отмечать в узком семейном кругу. На Рождество наряжали елку, ходили ряженые.
Непременным украшением рождественского стола является «свининник» — пирог с начинкой из свинины и сала. В качестве праздничного блюда также готовили телячью тушенку. Теленка резали в канун Рождества.
Для некоторых деревень, к примеру, д. Сватковщины, Рождество является одним из престольных праздников.
В святочную неделю, после 7 января, гадали различными способами: женщины, желавшие выйти замуж, обхватывали частокол и считали колья «вдовец — молодец», если счет оканчивался на «молодец», женщина должна была выйти в этот год замуж; ходили на перекресток четырех дорог, прикладывали ухо к земле и слушали — гадали, откуда должен прийти «суженый»; кидали сапог на дорогу — в которую сторону упадет, туда девушка выйдет замуж; жгли бумагу и гадали по силуэтам, образованным тенью горящей бумаги. Также гадали на Крещение: девушки дома намывали полы, клали мочалку под подушку, ночью должен был присниться дом будущего мужа.
14 января отмечали праздник Василия Великого (д. Чернавино), ходили в церковь. На Крещение, 19 января, ходили в церковь в Новую Ладогу, об обычае делать проруби упоминаний не встречается. Для д. Немятово Крещение — престольный праздник.
Пасху праздновали и продолжают праздновать во многих деревнях. В этот день некоторые ходили на кладбище, несли яйца, крупу, чтобы оставить на могиле, но в современное время это запрещается батюшкой, поэтому сходит на нет. На Пасху продолжают традиционно красить яйца луковой шелухой, печь, а чаще покупать куличи. Большого праздника по этому поводу не устраивается, кто может — ходит в церковь, чаще люди старшего поколения. Праздник считается семейным, его справляют в узком кругу семьи.
Хорошо сохранились представления о Егорьевом дне (Егорий весенний, день выпаса скота). 6 мая в деревнях в первый раз после зимы выпускали скот. Нанимали пастуха, который совершал обход коров. Пастухи были как местные, так и пришедшие из других деревень, приходили сами с началом сезона. Пастух обходил хозяев коров с решетом, в которое ему клали яйца (обычно по количеству коров). Расплачивались с пастухом по договоренности: деньгами, картошкой, рожью. Кроме того, деревенские жители обязаны были пастуха по очереди кормить и предоставлять ему ночлег, также давали еды на день (яйца, молоко). Решение об оплате услуг пастуха принималось на деревенской сходке (собрание взрослых жителей деревни, хозяев скота).
В июне празднуют престольные праздники деревни Горчаковщина, Ахматова Гора. Престольный праздник д. Горчаковщины Иссадской волости — 21 июня (Казанской иконы Божией Матери), в досоветский и раннесоветский период (примерно до 1936 г.) устраивались массовые гулянья, деревенские жители ходили в церкви (церкви в данном районе были разрушены в 1937-м и последующих годах), устраивали «качель», танцевали, пели песни. На праздник приходили также и жители других деревень. Угощение готовилось отдельно в каждом доме, общих трапез не устраивалось. Ходили в гости к родным.
В июле же д. Ахматова Гора празднует Иванов день (6 июля). В современный период день Ивана Купалы как праздник для молодежи организуется силами администрации во многих деревнях области. Жгут костры, устраиваются дискотеки в деревенских клубах.
9 июля некоторые деревни (современный период, когда восстановлены церкви) празднуют день Тихвинской иконы Божией Матери.
21 июля престольный праздник д. Пенчино Алексинской волости.
Престольный праздник д. Зеленая Долина Староладожской волости — Ильинская пятница (28 июля).
В д. Неважи (деревня по соседству с д. Зеленая Долина) — Петров день (12 июля).
Во всех деревнях отмечают Троицу, Радуницу (Родительскую субботу). В эти дни ходят на кладбище, несут крупу, конфеты, кладут их на могилы «на помин», чтобы склевали птицы. В последнее время стали вешать венки.
В августе празднуются Яблочный Спас, Успение Богородицы, Ильин день.
Ильин день (2 августа) престольный праздник д. Алексино, Сватковщины, Белые Кресты (Алексинская волость), д. Местовка (Староладожская волость). В этот праздник раньше собирались у домов, устраивали гулянья. Пекли рыбники — пироги с начинкой из рыбы, тушили треску с томатом.
Яблочный Спас, 19 августа, справляют деревни Чернавино (Иссадская волость), Сватковщина (Алексинская волость). Люди старшего поколения ходили и ходят сейчас в этот праздник в церковь (чаще всего в церковь в Новой Ладоге), на Яблочный Спас в деревни, где действуют церкви, приезжает батюшка из Новой Ладоги, освящает яблоки.
28 августа отмечают Успение Богородицы («Успеньѐ» в местном варианте выговора) деревни Стрелка, Зеленая Долина (Староладожская волость), Белые Кресты (Алексинская волость). На этот праздник устраивались гулянья, пекли пироги, варили пиво.
В ноябре празднуют Пятницу Прасковеи, или Осеннюю Пятницу (10 ноября), престольный праздник деревень Ивановский Остров, Ахматова Гора, Мякинкино. В этот день устраивались гулянья, плясали под гармонь.
10 декабря, Знамение, отмечается в д. Будаевщина (Алексинская волость). Раньше устраивались деревенские гулянья, сейчас праздник практически забыт, так как местных жителей осталось мало.
19 декабря справляют Николу (Николин день) в д. Белые Кресты (Алексинская волость), д. Немятово (Иссадская волость).
31 декабря, День святого Модеста, справляется в д. Иссад, деревенские жители ходят в церковь.
Также особо следует выделить некоторые праздники советского времени.
По сообщениям информантов, религиозные праздники не отмечались широко, только «в себе», так как были под запретом. Зато отмечался такой праздник, как Праздник труда сельского хозяйства (точная дата неясна, но ее приурочивали к периоду окончания сельскохозяйственных работ), организуемый силами деревенских и областной администраций, а также работников клубов и сельских библиотек.
Районные дома культуры, например, в Старой Ладоге, устраивали совхозные праздники, чаепития. Праздновали квартал, начало посевной, Новый год, отмечали лучших тружеников почетными грамотами и подарками.
Что касается современности, то в последнее время уделяется много внимания организации праздников, таких как «Венец славы Александра Невского» в Старой Ладоге. Подобные праздники проводятся на уровне области и служат местом организации ярмарок, концертов с приглашенными и местными ансамблями самодеятельности. Участие в подобном мероприятии считается престижным, поэтому каждая школа или Дом культуры стараются выставить своего представителя. Устраиваются ярмарки, где ученики школ и детских домов торгуют своими поделками.
Смотрите также