Супрематизм на каждое трюмо: как Малевич стал дизайнером флакона для духов

Как и многие авангардисты, Казимир Малевич
не только писал новаторские полотна, но и создавал фарфор
, архитектурные модели и яркие театральные декорации. И даже придумал флакон для одеколона «Северный», который выходил сначала в дореволюционной России, а потом в СССР — всего около 80 лет. Авторство Малевича обнаружила исследователь Александра Шатских. Рассказываем, как авангардист создал эскиз и почему это долгие годы было неизвестно.

Как возник одеколон, который оформил Малевич

Казимир Малевич. Авиатор (фрагмент). 1914. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Казимир Малевич. Автопортрет. 1-я половина XX века. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Казимир Малевич. Композиция с Джокондой («Частичное затмение») (фрагмент). 1-я половина XX века. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Одеколон «Северный» выпустила парфюмерная фирма «Брокар»
, которую основал в Москве в 1864 году французский предприниматель Генрих Брокар. Компания занимала редкую для дореволюционного косметического рынка нишу — производила товары для небогатых людей. Хитами «Брокара» были наборы «Народные» с мылом за одну копейку и первый в России одеколон массового производства «Цветочный».
В 1900 году Генрих Брокар умер, и его сыновья, Александр и Эмилий, продолжили разрабатывать продукты для косметического «масс-маркета». Важной частью их торговой стратегии была яркая реклама
продуктов.
Идея парфюма «Северный» была связана с актуальной повесткой того времени. С конца XIX века ученые и путешественники постепенно осваивали территорию Арктики, а в 1909 году американский исследователь Роберт Пири впервые высадился на Северном полюсе. Стала популярна тема Севера в целом — с его суровой природой и культурой местных народов. Косметический завод воспользовался интересом, чтобы выпустить новый тематический аромат. Одеколон пах свежестью и снегом и нуждался в подходящей упаковке.

Почему художник взялся за дизайн флаконов

Казимир Малевич с учениками. 1-я половина XX века. Фотография: ТАСС
Казимир Малевич (во втором ряду второй слева) с членами Товарищества художников. 1911 год. Фотография: <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Malevich_1911.jpg" target="_blank" rel="noopener">Wikimedia Commons</a> / <a href="https://creativecommons.org/publicdomain/mark/1.0/" target="_blank" rel="noopener">Public domain</a>
Первый Всероссийский съезд футуристов. Слева направо: Михаил Матюшин, Казимир Малевич, Алексей Крученых. 1913 год. Фотография: <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%9C%D0%B0%D1%82%D1%8E%D1%88%D0%B8%D0%BD_%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%9A%D1%80%D1%83%D1%87%D1%91%D0%BD%D1%8B%D1%85.jpg" target="_blank" rel="noopener">Wikimedia Commons</a> / <a href="https://creativecommons.org/publicdomain/mark/1.0/" target="_blank" rel="noopener">Public domain</a>
Парфюм вышел на прилавки, по разным данным, в 1910 или 1911 году, когда Казимир Малевич
уже выставлял работы вместе с авангардными объединениями «Бубновый валет» и «Союз молодежи»
. Однако за несколько лет до этого художник не был так известен и остро нуждался в деньгах.
В 1907 году 28-летний Малевич переехал в Москву из Курска. Живописью он увлекался с подросткового возраста, но зарабатывал иначе — работал чертежником в Управлении Московско-Курской железной дороги. В Москву Малевич перебрался благодаря матери, которая сначала устроилась заведующей в столовую, а позже сама арендовала помещение под общепит
и помогла переехать сыну. Бывший железнодорожный чиновник оставил службу и сосредоточился на живописи. Он работал в мастерских и знакомился с местными художниками — например, с авангардистом Михаилом Ларионовым
.
Александра Шатских изучала эти годы в творчестве Малевича и писала о нем: «Средств не было никаких, голодать иногда приходилось сутками». Художник искал подработки и начал создавать этикетки для фирмы «Брокар». В конце XIX — начале XX века оформление товаров считалось частью рекламной кампании
, поэтому фирмы стремились к оригинальному и броскому дизайну.

Дорого, непрактично, оригинально: флакон от супрематиста

Казимир Малевич. Рекламный плакат товарищества «Брокар и Ко». 1896. Российская государственная библиотека, Москва
Крышка от флакона одеколона «Северный». 1970. Фотография: Всероссийский музей декоративного искусства, Москва
Флакон для одеколона «Северный». 1980. Фотография: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Владимир
Сама идея Казимира Малевича противоречила негласным правилам оформления духов той эпохи. Обычно сосуды создавали гладкими, симметричными, удобными для руки. Малевич же предложил флакон в виде асимметричной ледяной глыбы, похожей на настоящий айсберг — с ломаными гранями и имитацией трещин на поверхности. Эффект подтаявшего льда создали с помощью техники кракле, особого способа обработки стекла. До Малевича его не использовали в дизайне флаконов. Александра Шатских так описала готовый пузырек: «Полупрозрачная скала будто бы говорит об общей природе льда и стекла: лед — это отвердевшая вода, стекло — это застывшая жидкая смесь. Малевический флакон не только казался скалой из замерзшей воды, трансформируя в художественный образ природный пейзаж, но и был застывшим куском некогда текучей прозрачной массы».
Необычным сосудом авангардист не ограничился. Он нарушил и второе негласное правило парфюмеров — создал сложную крышку из двух деталей. Кроме внутренней пробки, которая защищала духи от выветривания, она имела съемный декоративный набалдашник в форме стеклянной льдины с белым медведем. Это животное позже стало символом аромата и попало на рекламные плакаты. Шатских писала, что Малевич изобразил его в движении: «…медведь уперся передними лапами в лед перед уходящей вниз пропастью, а две задние еще шагают. Скульптурная миниатюра отличается тонкой разработкой деталей: здесь и фактурные прядки шерсти, и отдельные ступни всех четырех лап, и хвостик, здесь и монументально-обобщенная, несмотря на малые размеры, морда». Пробку, которая закупоривала флакон, Малевич задумал выполнить из матового стекла — чтобы весь пузырек еще больше походил на льдинку.
Эскиз Малевича попал на Бахметьевский стекольный завод под Пензой
, где изготавливали всю тару для фирмы «Брокар». Над стеклянными сосудами на заводе трудилась художница Адель Якобсон — в том числе придумывала дизайн и контролировала производство. Сотрудники знали, что она занималась новым сложным заказом: эскиз Малевича требовал технологических новшеств. Ее и стали считать неофициальным автором медведя.
…Имя «Малевич» никому ничего не говорило, а скорее всего, на присланном из Москвы рисунке-проекте его и в помине не было.
Александра Шатских

Как нашлось авторство Малевича

Правление и оптовый склад товарищества парфюмерно-косметического производства «Брокар и Ко». Москва, начало XX века. Фотография: <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Nikolskaya_the_end_Brocard.jpg?uselang=ru" target="_blank" rel="noopener">Wikimedia Commons</a> / <a href="https://creativecommons.org/publicdomain/mark/1.0/" target="_blank" rel="noopener">Public domain</a>
Иллюстрация к книге «Золотой юбилей парфюмерного производства товарищества «Брокар и Ко» в Москве». Москва, Издательство братьев Менерт, 1915
Рекламный плакат товарищества «Брокар и Ко». Конец XIX века. Фотография: <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Nikolskaya_the_end_Brocard.jpg" target="_blank" rel="noopener">Wikimedia Commons</a> / <a href="https://creativecommons.org/publicdomain/mark/1.0/" target="_blank" rel="noopener">Public domain</a>
О том, что эскиз флакона для «Северного» разработал Казимир Малевич, доподлинно стало известно лишь в начале 2000-х годов. Статьи об этом опубликовала искусствовед Александра Шатских, которая и сделала открытие.
Новые факты о творчестве Малевича удалось обнаружить благодаря домашнему архиву его родственников. Среди предметов, которые остались от художника, был старый бутылек «Северного». О нем говорили, что «флакон был изготовлен где-то в начале 1930-х для советской парфюмерной фабрики», но документов об этом не сохранилось. Александра Шатских заинтересовалась этой деталью и стала собирать информацию. Ей удалось выяснить, что рекламная кампания, которая продвигала одеколон, началась в 1911 году. Рисунок белого медведя разошелся по многим изданиям. Однако в большинстве газет изображение печатали без авторской подписи. Шатских нашла картинку, которую сделали «с новенького клише, и поэтому инициалы «К» и «М», притаившиеся в противоположных нижних углах центрального рисунка, были отчетливо видны». Благодаря этому удалось установить, что художник работал с «Брокаром». Искусствовед отметила: подпись на рекламе значила, что Малевич считал «Северный» таким же авторским произведением, как и картины.
Ученые предполагают, что в начале XX века и другие известные художники могли зарабатывать коммерческими заказами, в том числе создавать этикетки для серийных товаров. Однако подобная работа, где задание давал предприниматель, в те времена считалась едва ли не позорной для автора, подпись на ней не ставили. А заказчики не стремились к тому, чтобы художники приписывали себе дизайн: упаковки были частью наследия фирмы-производителя. Спустя годы сложно установить авторство таких работ.
…В графической и живописной «мелочевке для ширпотреба» профессионалы следовали инструкциям заказчика, чьим главным интересом была коммерческая успешность товара. Художники, подчинявшие себя «купчикам» и «пошлому быту», свое унижение, естественно, не афишировали.
Александра Шатских
Хотя четкое техническое задание художникам обычно давали хозяева косметических фабрик или их представители, в случае с «Северным» Малевич всю концепцию разработал сам. Исследование Александры Шатских показало, что он не только придумал конструкцию флакона и создал его эскиз, но и рисовал рекламные плакаты. Это был первый подобный случай в массовом производстве. Историки так и не установили, почему Александр Брокар доверил художнику весь процесс.
В 2007 году в выпуске №14 сборника «Великие имена. Из собрания Государственной Третьяковской галереи»
появилось изображение флакона с именем Казимира Малевича. На сегодня это единственный случай в России, когда искусствоведы смогли найти массовый объект работы известного мастера и доказать его авторство, а предмет попал в музейный каталог наравне с полотнами.

Автор: Тата Боева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна