Александра Экстер
Годы жизни: 18 января 1881 - 17 марта 1949
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Вместе с Наталией Гончаровой, Ольгой Розановой и Варварой Степановой Александру Экстер называют одной из «амазонок русского авангарда». Она создала множество произведений в стиле кубофутуризма, состояла в объединениях «Союз молодежи», «Супремус» и «Бубновый валет», дружила с Пабло Пикассо и Казимиром Малевичем. Экстер стала известна благодаря своим книжным иллюстрациям, декорациям и костюмам для спектаклей Камерного театра. Еще художница работала в Московском ателье мод и даже создала парадную форму Красной армии.
Студентка Киевского художественного училища и парижской Академии де ла Гранд-Шомьер
Александра Григорович родилась 18 января 1882 года в городе Белосток Гродненской губернии Российской империи (сейчас — Польша). Ее отец Александр Григорович служил крупным чиновником в губернском акцизном управлении, а мать была домохозяйкой.
Фамилию Экстер Александра Григорович взяла в 1903 году. Тогда она вышла замуж за своего двоюродного брата — юриста Николая Экстера.
В конце XIX века семья переехала в Киев, куда пригласили на работу ее отца. Там она поступила в Киевскую министерскую женскую гимназию.
С детства Александра Экстер интересовалась искусством — ходила с родственниками в музеи и театры, мечтала стать художником и брала уроки живописи. В 1899 году она окончила гимназию и поступила в Киевскую рисовальную школу. В ней преподавали художники Николай Мурашко и Харитон Платонов. В школе учились Казимир Малевич и Валентин Серов.
Еще Экстер занималась в Киевском художественном училище. Там она изучала особенности композиции, академического рисунка. В училище Экстер познакомилась с Аристархом Лентуловым и Александром Архипенко. Вместе они начали экспериментировать с цветом и формой фигур на картинах. Экстер использовала сочетание желтого, красного, синего и оранжевого цветов. Первые картины художницы показали на выставках, которые устраивал в Киеве пейзажист Сергей Светославский.
В 1907 году вместе с мужем Александра Экстер уехала в Париж. Здесь она поступила в художественную Академию де ла Гранд-Шомьер — училась писать портреты в классе французского живописца Анри Каро-Дельвейе. Однако оттуда Экстер ушла через несколько месяцев: Каро-Дельвейе критиковал ее работы за слишком яркие цвета.
В своей парижской квартире Экстер открыла художественную студию, где проводила творческие вечера. На них приходили известные российские и иностранные писатели, актеры, художники. С Экстер дружили Пабло Пикассо и Жорж Брак, стихи на ее вечерах читал поэт Гийом Аполлинер. Актриса Алиса Коонен так описывала квартиру Экстер: «В парижской квартире Экстер заметно своеобразное сочетание европейской культуры с украинской жизнью. На стенах между картинами Пикассо и Брака висела украинская вышивка; на полу лежал украинский ковер, к столу подавали глиняные горшки, разноцветные майоликовые тарелки с пельменями».
Картины Александры Экстер: кубизм, футуризм, супрематизм
В 1908–1914 годах Александра Экстер путешествовала по Европе и России. В 1908 году в Киеве вместе с поэтом и художником Давидом Бурлюком она подготовила выставку «Звено». Экстер продемонстрировала свои парижские пейзажи и натюрморты, в том числе «Натюрморт с вазой с цветами». Еще картины на выставке показали Михаил Ларионов, Александр Богомазов, Владимир Баранов-Россине.
В 1910-х Экстер увлеклась кубизмом. Все предметы на своих картинах художница изображала при помощи геометрических фигур. Тела и лица людей на портретах она упрощала: например, женщин на картине «Три женские фигуры» Экстер изобразила схематично. Часто художница разделяла один сложный предмет на несколько частей. Так она изобразила мост на картине «Мост. Севр». Экстер писала: «Форма как расчленение предмета на отдельные, упрощенные и синтезированные плоскости».
Экстер участвовала во многих авангардных выставках в России и за рубежом. Она состояла в первом русском объединении художников-экспериментаторов «Союз молодежи». Его создали Михаил Матюшин и Елена Гуро.
Еще Экстер стала одним из членов объединения «Бубновый валет», которое организовали художники Аристарх Лентулов, Петр Кончаловский и Михаил Ларионов в декабре 1910 года. Они отрицали традиции реализма, экспериментировали с формой и композицией.
На первой выставке группы в феврале 1912 года Экстер представила семь картин в стиле кубизма. А уже через месяц Экстер приехала с этими работами в Париж. Там их показали на выставке Общества независимых художников.
Вместе с кубофутуристом Александром Богомазовым Александра Экстер организовала объединение художников «Кольцо». В марте 1914 года в Киеве прошла первая выставка группы. В ней участвовали украинские авангардисты Евгений Конопацкий, Георгий Курнаков. В журнале «Муза» выставку назвали «новым словом в художественной жизни Киева». Однако уже в том же году группа «Кольцо» распалась.
В это время Экстер увлеклась футуризмом и орфизмом. Теперь она делала акцент не на форме предметов, а стремилась передать динамичность объектов, изобразить их в движении. В стиле футуризма художница написала несколько пейзажей итальянских и французских городов, в том числе картины «Флоренция» и «Парижские бульвары вечером».
Их Александра Экстер показала на выставке «Трамвай В» в Петрограде, которую искусствоведы назвали «первой футуристической». В ней участвовали десять российских художников, среди которых были Казимир Малевич, Владимир Татлин и Иван Пуни. Они впервые публично назвали себя футуристами. В газете «Речь» о выставке писали: «Только художники, упражнявшие глаз на изучении живописной формы, могут так цельно-орнаментально связать поверхности и линии, сгармонировать в одну орнаментальную и декоративную композицию, дать такую логику красок, насыщенность фактуры, как это удается местами, например, Малевичу… Экстер, Розановой, Пуни».
На выставке Экстер впервые встретилась с Казимиром Малевичем. Художники подружились. В том же году Экстер вступила в художественное объединение Малевича «Супремус». Его члены создавали работы в стиле супрематизма. Они отказались от сложных геометрических форм, упростили композицию своих работ, использовали яркие цвета. Кроме Экстер в «Супремусе» состояли Алексей Крученых, Ольга Розанова, Надежда Удальцова и другие авангардисты.
Под влиянием Малевича Экстер создала серии беспредметных работ «Цветовые динамики», «Цветовые конструкции» и «Цветовые ритмы». В них художница экспериментировала с сочетаниями красок. Она писала: «Настоящие работы являются частью общего плана опытов над цветом, частично разрешающим вопросы взаимодействия цвета, его взаимного напряжения, ритмизации и переход к цветовой конструкции, основанной на законах самого цвета».
Александра Экстер не только писала картины, но и занималась книжной графикой. Она создала обложку для книги Ивана Аксенова «Пикассо и окрестности». Еще Экстер работала в художественных артелях сел Вербовка и Скопцы. Их организовал Казимир Малевич и другие члены «Супремуса». Вместе с народными мастерами художники работали над вышивками, гобеленами, предметами одежды. В декоре предметов они совмещали авангардные узоры и народные орнаменты.
В 1918 году в Киеве Александра Экстер открыла свою мастерскую и стала давать уроки живописи. Еще она преподавала в детской художественной школе в Одессе и Высших художественно-технические мастерских (ВХУТЕМАС). Среди ее учеников были Александр Тышлер, Вадим Меллер, Павел Челищев и другие.
В том же году Экстер создала свою самую известную картину — масштабное полотно «Венеция». На ней художница изобразила архитектурные достопримечательности города: башни, арки и дворцы. На картине виден и лев святого Марка — символ Венеции.
Модельер, театральный художник и оформитель
На выставке «Трамвай В» в 1915 году Александра Экстер познакомилась с режиссером Александром Таировым. Он пригласил художницу в московский Камерный театр. Таиров хотел, чтобы Экстер придумала костюмы и декорации к нескольким его спектаклям. Первой работой художницы в Камерном театре стала постановка драмы «Фамира Кифаред» Иннокентия Анненского. Премьера спектакля состоялась 2 ноября 1916 года. Экстер создала несколько эскизов костюмов, вместе с Верой Мухиной оформила декорации. Алиса Коонен вспоминала: «Оформление Экстер, которое на премьере произвело впечатление разорвавшейся бомбы, как ни странно, было безоговорочно принято и взыскательными знатоками и сварливой буржуазной критикой». И костюмы, и декорации были выполнены в стиле кубизма. Наряды актеров были объемными и многоцветными. А на сцене по задумке художницы расставили фигуры в форме кубов и конусов.
В следующем году Экстер оформила спектакль «Саломея» по одноименной пьесе Оскара Уайльда. Еще художница начала работать над постановкой трагедии «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира. Их Экстер создавала несколько лет. Премьера спектакля состоялась 7 мая 1921 года. Искусствовед Абрам Эфрос писал о декорациях и костюмах художницы: «Она хотела, чтобы это был кубистичнейший кубизм в барочнейшем барокко. Цветные массы материалов, блеск их поверхностей и фактур… игра объемов, стекающих каскадами ступенек или распускающимися складками, как створки веера, изломы мостов, друг над другом, в центре сцены, повторенными изломами балконов и площадок, умножались, удесятерялись движениями фигур в таких же сложно-фактурных, многоскладчатых костюмах, взвихренных и поднимавших на каркасах в воздух свои округлости, языки и спирали».
Больше над спектаклями Камерного театра Александра Экстер не работала. Ее костюмы и декорации часто ругали критики и другие художники. Они считали, что авангардное оформление не подходит классическим пьесам.
Года два тому назад Камерный театр — не знаю как, и почему, и зачем, и чем руководился — допустил в свой театр художников другого лагеря. Приглашение художницы левого течения живописи цвета Экстер было смелым шагом, но смелость была не во всю, администрация побоялась поставить на сцену такую же пьесу, как и живопись г-жи Экстер. Но духу не хватило, и пустили Фамиру под кубизм; фавны, свирели и проч. подохли в развалинах кубизма. <…> Такая смелость, в особенности когда не даешь себе отчета, иногда загоняет лучшие идеи на Ваганьково кладбище.
Казимир Малевич. Из статьи «Театр»
Также Экстер создавала эскизы костюмов для танцовщицы Брониславы Нижинской. Еще художница работала в Московским ателье мод, Мастерской современного костюма. Экстер стала автором парадной формы Красной армии 1922–1923 годов. А еще на московских фабриках начали выпускать ткани с рисунками художницы.
Экстер сотрудничала и с киностудиями. В 1924 году вместе с художником Исааком Рабиновичем и модельером Надеждой Ламановой она создала костюмы для фантастического фильма Якова Протазанова «Аэлита». Декорации к фильму разработал конструктивист Виктор Симов. Критик Нея Зоркая писала: «Фантастический роман Алексея Толстого лишился на экране всякой фантастики и поэзии. Потому что нужно было быть очень трезвым человеком и стоять обеими ногами на грешной нашей земле, чтобы выстроить на Марсе… модные театральные декорации шероховатой фактуры… одеть марсианок в черный бархат костюмов… Экстер, марсиан обернуть во что-то прозрачное вроде целлофана».
Вместе с Верой Мухиной Экстер оформила павильоны газеты «Известия ЦИК и ВЦИК СССР» и журнала «Красная нива» на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве в 1923 году. Работу художницы и скульптора признали одной из лучших. На крыше павильона газеты «Известия» по их задумке установили аэроплан.
Александра Экстер в эмиграции: «творческая энергия била ключом»
В 1924 году Александра Экстер отправилась в Италию в составе делегации СССР. Она оформляла один из павильонов XIV Международной выставки искусств в Венеции. В том же году художница подготовила экспозицию советского отдела на Всемирной выставке современного индустриального и декоративного искусства («Арт Деко») в Париже.
В СССР Экстер больше не вернулась. Она поселилась во Франции и начала преподавать в Академии современного искусства в Париже.
В 1927 году в Берлине прошла первая персональная выставка Александры Экстер. А через несколько лет в Париже показали лучшие костюмы и декорации художницы для Камерного театра.
В 1930-х Экстер почти перестала писать картины. Она расписывала посуду, оформляла интерьеры, придумывала наряды для французских театров и фотографировала. Алиса Коонен писала, что «творческая энергия Экстер била ключом». Чаще всего художница работала над книжными иллюстрациями и альбомами графики. Многие издания выходили небольшими тиражами, а рисунки в них Экстер делала вручную и подписывала.
В конце жизни художница поселилась в парижском пригороде Фонтене-о-Роз. Она почти не занималась творчеством и часто болела. Умерла Александра Экстер 17 марта 1949 года. Похоронили ее на местном кладбище.
В публикациях