Илларион Прянишников
Годы жизни: 20 марта 1840 - 24 марта 1894
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник, Педагог
Содержание
Илларион Прянишников с юности интересовался реалистической живописью и посвятил ей всю жизнь. Вместе с Иваном Крамским, Григорием Мясоедовым, Василием Перовым, Владимиром Маковским и Алексеем Саврасовым он учредил Товарищество передвижных художественных выставок, руководил им и постоянно участвовал в выставках. На многих полотнах Прянишников изображал сцены из повседневной жизни. Еще один важный мотив в его творчестве — зарисовки Москвы второй половины XIX века.
Несостоявшийся бумажный промышленник
Илларион Прянишников родился 1 апреля 1840 года в селе Тимашово Боровского уезда Калужской губернии. Семья его родителей не отличалась богатством. Отец, купец Михаил Прянишников, открыл первую в губернии бумажную фабрику, однако дохода она приносила немного. Прянишников видел своих сыновей — в семье было три мальчика — продолжателями семейного дела и приучал их работать на предприятии. В 10 лет Илларион Прянишников уже помогал отцу в лавке. Также братья получали хорошее домашнее образование. Старший, Сергей, и младший, Александр, в итоге расширили родительское дело и занимались бумажным производством.
Однако Илларион Прянишников с раннего детства любил рисовать. Отец замечал, как он увлечен, но родительских планов это не изменило. Прянишников-старший собирался научить сына всем тонкостям бумажного дела и отправил его к крестному отцу, своему младшему брату Кузьме Прянишникову, который вел дела в Москве. Однако учился Илларион неохотно. Спустя два года Прянишников поддался просьбам племянника и разрешил ему пойти в художественное училище.
В 1852 году 12-летний Илларион выдержал вступительные экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За обучение платил Кузьма Прянишников, и после его смерти, через год, занятия пришлось прекратить. Будущий художник остался без средств и снова пошел работать помощником в лавку.
Собрать деньги на учебу Прянишников смог не сразу — на заработки ушло три года, и в 1856 году Илларион вернулся в училище. Там он попал в классы к Сергею Зарянко, Евграфу Сорокину и Аполлону Мокрицкому. Один из его учителей, Егор Васильев, помог решить проблему с финансами, добившись для юного художника права учиться бесплатно и подыскав ему квартиру.
В 1864 году Илларион Прянишников получил Малую серебряную медаль Императорской Академии художеств за картину «Чтение письма в мелочной лавке» — в столицу работу отправил Совет преподавателей училища. За наградой Прянишников поехал в Санкт-Петербург. Искусствовед Тамара Горина писала, что там он «очевидно, успел познакомиться с собраниями Эрмитажа и Академии художеств. Наибольший след в… памяти оставили жанровые картины голландских художников». Они, по мнению исследовательницы, во многом сформировали манеру художника.
Через год Прянишников окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и получил звание классного художника 3-й степени. Руководство отметило выпускную картину «Шутники. Гостиный двор в Москве» и присудило за нее Большую серебряную медаль. На полотно живописца вдохновила пьеса Александра Островского «Шутники», ее впервые сыграли в московском Малом театре в 1864 году. Прянишников придумал сцену, которой нет в тексте Островского: лавочники и их помощники напоили немолодого отставного чиновника, чтобы посмеяться над ним. Полотно отправили на Международную выставку в Вене, однако на экспозицию оно не попало.
Большая серебряная медаль позволяла претендовать на высшую учебную награду — Золотую медаль. Но Прянишников узнал, «что по живописи народных сцен отменено давать золотые медали». Из-за этого он, вопреки рекомендации Совета учителей, не поехал в петербургскую Академию художеств и продолжил заниматься в Училище живописи — уже как вольный слушатель. Художник решил обосноваться в Москве. Зарабатывал он тем, что писал иконы для церквей.
«Человек свободы и силы». Товарищество передвижных художественных выставок
Еще во время учебы Прянишников познакомился с художником Василием Перовым. Оба вели небогатую студенческую жизнь, временами вместе снимали недорогие квартиры, помогали друг другу. Перов писал с Прянишникова центральный образ полотна «Приезд станового». Летом 1862 года художники отправились в Троице-Сергиеву лавру и работали в монастыре над этюдами.
Прянишников и Перов поступили в Училище живописи с разницей в год. Из-за нескольких лет учебы, которые Прянишников вынужденно пропустил, Перов оказался его старшим товарищем и во многом повлиял на творчество начинающего художника. Уже в первых картинах Прянишников стремился реалистично показать мир, привлекал внимание к жизни обычных людей, интересовался их бытом и проблемами.
После окончания училища Илларион Прянишников продолжал общаться с Перовым и работать с ним. В 1867 году он вступил в благотворительное Московское общество любителей художеств. Тогда же — вместе с Василием Перовым, Владимиром Маковским, Василием Пукиревым, Алексеем Саврасовым и другими живописцами — издал «Альбом видов и сцен из русской жизни». В него вошли жанровые рисунки, в том числе работа «Катание с горы на санках», которую Прянишников выполнил пером.
Илларион Прянишников входил в группу художников, которые в 1869 году положили начало Товариществу передвижных художественных выставок. Идея зрела уже несколько лет. «Бунт четырнадцати», во время которого выпускники петербургской Академии художеств отказались писать картины на традиционный мифологический сюжет, случился в 1863 году. Позже Иван Крамской организовал «Санкт-Петербургскую артель художников». Ее участники интересовались реалистической живописью и социальными вопросами. Товарищество вновь объединило тех, кто хотел изменить русское искусство и приблизить его к жизни. В конце 1870 года передвижники получили утверждение от правительства и наметили основные направления работы: просвещение и организация выставок, которые переезжали из города в город.
Прянишников активно участвовал в жизни Товарищества. Он одним из первых подписал устав, организовывал выставки и писал для них картины, а в 1872 году вошел в правление московского отделения объединения и оставался его участником до конца жизни. Когда в 1877 году Василий Перов отошел от управления союзом, Прянишников фактически руководил Товариществом.
Также в 1870-е художник начал преподавать. С 1873 года года он работал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были Павел Корин, Николай Богданов-Бельский, график Сергей Коровин.
Прянишников приходился Коровиным дальним родственником. Брат Сергея, Константин, тоже художник, так вспоминал Прянишникова, которого видел дома:
Главная черта его была ясность ума, трезвость понимания. Все сентиментальное, все сладкое было ему невмоготу, противно. Если кто-нибудь скажет: «красочки», «этюдики», «уголек», конечно, он сейчас же поправит. Его эстетике мешало все расслабленное. Это был мужчина, это был честнейший человек, человек свободы и силы.
Илларион Прянишников женился на дочери московских дворян Елене Воскресенской. Жена была слабого здоровья, и детей в семье не появилось. Супруги воспитывали девочку Марию, которую отдали им в дом бедные люди.
«Отрывок из действительности»: жанровые картины, городские пейзажи и исторические работы
В 1870-х годах, с началом работы Товарищества, начался новый этап в творчестве самого Прянишникова. Исследователи полагают, что манера художника сложилась еще в 1860-е. Однако полотна, которые он создавал в Училище живописи и сразу после выпуска, принято считать «допередвижническими». Горина отмечала: «К концу 60-х годов Прянишников был зрелым мастером жанровой картины. 70-е годы открывают новый период его творчества, неразрывно связанный с деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок».
Идеи художников — участников Товарищества обновляли лицо русского искусства. Живописцы предыдущего, классицистского направления использовали мифологические и библейские сюжеты для картин вслед за мастерами прошлого и заново их интерпретировали. Им на смену пришли авторы, которые хотели писать то, что видели каждый день на улицах. Их взглядам была близка в том числе жанровая живопись — то есть сюжеты из неприукрашенной повседневной жизни. Именно в этом направлении чаще всего работал Илларион Прянишников.
Художник отдал на первую выставку Товарищества свои полотна «Погорельцы» и «Порожняки» («Мужики, возвращающиеся из города порожнячком»). Они получили теплые отзывы зрителей и критиков. О «Погорельцах» известно немногое, после выставки работа попала в частную коллекцию. А о «Порожняках» писал Михаил Салтыков-Щедрин: «Картина этого высокодаровитого художника представляет отрывок из действительности до такой степени трепещущий, что зритель невольно делается как бы непосредственным участником той жизни, которая воспроизведена перед ним». Критики отмечали, что Прянишников смог соединить в живописи два направления — пейзаж и жанровое полотно. Ради этой картины Павел Третьяков нарушил свой принцип не покупать повторы. Он узнал, что «Порожняки» уже купил другой коллекционер, и заказал у художника вторую версию.
Прянишников не ограничивал себя работой только с жанровой живописью. В 1871–1872 годах он вместе с Владимиром Маковским, Григорием Мясоедовым и Владимиром Шервудом создал цикл об обороне Севастополя во время Крымской войны. Серию из 97 полотен заказало руководство Политехнического музея. Кисти Прянишникова принадлежало 18 работ.
В 1874 году художник закончил свое единственное историческое полотно — «В 1812 году». Тамара Горина писала, что идея могла возникнуть после того, как Прянишников познакомился с романом Льва Толстого «Война и мир». Его полный текст впервые вышел в 1868 году, тогда же Прянишников начал работать над полотном. Картина стала популярной, ее дублировали в лубках, а сюжет использовали в балаганных представлениях.
Всю жизнь после окончания училища Прянишников прожил в Москве. В 1880-е годы он постоянно писал бывшую столицу и ее городские пейзажи. Также он создавал охотничьи зарисовки, моделью для них часто служил Василий Перов. Кроме того, художник писал бедняков, сатиру на церковников, раскрывал социальные явления. На картине 1891 года «В ожидании шафера» Илларион Прянишников изобразил невесту из небогатой семьи перед неравной свадьбой. Он наполнил полотно деталями: например, у отца девушки на груди почетная награда, Георгиевский крест, который получали за участие в боевых действиях.
Прянишников часто бывал на Русском Севере, ездил туда работать над зарисовками. Также он посещал Лальск, поселок в Приволжье, бывал на бумажной фабрике старшего брата Сергея. Художник писал город, семейное предприятие, родных. На картине «Воробьи» («Ребятишки на изгороди») художник изобразил местных детей. На Русском Севере Илларион Прянишников писал сцены из местной жизни, часто связанные с церковным календарем. В конце 1880-х — начале 1890-х он создал цикл монументальных полотен о быте русской деревни.
В начале 1890-х годов художник заболел туберкулезом и вынужденно уехал в Алупку. Около двух лет он прожил в Крыму, потом вернулся в Москву. В 1893 году Прянишников получил звание действительного члена Академии художеств в Санкт-Петербурге и возможность там преподавать. Однако уехать в столицу художник не успел. 24 марта 1894 года его не стало. Иллариона Прянишникова похоронили в Москве, в Ново-Алексеевском монастыре.
Главное изображение: Владимир Маковский. Портрет художника Иллариона Прянишникова (фрагмент). 1883. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В публикациях