5 мест, где можно увидеть Москву разных веков
За почти девять веков Москва не раз меняла архитектурный облик, впитывая элементы разных стилей — от барокко до модернизма. А за футуристическими небоскребами, монументальными сталинками и роскошными дворянскими особняками в столичных переулках до сих пор можно увидеть жемчужины русского зодчества: древние монастыри, храмы и подворья. Вместе с сервисом онлайн-бронирования экскурсий Tripster мы составили маршрут для путешествия по московским архитектурным достопримечательностям с историей.
XIII век: Крутицкое подворье, улица Крутицкая
Монастырь в селе Крутицы на берегу Москвы-реки был основан в XIII веке, в период татаро-монгольского нашествия. В местном подворье часто останавливались представители Сарайской православной епархии, когда приезжали в Москву из Сарай-Бату — столицы Золотой Орды. Они были важным связующим звеном между ордынскими ханами и русскими князьями. А с XIV века, во время ослабления ига, многие епископы и вовсе перебрались в Крутицы.
Ко второй половине XVII века Крутицкая епархия стала одной из самых больших на Руси: ее площадь была сопоставима с размерами Франции. В этот период подворье приобрело свой современный вид: старый Успенский собор перестроили и переосвятили, сделав усыпальницей епископов, а рядом возвели новый. На его нижнем этаже расположился зимний храм в честь святых апостолов Петра и Павла, а на верхнем — летний храм в честь Успения Богородицы.
Крытыми переходами новый собор соединили с покоями митрополита, а рядом возвели главное украшение комплекса — Святые врата с надвратным теремом. В те времена его фасад украшало около двух тысяч разноцветных изразцов, часть которых сохранилась и до наших дней.
XIV век: Спасо-Андроников монастырь, Андроньевская площадь
В XIV веке эту обитель основал московский митрополит Алексий. Согласно древнему преданию, когда он возвращался на родину из Константинополя, его корабль попал в свирепый шторм. Тогда Алексий устремил молитвы к иконе Спаса Нерукотворного, которую вез с собой, пообещав построить в честь образа монастырь, если останется в живых. Шторм утих, митрополит благополучно вернулся домой и исполнил свой обет.
Печальная участь, постигшая многие святые места во времена золотоордынских, польских и французских завоеваний, не обошла стороной и этот монастырь: его не раз осаждали, грабили и жгли. Несмотря на это, многие здания уцелели, например Спасский собор, один из древнейших храмов Москвы.
Изначально храм был деревянным, но в XV веке его перестроили в камне. Когда-то стены храма украшали искусные росписи, выполненные Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Но в ходе неудачной реставрации в XVIII столетии значительная их часть была утрачена. В наши дни небольшие фрагменты можно рассмотреть на оконных откосах: это геометрические фигуры с растительным орнаментом.
Также в монастырский комплекс входит церковь Михаила Архангела, где работает Центральный музей древнерусской культуры и искусства. В его собрании — коллекция икон, написанных мастерами из ближнего круга Андрея Рублева. Также здесь представлены фрагменты фресок, которые сняли со стен уже уничтоженных храмов.
XIV век: Симонов монастырь, улица Восточная
В XIV веке эту глухую местность на окраине Москвы облюбовал святой Феодор, ученик преподобного Сергия Радонежского. Со своими сподвижниками он построил церковь Рождества Богородицы, вокруг которой впоследствии вырос монастырь. Правда, просуществовал он недолго: обитель решили перенести севернее уже возведенного храма. Церковь получила приставку «в Старом Симонове», а новый монастырь стали называть Ново-Симоновским.
Стены и башни монастыря выдержали не одно вражеское нападение, за что обитель окрестили одной из самых неприступных крепостей на южных границах Руси и шедевром русской фортификации.
Раньше на территории монастыря располагалось шесть храмов, в том числе церковь Тихвинской иконы Божией Матери, которая выделялась своей башней со смотровой площадкой. Согласно легенде, оттуда любовался видами Москвы сам царь Федор Михайлович.
Позже многие здания уничтожили, сильнее всего комплекс пострадал в советские годы. Тогда на месте монастырского кладбища возвели ДК завода «ЗИЛ» — известный образец конструктивистской архитектуры.
В наши дни от обители остались три монастырские башни, фрагменты стен, а также трапезная и церковь Тихвинской иконы Божией Матери, которую не раз перестраивали. Под сводами храма регулярно проходят концерты и литературные встречи.
Читайте также:
XVI век: Государев двор, Вознесенская церковь, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в музее-заповеднике «Коломенское»
В древности на месте современного парка находилось одноименное село, которое со временем превратилось в царскую загородную резиденцию. Самые ранние постройки в Коломенском относятся к периоду правления Василия III и его сына Ивана IV Грозного — XVI веку.
Древние сооружения сосредоточены на Государевом дворе — центральном участке усадьбы, окруженном каменными стенами. Среди них — церковь Вознесения Господня, которую, по преданию, возвели по приказу Василия III в честь рождения Ивана IV. По мнению ученых, это была первая попытка строительства шатровой церкви — храма с крышей пирамидальной формы — в камне. Исследователи считают, что именно тогда зародился новый тип храмового зодчества на Руси. Кроме того, это один из немногих столичных объектов, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
На холме в стороне расположено еще одно древнее здание — церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенная в честь венчания Ивана Грозного на царство. Храм выглядит устремленным в небо и кажется более массивным, чем на самом деле. Такого эффекта зодчим удалось достичь благодаря нестандартному архитектурному решению: здание состоит из пяти столпов, среди которых самый высокий — центральный — вдвое больше остальных. Это и создает необычную оптическую иллюзию. В церкви регулярно проводят богослужения, и осмотреть ее можно не только снаружи, но и внутри.
XVII век: Преображенский старообрядческий монастырь, улица Преображенский Вал
В XVII веке здесь находилось село Преображенское. Именно его выбрал царь Алексей Михайлович для строительства дворца — и на столетие село стало одним из центров политической жизни страны. Здесь же рос Петр I, изучая азы военного дела в потешной крепости, возведенной специально для него напротив дворца. В XVIII веке первые лица страны перебрались в новую столицу — Петербург, подмосковная резиденция оказалась невостребованной и была разобрана.
В 1770-е годы в Москве свирепствовала чума. Ежедневно болезнь уносила жизни стольких горожан, что кладбища оказались переполнены. Тогда старообрядцы-беспоповцы предложили хоронить людей в Преображенском, их прошение было принято, и вскоре на месте бывшей царской усадьбы появилось кладбище. Постепенно вокруг образовалась обитель, которая хоть и не имела официального статуса монастыря, но быстро превратилась в центр московского старообрядчества.
Комплекс был разделен на две части: мужскую и женскую. До наших дней сохранилась Успенская моленная, построенная на мужской половине в 1784 году. Этот храм беспоповцы с середины XIX века делили со староверами, признававшими Московский патриархат, а затем — с обновленцами, представителями православного движения, которые выступали за модернизацию церкви. С тех пор храм разделен на две церкви, и в наши дни их посещают представители двух вер: староверы и православные.
Женская часть монастыря не менялась более 200 лет. Именно ее, обнесенную мощной стеной и окруженную башнями, именуют Преображенским монастырем. В центре архитектурного ансамбля расположен храм — он был построен в 1811 году и освящен в честь Воздвижения Креста Господня. В годы советской антирелигиозной кампании храм остался нетронутым, поэтому сохранил исторический облик.
Внешне сооружение похоже на православную церковь, но внутри устроено иначе: в храме нет алтаря, так как староверы не проводят литургии. В нем хранится множество икон: в 1920–30-х годах именно сюда свезли многие православные реликвии.
Портал «Культура.РФ» благодарит за помощь в подготовке материала Инну Метелькову, автора текста о путешествиях сервиса онлайн-бронирования экскурсий Tripster.