Футуризм — это модернистское литературное течение начала XX века. Автор термина — итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти. В 1909 году он опубликовал «Первый манифест футуризма», где провозгласил, что на смену старому искусству пришло новое и оно должно спасти мир. Течение Маринетти назвал футуризмом — от латинского слова
futurum — «будущее».
Главным принципом футуризма стал лозунг Маринетти «Слова на свободе!». Футуристы считали, что поэзию нельзя подчинять разуму, а, напротив, нужно дать слову самому управлять стихотворением.
Особую популярность футуризм приобрел в
России. Первые русские футуристы —
Велимир Хлебников,
Давид Бурлюк, Василий Каменский,
Владимир Маяковский — утверждали, что к культу поэтического слова они пришли самостоятельно. Чтобы подчеркнуть самобытность, Хлебников предложил именовать русских футуристов «будетлянами». Это слово он образовал от словоформы «будет», которое тоже отсылало к идее искусства будущего.
В 1910 году будетляне выпустили сборник стихов «Садок судей». Его напечатали на обратной стороне обоев — как потом писал в мемуарах Бурлюк,
«на мещанских кожах обывательских квартир». Название трактовали так: поэты будущего еще загнаны в эту книгу, как в садок, но скоро их стихи распространятся и будетляне станут судьями нового поэтического вкуса.
В 1912 году отечественные футуристы создали манифест «Пощечина общественному вкусу». Поэты раскритиковали многих русских писателей и предложили сбросить их с
«парохода современности». Также будетляне сформулировали права поэтов: увеличивать словарный запас произвольными и производными словами, ненавидеть существовавший до них язык, с ужасом отстраняться от
«Венка грошовой славы» и стоять на своем
«среди свиста и негодования».
Футуристы стремились утвердить новые правила поэзии немедленно и любым способом. Они экспериментировали с ритмикой и рифмой, устраивали эпатажные выступления. Например, Каменский вспоминал:
«...когда вышли мы (Маяковский в желтом распашоне, в цилиндре на затылке, Бурлюк — в сюртуке и желтом жилете, с расписным лицом, я — с желтыми нашивками на пиджаке и с нарисованным аэропланом на лбу)... аудитория гремела, шумела, орала, свистала, вставала, садилась, хлопала в ладоши, веселилась». После революции развитие футуризма постепенно прекратилось. В 1921 году бывшие футуристы основали творческое объединение «Левый фронт искусств», которое просуществовало лишь до 1929 года.