Супрематизм на каждое трюмо: как Малевич стал дизайнером флакона для духов
Как и многие авангардисты, Казимир Малевич не только писал новаторские полотна, но и создавал фарфор, архитектурные модели и яркие театральные декорации. И даже придумал флакон для одеколона «Северный», который выходил сначала в дореволюционной России, а потом в СССР — всего около 80 лет. Авторство Малевича обнаружила исследователь Александра Шатских. Рассказываем, как авангардист создал эскиз и почему это долгие годы было неизвестно.
Как возник одеколон, который оформил Малевич
Одеколон «Северный» выпустила парфюмерная фирма «Брокар», которую основал в Москве в 1864 году французский предприниматель Генрих Брокар. Компания занимала редкую для дореволюционного косметического рынка нишу — производила товары для небогатых людей. Хитами «Брокара» были наборы «Народные» с мылом за одну копейку и первый в России одеколон массового производства «Цветочный».
В 1900 году Генрих Брокар умер, и его сыновья, Александр и Эмилий, продолжили разрабатывать продукты для косметического «масс-маркета». Важной частью их торговой стратегии была яркая реклама продуктов.
Идея парфюма «Северный» была связана с актуальной повесткой того времени. С конца XIX века ученые и путешественники постепенно осваивали территорию Арктики, а в 1909 году американский исследователь Роберт Пири впервые высадился на Северном полюсе. Стала популярна тема Севера в целом — с его суровой природой и культурой местных народов. Косметический завод воспользовался интересом, чтобы выпустить новый тематический аромат. Одеколон пах свежестью и снегом и нуждался в подходящей упаковке.
Почему художник взялся за дизайн флаконов
Парфюм вышел на прилавки, по разным данным, в 1910 или 1911 году, когда Казимир Малевич уже выставлял работы вместе с авангардными объединениями «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Однако за несколько лет до этого художник не был так известен и остро нуждался в деньгах.
В 1907 году 28-летний Малевич переехал в Москву из Курска. Живописью он увлекался с подросткового возраста, но зарабатывал иначе — работал чертежником в Управлении Московско-Курской железной дороги. В Москву Малевич перебрался благодаря матери, которая сначала устроилась заведующей в столовую, а позже сама арендовала помещение под общепит и помогла переехать сыну. Бывший железнодорожный чиновник оставил службу и сосредоточился на живописи. Он работал в мастерских и знакомился с местными художниками — например, с авангардистом Михаилом Ларионовым.
Александра Шатских изучала эти годы в творчестве Малевича и писала о нем: «Средств не было никаких, голодать иногда приходилось сутками». Художник искал подработки и начал создавать этикетки для фирмы «Брокар». В конце XIX — начале XX века оформление товаров считалось частью рекламной кампании, поэтому фирмы стремились к оригинальному и броскому дизайну.
Читайте также:
Дорого, непрактично, оригинально: флакон от супрематиста
Сама идея Казимира Малевича противоречила негласным правилам оформления духов той эпохи. Обычно сосуды создавали гладкими, симметричными, удобными для руки. Малевич же предложил флакон в виде асимметричной ледяной глыбы, похожей на настоящий айсберг — с ломаными гранями и имитацией трещин на поверхности. Эффект подтаявшего льда создали с помощью техники кракле, особого способа обработки стекла. До Малевича его не использовали в дизайне флаконов. Александра Шатских так описала готовый пузырек: «Полупрозрачная скала будто бы говорит об общей природе льда и стекла: лед — это отвердевшая вода, стекло — это застывшая жидкая смесь. Малевический флакон не только казался скалой из замерзшей воды, трансформируя в художественный образ природный пейзаж, но и был застывшим куском некогда текучей прозрачной массы».
Необычным сосудом авангардист не ограничился. Он нарушил и второе негласное правило парфюмеров — создал сложную крышку из двух деталей. Кроме внутренней пробки, которая защищала духи от выветривания, она имела съемный декоративный набалдашник в форме стеклянной льдины с белым медведем. Это животное позже стало символом аромата и попало на рекламные плакаты. Шатских писала, что Малевич изобразил его в движении: «…медведь уперся передними лапами в лед перед уходящей вниз пропастью, а две задние еще шагают. Скульптурная миниатюра отличается тонкой разработкой деталей: здесь и фактурные прядки шерсти, и отдельные ступни всех четырех лап, и хвостик, здесь и монументально-обобщенная, несмотря на малые размеры, морда». Пробку, которая закупоривала флакон, Малевич задумал выполнить из матового стекла — чтобы весь пузырек еще больше походил на льдинку.
Эскиз Малевича попал на Бахметьевский стекольный завод под Пензой, где изготавливали всю тару для фирмы «Брокар». Над стеклянными сосудами на заводе трудилась художница Адель Якобсон — в том числе придумывала дизайн и контролировала производство. Сотрудники знали, что она занималась новым сложным заказом: эскиз Малевича требовал технологических новшеств. Ее и стали считать неофициальным автором медведя.
…Имя «Малевич» никому ничего не говорило, а скорее всего, на присланном из Москвы рисунке-проекте его и в помине не было.
Александра Шатских
Как нашлось авторство Малевича
О том, что эскиз флакона для «Северного» разработал Казимир Малевич, доподлинно стало известно лишь в начале 2000-х годов. Статьи об этом опубликовала искусствовед Александра Шатских, которая и сделала открытие.
Новые факты о творчестве Малевича удалось обнаружить благодаря домашнему архиву его родственников. Среди предметов, которые остались от художника, был старый бутылек «Северного». О нем говорили, что «флакон был изготовлен где-то в начале 1930-х для советской парфюмерной фабрики», но документов об этом не сохранилось. Александра Шатских заинтересовалась этой деталью и стала собирать информацию. Ей удалось выяснить, что рекламная кампания, которая продвигала одеколон, началась в 1911 году. Рисунок белого медведя разошелся по многим изданиям. Однако в большинстве газет изображение печатали без авторской подписи. Шатских нашла картинку, которую сделали «с новенького клише, и поэтому инициалы «К» и «М», притаившиеся в противоположных нижних углах центрального рисунка, были отчетливо видны». Благодаря этому удалось установить, что художник работал с «Брокаром». Искусствовед отметила: подпись на рекламе значила, что Малевич считал «Северный» таким же авторским произведением, как и картины.
Ученые предполагают, что в начале XX века и другие известные художники могли зарабатывать коммерческими заказами, в том числе создавать этикетки для серийных товаров. Однако подобная работа, где задание давал предприниматель, в те времена считалась едва ли не позорной для автора, подпись на ней не ставили. А заказчики не стремились к тому, чтобы художники приписывали себе дизайн: упаковки были частью наследия фирмы-производителя. Спустя годы сложно установить авторство таких работ.
…В графической и живописной «мелочевке для ширпотреба» профессионалы следовали инструкциям заказчика, чьим главным интересом была коммерческая успешность товара. Художники, подчинявшие себя «купчикам» и «пошлому быту», свое унижение, естественно, не афишировали.
Александра Шатских
Хотя четкое техническое задание художникам обычно давали хозяева косметических фабрик или их представители, в случае с «Северным» Малевич всю концепцию разработал сам. Исследование Александры Шатских показало, что он не только придумал конструкцию флакона и создал его эскиз, но и рисовал рекламные плакаты. Это был первый подобный случай в массовом производстве. Историки так и не установили, почему Александр Брокар доверил художнику весь процесс.
В 2007 году в выпуске №14 сборника «Великие имена. Из собрания Государственной Третьяковской галереи» появилось изображение флакона с именем Казимира Малевича. На сегодня это единственный случай в России, когда искусствоведы смогли найти массовый объект работы известного мастера и доказать его авторство, а предмет попал в музейный каталог наравне с полотнами.
Автор: Тата Боева
Смотрите также