Масловка: как в Москве появился советский Монмартр
В конце 1920-х в Москве началось строительство первого дома для художников, а вскоре на улице Верхняя Масловка появился целый городок из четырех зданий. Сын художника Аминадава Каневского Владимир писал, что в этом месте царило «ощущение единства, ощущение собственного города». Мы прочитали новую книгу Василия Демина, Татьяны Пластовой и Николая Пластова «Масловка. «Городок художников» и рассказываем, кто и как создавал творческое поселение для советских живописцев, графиков и скульпторов.
Советский Монмартр на Верхней Масловке
В 1920-х многие художники остались без стабильного заработка, их усадьбы национализировали, мастерские закрыли, а квартиры уплотнили. В кругах живописцев и графиков появилась идея — построить в Москве кооперативный дом, в котором можно было бы спокойно заниматься творчеством и развивать советское искусство.
Первое собрание по этому вопросу провели в 1926 году участники Ассоциации художников революционной России (АХРР). Инициаторами выступили Павел Радимов, Федор Антонов, Борис Иогансон, Евгений Кацман и Виктор Перельман.
Когда Радимов и Кацман стали просить в Моссовете мастерские, их просьбу отвергли. За художников вступились наркомы Луначарский и Бубнов, согласившиеся, что, несмотря на полную разруху в стране, идея эта замечательная. При повторном голосовании приняли решение строить дом художников с мастерскими.
Татьяна Хвостенко. «Вечера на Масловке близ Динамо»
Для строительства дома АХРР правительство выделило миллион рублей и участок на северо-западе Москвы — в Петровском парке, на месте сгоревших павильонов кинофирмы «Межрабпомфильм». С одной стороны от здания находилась Военно-воздушная академия Рабоче-крестьянской Красной армии, а с другой — стадион «Динамо».
Дом по адресу Верхняя Масловка, 15 (сейчас — Верхняя Масловка, 9), стал первым в городке художников. Есть версия, что его спроектировал архитектор Юрий Герасимов, так указано и в реестре памятников. Однако в журнале «Строительство Москвы» в 1929 году автором проекта назвали молодого архитектора Леонида Савельева, ученика Алексея Щусева. А имя Герасимова в той же статье даже не упомянули.
Здание в популярном тогда стиле конструктивизм строили с 1929 по 1931 год. Пятиэтажный корпус авторы разделили на две части: в фасадной находилось общежитие для художников-одиночек и мастерские, а в дворовой — квартиры. Заселяли в дом только участников АХРР. Если художник выходил из организации, то лишался на Верхней Масловке и жилья, и мастерской.
В доме разместили 55 помещений для работы. Площадь каждого была от 24 до 40 квадратов. Проектировщики позаботились о комфорте художников: окна всех мастерских выходили на север, чтобы лучше падал свет, скульпторам выделили первые этажи и подвалы для хранения глины и подиумов под скульптуры. Дверные проемы в доме спроектировали шире и выше обычных, чтобы можно было переносить крупные произведения.
В общежитии художникам-одиночкам предоставили 10-метровые комнаты. А в дворовой части корпуса разместили 24 отдельные квартиры: 12 двухкомнатных и столько же трешек. В доме также находились общая столовая, комната для чтения, фотолаборатория, прачечная и физкультурная площадка на крыше. В 1930-х в здании открылся клуб, где художники и их родственники читали лекции, ставили любительские спектакли и вели кружки.
Дом прозвали в народе «московским Монмартром». В одноименном парижском районе с конца XIX века селились живописцы и устраивала встречи французская богема.
Дом художников… Первое, что в нем замечательно, — это огромные, светлые, построенные по последнему слову строительной техники, мастерские. Затем, квартиры. Удобные, светлые, чистые, благоустроенные. 130 художников, прославленных и еще не нашедших славы, живут и работают в этом доме.
Статья «Городок художников» из журнала «Творчество», 1934 год, №5
Вскоре чиновники поняли, что одного дома для московских художников мало. Так появилась идея возвести на Верхней Масловке целый творческий городок.
«Архитектура — искусство, оперирующее пространством»
26 января 1934 года Моссовет выпустил постановление: выделить под городок участок между Верхней Масловкой и Петровско-Разумовской аллеей. Рядом стояли деревянные дореволюционные дома, где тоже селились художники.
Проект разработали члены Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА) — Владимир Кринский и Алексей Рухлядев. В объединение входили архитекторы-рационалисты: они создавали дома, которые внешне напоминали конструктивистские постройки, однако с важным отличием — ориентировались не только на функции сооружений, но и на психологию человека. Один из основателей АСНОВА Николай Ладовский писал: «Архитектура — искусство, оперирующее пространством… Пространство, а не камень — материал архитектуры».
Проект Кринский и Рухлядев создали в 1935 году. По их задумке в городок художников входили жилые дома с мастерскими, выставочный зал, детский сад, столовая, подсобные помещения и даже собственный вуз. На плане все здания они обозначили буквами от А до Ж — всего семь корпусов. В комплекс включили и уже готовый дом АХРР, он и стал корпусом Ж. Архитекторы планировали перестроить здание и изменить его декор, чтобы оно сочеталось с другими домами.
Осуществить проект полностью не удалось: помешала Великая Отечественная война. В 1930-х на Верхней Масловке построили только два жилых дома: корпуса А и Б *. Их парадные фасады архитекторы украсили рельефом, а дворовые — небольшими французскими балконами. Корпус Ж Кринский и Рухлядев реконструировать не успели, и он остался в первоначальном виде.
Четвертое здание городка — корпус В ** — возвели уже в 1950-е. К тому времени власти отказались от старого проекта: он оказался слишком дорогим. Кринский вместе с Львом Лисенко — учеником Ивана Жолтовского и еще одним членом АСНОВА — создали новый план городка художников.
В Советском Союзе впервые предлагался проект 12-этажного здания, где мастерские художников были объединены с квартирами. Разница высот мастерских (5 м) и квартир (3 м) дала возможность разместить с северной стороны 8 этажей мастерских, а с южной — 12 этажей двух- и трехкомнатных квартир. Одна площадка лестницы служила для вхождения в мастерскую, а другая — в квартиру… Идея, заложенная в плане, определила внешнюю архитектуру дома. Вынужденной особенностью планировки мастерских явилось вынесение на фасад больших витринных окон. Это обстоятельство сильнейшим образом отразилось на решении фасада. Поэтому перед авторами стояла задача — найти гармонию между архитектурой основного корпуса В и существующими зданиями, а также проектируемым корпусом Г и окружающей средой.
Лев Лисенко о корпусе В. По книге Василия Демина, Татьяны Пластовой и Николая Пластова «Масловка. «Городок художников»
Изначально архитекторы планировали украсить здание скульптурами, которые изображали бы Леонардо да Винчи, Рембрандта, Микеланджело, Рафаэля, Ван Дейка. Но в стране уже действовало Постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». На смену сталинскому ампиру пришел функционализм — более лаконичный стиль. Поэтому Кринскому и Лисенко пришлось отказаться от сложного декора.
Расширение городка художников остановилось из-за разногласий. Рядом с корпусом Ж был запланирован корпус Г, однако жильцы существующего дома протестовали: из-за нового здания в их мастерские попадало бы меньше света, а двор стал бы очень маленьким и неудобным. В архитектурно-проектном управлении Москвы предлагали решение — снести поблизости дореволюционные постройки и возвести новый корпус на их месте. Однако в деревянных домах жили многие участники Московского союза художников и их пришлось бы переселять.
* Адрес корпуса А — улица Верхняя Масловка, дом 1; Б — Петровско-Разумовская аллея, дом 2
** Адрес корпуса В — улица Верхняя Масловка, дом 3
** Адрес корпуса В — улица Верхняя Масловка, дом 3
Читайте также:
«Изрисовал на Масловке всех пацанов — в том числе и меня»
В комплексе на Верхней Масловке в разное время жили Игорь Грабарь, Владимир Татлин, Борис Иогансон, Александр Тышлер, Юрий Пименов, Эрнст Неизвестный, Владимир Фаворский, Александр Матвеев и другие. Желающих поселиться здесь было очень много. Поэтому некоторые квартиры уплотняли, превращали их в коммунальные.
Художники ходили в гости друг к другу, обсуждали работы, совещались и устраивали творческие вечера. Дочь Юрия Пименова Татьяна вспоминала: «На полу вдоль стен ряды картин лицом к стене, над ними висели одна-две недавно законченные работы, сохли и «выдерживались»: что-то еще отец мог добавить или изменить в них. Такие свежие, только что сделанные вещи всегда проверялись на зрителях — маме, самых близких друзьях. Обсуждение начиналось в мастерской под позвякивание трамваев, еще ходивших тогда по Масловке, потом плавно перетекало домой, продолжаясь за ужином, а иногда захватывая и следующий день».
Именно на Масловке многие советские художники создали свои известные произведения. Здесь в 1952 году Федор Решетников работал над картинами «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы». Сын Аминадава Каневского Владимир вспоминал: «Когда Решетников писал свои знаменитые картины «Прибыл на каникулы» и «Опять двойка», он изрисовал на Масловке всех пацанов — в том числе и меня». В 1965 году в мастерскую Андрея Плотнова приходил Юрий Гагарин — художник писал его портрет, создавал триптих о космонавте: «Перед стартом», «На родной земле», «Счастье матери».
Художники работали здесь и во время войны. Георгий Нисский написал картины «На защиту Москвы. Ленинградское шоссе» и «Подготовка народного ополчения (стадион «Динамо»)», а Арам Ванециан — «Верхняя Масловка в дни 1941 года».
А сам район можно увидеть на картинах «Масловка. Ларек. Вид из окна мастерской» Якова Ромаса, «Зима на Масловке» Амшея Нюренберга, «Масловка зимой» Любови Решетниковой.
В городке художников был свой клуб — здесь жильцы выставляли работы. А еще с 1931 года в корпусе Ж располагалась библиотека Московского союза художников, где хранилось более 15 тысяч книг по искусству и 25 тысяч гравюр и репродукций картин. Основой собрания стали коллекции московского купца Дмитрия Щукина и адвоката Михаила Ходасевича. Библиотека существовала почти 80 лет — в 2009 году ее закрыли. Зато сохранилась мастерская литографии.
В 2008 году городок художников получил статус памятника истории и культуры Москвы. Сегодня здесь, как и в советские годы, продолжают жить и работать живописцы, графики и скульпторы.
Текст написан по книге Василия Демина, Татьяны Пластовой и Николая Пластова «Масловка. «Городок художников».
Автор: Анастасия Войко