Фарфор в авангарде революции
Агитационный фарфор появился на советском рынке вскоре после революции. Первое время его скупали зарубежные коллекционеры, которые ценили качественные изделия с тонкими росписями. Позже посуда и предметы интерьера дошли и до целевого потребителя — простых советских граждан. Читайте, как квартиры и комнаты в коммуналках украшали тарелками с лозунгами, юбилейными вазами и миниатюрными статуэтками, которые изображали самых разных персонажей.
Серп и молот на тарелках
Фарфор в России стали производить во второй половине XVIII века. Изначально изысканная посуда и предметы интерьера с тонким рисунком украшали дома состоятельных людей. Однако после 1917 года ситуация изменилась: фарфоровые изделия, как и агитационные плакаты, стали одним из средств пропаганды. Так появился советский фарфор с революционными лозунгами.
Нужно было наладить массовый выпуск изделий, чтобы они быстро дошли до потребителя. Основное производство развернулось на Государственном фарфоровом заводе (ГФЗ) в Петрограде. Так после революции стал называться Императорский фарфоровый завод, который раньше обслуживал царский двор. Одно из старейших в Европе предприятий национализировали и передали Народному комиссариату просвещения. После революции здесь оставались фарфоровые заготовки прошлых лет, не покрытые росписью. Их и решено было декорировать. Молодые художники воплощали новые идеи: расписывали тарелки и сервизы лозунгами и советской символикой — гербами и эмблемами. Но при этом мастера старались сохранять традиции русского художественного фарфора.
Руководил заводом мастер книжной графики и керамист Сергей Чехонин, ученик Ильи Репина. При нем в росписи фарфора появился новый стиль, для которого были характерны плакатная выразительность и яркость. Одними из первых его работ стали тарелки с лозунгами по борту изделия. Сергей Чехонин расписывал блюда пышным изящным узором, чайные сервизы — революционными лозунгами, — а также создавал эскизы. Часто мастер использовал один цвет, оттеняя его золотом, — это позволяло достичь особой выразительности.
Техника живописи по фарфору на первый взгляд довольно проста, но каждый законченный прием и эффект зависят от массы всяких случайностей, устранение которых и занимает много времени. Прежде всего необходима чистота и аккуратность, ритмическая последовательность, очень внимательное отношение и ухаживание за орудиями производства.
Сергей Чехонин
Изысканные предметы в частных коллекциях
Сергей Чехонин пригласил на предприятие живописцев и графиков, которые до этого не работали с фарфором: Бориса Кустодиева, Александра Самохвалова, Кузьму Петрова-Водкина. В росписях и эскизах художники обращались к индустриальным образам и элементам плаката.
На государственном фарфоровом заводе производить новые опыты росписи приходилось при исключительно тяжелых экономических условиях. Несмотря на неблагоприятные условия, существует группа художников, которые добились личным упорным, многолетним трудом совершенных достижений. Их работы могут конкурировать с лучшими произведениями прошлого фарфора, даже в некоторых подходах превышают его.
Сергей Чехонин
Предполагалось, что агитационный фарфор попадет в квартиры и коммуналки и станет воспитывать нового советского гражданина. Однако до массового потребителя агитационные изделия практически не доходили. Фарфор высокого качества пользовался спросом в Европе, большую часть продукции завода продавали за рубеж. Сервизы, блюда, тарелки, фигурки людей в обыденных сценах демонстрировали на выставках. Изначально предметы выпускали небольшими тиражами. Качественные и эстетичные изделия пополняли частные коллекции, в том числе и зарубежные.
Агитационный фарфор производили не только на ГФЗ, но и на других предприятиях страны. На Дулёвском заводе изготавливали тарелки с гербом СССР. Такие изделия украшали интерьер, их не использовали в быту. На посуду наносили надписи «Пролетарии всех стран соединяйтесь», «Да здравствуют Советы», «Всем, кто смел и сердцем молод, в руки книга, серп и молот» и другие. Изделия выпускали к памятным датам или по случаю особых событий: например, после смерти Владимира Ленина производили предметы с портретом вождя.
Агитационный фарфор производили не только на ГФЗ, но и на других предприятиях страны. На Дулёвском заводе изготавливали тарелки с гербом СССР. Такие изделия украшали интерьер, их не использовали в быту. На посуду наносили надписи «Пролетарии всех стран соединяйтесь», «Да здравствуют Советы», «Всем, кто смел и сердцем молод, в руки книга, серп и молот» и другие. Изделия выпускали к памятным датам или по случаю особых событий: например, после смерти Владимира Ленина производили предметы с портретом вождя.
Читайте также:
Авангард Малевича на чашках и блюдцах
В 1920-е годы Государственный фарфоровый завод сотрудничал с художниками-авангардистами. Художник Казимир Малевич и его ученики Илья Чашник и Николай Суетин создавали эскизы росписей для будущих изделий. Несмотря на то что работал Малевич на заводе недолго, он создал концепцию супрематического фарфора. В эскизах росписей преобладали прямые линии и углы, в декоре посуды использовали геометрические фигуры — квадрат, крест, круг. Для оформления художники выбирали сдержанные, лаконичные цвета: оттенки красного, черный и желтый. Композиции располагались на белом фоне, их наносили, как правило, на дореволюционные заводские заготовки. Такой подход привносил еще больший контраст за счет сочетания классической формы и супрематического рисунка.
Малевич был новатором не только в росписи фарфора, его интересовала и сама форма предмета: уже в 1920-е годы он начал искать новые формы посуды. В его супрематическом чайнике белого цвета соединились четкие геометрические линии. Также художник создал получашку, так как считал, что в предмете используется только одна сторона: он разделил обычную чашку по вертикали на две половинки, а ручку заменил на прямоугольник. Выполненные им модели чашек по задумке должны были своеобразным образом экономить пространство.
Помимо Малевича, эскизы для фарфора создавали художники-авангардисты Владимир Татлин, Василий Кандинский и другие мастера. Кандинский стал автором росписи для нескольких чайных сервизов: выполненные по его эскизам предметы с изображением абстрактных композиций пользовались большим спросом у коллекционеров.
Производственная тема в фарфоре
В 1930-е годы на изделиях разных заводов, как правило, воспроизводили рисунки столичных художников. На вазах, блюдах и тарелках господствовала производственная тема: изображали новую сельскохозяйственную технику, самолеты и архитектурные сооружения. На изделия наносили портреты политических и исторических деятелей — Иосифа Сталина, Михаила Калинина и других.
Темы бытового фарфора во многом перекликались с темами плакатов — это ликвидация безграмотности и развитие промышленности, освоение Севера и большие стройки, механизация сельского хозяйства и призывы к соблюдению гигиены. Фарфор все больше становился массовым, рисунки наносили при помощи печати, аэрографов и трафаретов, иногда — с ручной дорисовкой. Изображения сопровождали соответствующие надписи и лозунги, например «Чисть зубы». Также художники отражали в фарфоре 1930-х годов важные события: открытие метро в столице и строительство канала Москва — Волга.
Во время Великой Отечественной войны заводы переориентировали на производство для нужд армии и фронта, мастера создавали детали для военной техники. Художественный и бытовой фарфор практически не выпускали. Новый виток его развития пришелся на послевоенные годы: тогда преобладали темы, прославлявшие Победу. Торжественность соединялась с героической тематикой, в те годы стал популярен стиль «Победа». Тема армии и флота оставалась актуальной несколько десятилетий. Красный цвет на белоснежном фоне по-прежнему олицетворял революцию.
Статуэтки в интерьерах советских квартир
Небольшие сувенирные статуэтки: «Работница, вышивающая знамя», «Гадалка», «Матрос со знаменем», «Партизан в походе» — на фарфоровых заводах стали выпускать еще в 1920-е годы. Спустя десятилетие к ним добавились фигурки, в которых воплощали темы спорта и детства, прославления армии — футболист с мячом, женщина-милиционер, школьники за учебой. Небольшими тиражами выпускали фарфоровые вазы — их преподносили как официальные и дипломатические подарки. Ярко расписанные изделия в годы сталинского ампира украшали позолотой.
В 1950-е годы, когда складывался интерьер типового советского жилья, квартиры и комнаты в коммуналках украшали настольными лампами и вышитыми салфетками, часами и фарфоровыми статуэтками. В это время их выпускали большими партиями, продавали недорого, сюжеты фигурок были понятными, простыми и узнаваемыми: советские вожди и исторические деятели, дети и взрослые в бытовых сценках, юные пионеры, персонажи былин, герои литературных произведений. Многие статуэтки выпускали сериями на протяжении десятилетий.
В мелкой пластике были популярны композиции на темы русских и зарубежных сказок: «Иван-царевич и жар-птица», «Конек-горбунок», «Елисей». Художники создавали многофигурные композиции, состоящие из отдельных миниатюрных фигурок, например «Принц, надевающий туфельку Золушке», «Мачехи и сестры». На фарфоровых заводах выпускали статуэтки русских писателей, распространен был образ юного Александра Пушкина. Запечатлевали и героев его произведений: ночник «Рыбка» по «Сказке о рыбаке и рыбке», статуэтка «Шамаханская царица», шкатулка «Золотой петушок» и многие другие изделия.
В 1960-е стала популярной тема освоения космоса. Юрий Гагарин был одним из кумиров XX века. Статуэтки изображали известного космонавта, а также ракеты, спутники, космические корабли, луну и далекие планеты.
Мастера Ленинградского фарфорового завода им. Ломоносова (так стал называться ГФЗ с середины 1920-х) украшали предметы — кофейники, чернильницы, пепельницы — изображениями на тему оперы и балета. Образы, связанные с «высокой» культурой, были весьма популярны. ЛФЗ по-прежнему оставался законодателем моды на советский фарфор: все новаторства в технологиях и сюжетах прежде всего появлялись здесь. Крупными тиражами возобновили выпуск фарфоровых статуэток 1920-х годов, например, с изображением артистов, выступавших в знаменитых балетах Сергея Дягилева. В 1960-х вышла серия миниатюр по мотивам балета «Бахчисарайский фонтан» по одноименной поэме Александра Пушкина.
В 1970-х стали популярны скульптурные композиции на тему цирка. Авторы экспериментировали с красками и композициями, воплощали яркие образы. Заводы выпускали скульптурные группы, изображавшие цирковые сценки: клоунов, дрессировщиков и зверей — медведей, слонов, обезьянок во время исполнения номеров. Были популярны также статуэтки артистов цирка, например знаменитого клоуна Олега Попова.
Автор: Маргарита Ковынева
Смотрите также