«Небесное послание» из Кижей
До 2 июня в музее-заповеднике «Коломенское» проходит выставка «Кижи. Небесное послание». Она объединила иконы заонежских часовен из фондов музея-заповедника «Кижи» и экспонаты из собрания музея-заповедника «Коломенское» — архитектурные элементы и произведения церковного искусства Русского Севера. Куратор проекта, искусствовед Вера Мужева, рассказала порталу «Культура.РФ» об истории пяти интересных экспонатов. Читайте о «небесных посланиях» экспозиции, утрате «небес» Преображенской церкви и разных видах церковного искусства.
Ангел
«Небесами» называют внутренний купольный потолок — характерный архитектурный элемент деревянных храмов Заонежья. Центральную икону «небес» закрепляли на потолке с помощью замкового кольца — круглой конструкции из деревянных сегментов. В это кольцо упирались тябла — деревянные балки, расписанные с лицевой стороны, на которых держались клиновидные иконы.
Первое упоминание о комплексе потолочных икон в Заонежье исследователи обнаружили в Переписной книге 1671 года. Она гласит, что в Георгиевской церкви Толвуйского погоста находились «небеса» с круглой иконой Спасителя и образами ангелов.
В собрании музея-заповедника «Кижи» хранится коллекция заонежских «небес» конца XVII — XVIII веков. Самые древние потолочные иконы из этого собрания ученые обнаружили в часовнях ― небольших безалтарных храмах, которые строили крестьяне в северных деревнях.
«Небеса» в разных заонежских храмах часто расписывали похожими сюжетами. На потолочных иконах изображали праотцев ― так называют предков Иисуса Христа и родоначальников человечества в Ветхом Завете. Эта традиция не встречалась в других районах Русского Севера.
Исследователи считают, что «небеса» Преображенской церкви, самого известного храма Русского Севера, были созданы в 1714 году. Они включали в себя круглый образ Троицы Новозаветной и 16 клиновидных икон, на которых были изображены ангелы и праотцы, стоящие на облаках, а также шестикрылые серафимы и херувимы.
В XIX веке образы иконостаса и «небес» еще значились в описи имущества Преображенской церкви. В первой половине XX века «небеса» запечатлели на фотографиях Иван Билибин, Федор Морозов и Ларс Петтерссон. Во время финской оккупации Заонежья в годы Великой Отечественной войны иконы «небес» вывезли с острова, и зимой 1944–1945 годов они оказались утрачены.
Помимо черно-белых фотографий, до наших дней сохранились краткие описания икон, их сюжетов и цветовых решений, сделанные финскими исследователями. В фондах музея-заповедника «Кижи» остались тябла, которые удерживали иконы. По ним эксперты заключили, что диаметр центрального круглого образа составлял три метра, а длина клиновидных икон достигала пяти метров.
Пророк Аввакум
История утраты икон «небес» Преображенской церкви связана с оккупацией финскими войсками территории Советского Союза во время Второй мировой войны. Тогда в Карелию отправились группы финских ученых, которые должны были изучить местные традиции, памятники живописи и архитектуры. В их числе был и лейтенант Ларс Петтерссон, который недавно окончил Хельсинкский университет и защитил магистерскую работу, посвященную деревянному зодчеству Финляндии.
Задачей Петтерссона стала инвентаризация всех церквей и часовен Заонежья: фотофиксация, обмеры, сбор документов. Также ему поручили подготовить к вывозу ценное церковное имущество, в первую очередь иконы.
Эти многоглавые храмы нельзя было назвать красивыми в буквальном смысле, но они показались удивительными и загадочными, особенно когда их темный силуэт выделялся на сумеречном фоне безлесного острова. Я почувствовал, что прибыл в мир, чужой мне, как финну, но очень интересный. Сложные, сужающиеся кверху членения летней церкви напоминали скорее всего восточную пагоду. Она не была похожа на европейский храм.
Ларс Петтерссон о Кижском погосте.
В пророческом ряду иконостаса Преображенской церкви располагались иконы пророков Даниила и Аввакума. Последний образ представлен на выставке в Коломенском. Ларс Петтерссон в 1943 году описывал пророка «красивым молодым человеком в одеждах сине-зеленого цвета и в плаще лососево-розового цвета». И точно так же он описал цвет центральной круглой иконы «небес»: «В самом верху в мандорле изображен белый голубь ― образ Святого Духа на фоне лососево-розового цвета, украшенного звездами». Из записей Петтерссона исследователям стало известно, что клиновидные иконы кижских «небес» имели сине-зеленый фон — такой же, на котором написаны образы ангелов и праотцев, представленные на выставке.
Читайте также:
Сопрестолие
Главной иконой «небес» Преображенской церкви был образ Троицы Новозаветной. Он служил смысловым центром для всей композиции «небесных» изображений.
На выставке представлен медальон «Троица Новозаветная» из Никольской церкви села Вегорукса. На нем изображен тот же сюжет, что и на центральном образе утраченных кижских «небес». На иконе Иисус Христос и Бог Саваоф восседают на престолах херувимских, то есть состоящих из херувимов и серафимов. У их ног находятся представители еще одного ангельского чина — престолы. В центре медальона написан православный крест, над которым парит голубь — символ Святого Духа. Края образа украшают декоративные облака.
На доске-фризе, которая обрамляла нижний край конструкции «небес» Преображенской церкви, сохранилась надпись 1759 года о реставрации живописного слоя потолочных икон: «Возобновлены сии небеса в лето мироздания 7267 [1759] от рождества же по плоти Бога Слова». Это «небесное послание», которое было обращено к прихожанам, заходящим в церковь, на выставке экспонируется первым.
Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре
Основатель и первый директор музея в Коломенском Петр Барановский в 1920–30-х годах не раз посещал Русский Север с научными экспедициями. В это время он начал создавать Музей деревянного зодчества под открытым небом. По итогам экспедиций Барановского в Москву перенесли Моховую башню Сумского острога, Проездную башню Николо-Корельского монастыря и Домик Петра I, которые и в наши дни можно увидеть в музее-заповеднике «Коломенское».
В 1931 году Петр Барановский и Игорь Грабарь организовали Беломоро-Онежскую экспедицию: тогда на территорию Коломенского перевезли ряд предметов церковного искусства и архитектурных деталей, в том числе представленную на выставке икону «Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре».
Братья-мученики Флор и Лавр жили во втором веке в Иллирии, на территории Балкан. Эти святые почитались на Руси, особенно в Новгороде и на Русском Севере, как целители и покровители лошадей и конного воинства. Великий князь московский Дмитрий Донской в 1380 году перед походом на Куликовскую битву отправился на благословение к преподобному Сергию Радонежскому именно в день празднования святых Флора и Лавра.
На иконе, представленной на выставке, архангел Михаил вручает святым Флору и Лавру поводья двух оседланных коней, тем самым даруя им власть над домашними животными. В нижней части композиции изображен табун лошадей и юноши-пастухи на конях. В их образах представлены святые братья-мученики Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп. В переводе с греческого их имена означают «ускоряющий бег коня», «гонящий коня» и «ухаживающий за конем».
Дверь в колодах с кокошником
Старинная церковная дверь, представленная на выставке, оформлена килевидным кокошником и стояками-колодами — ободверьем. Украшают ее резная «косичка», геометрический орнамент и четырехконечные кресты в кругах. Вырезанные кресты в старину выступали в качестве оберегов. Также они символически соотносились с ветхозаветным преданием об ангеле, который поставил кресты на дверях еврейского народа перед исходом из Египта.
Эта дверь поступила в собрание музея-заповедника в 1932 году. Ее привез Петр Барановский из экспедиции по Русскому Северу. Специалисты отмечают, что этот экспонат по-настоящему уникален: он сохранился в полном составе — это большая редкость для музейных коллекций церковных дверей XVII века.
Фотографии предоставлены организаторами
Смотрите также