Народный мыловар: история Генриха Брокара
Парижанин Генрих Брокар приехал в Россию, чтобы найти место на парфюмерном рынке. Он первым из косметических предпринимателей XIX века решил, что продавать ароматное мыло и духи можно не только богачам-ценителям, но и людям со скромным достатком. Портал «Культура.РФ» рассказывает, как крестьянское мыло за копейку и даровой парфюм превратились в большое доходное дело.
Как сын французского парфюмера оказался в России
Фирму «Брокар и Ко», как и многие дореволюционные фабрики духов, основал француз по происхождению — Анри Брокар. Его отец Атанас Брокар специализировался на мыльном производстве. Он еще в молодости запатентовал формулу прозрачного глицеринового и кокосового мыла и искал место, где дело имело бы наибольший успех. Брокар-старший начал во Франции, отправился в США, бывал в Российской империи, где работал главным парфюмерным лаборантом в одной из фирм.
Анри Брокар, выбирая страну для производства, остановился на России. Там знакомый его семьи, купец Константин Гика, открыл парфюмерную лабораторию и торговый дом своего имени и пригласил будущего предпринимателя на работу. В 1861 году Анри Брокар поехал в Москву, где его стали называть на русский манер — Генрих Афанасьевич.
Четыре года Брокар работал для Торгового дома Гика — по разным данным, как инженер-технолог или главный парфюмер. За это время он успел жениться на бельгийке Шарлотте Равэ и разработать формулу концентрированных духов. Находку Генрих Брокар решил продать на родине. Ее выкупила французская фирма «Рур Бертран» за 25 тысяч франков. Деньги стали начальным капиталом фирмы «Брокар и Ко». Супруга же превратилась в одного из главных помощников и советников предпринимателя. Она давала названия новым товарам, придумывала их упаковки и вместе с мужем разрабатывала рекламу.
Дешево и душисто: мыльная империя
Свое дело Генрих Брокар также начал в Москве. В 1864 году он арендовал в Теплом переулке помещение конюшни и открыл мыловаренную лабораторию. В разрешении, которое выдала городская управа, ни мыло, ни духи не значились. В то время в перечне «бизнесов» такого пункта не существовало. Зато аптеки давно торговали и лекарствами, и косметикой. Брокар получил разрешение «по фельдшерскому цеху».
Первым продуктом новой компании стало мыло «Детское». Предприниматель придумал выпускать ароматные бруски с оттисками в виде букв кириллического алфавита. Во многом благодаря этому продукт обрел популярность. Есть свидетельства, что некоторые родители из среднего и низшего класса, чтобы научить детей читать, скупали все буквы. Сделать это было несложно: мыло Брокара стоило в три раза меньше, чем продукция других марок.
Предприниматель в тот период почти не получал прибыли, но придерживался выбранной незанятой ниши на рынке. В середине XIX века богатые люди заказывали банные принадлежности и духи из Европы или покупали привезенное. Для обычных горожан такая покупка была дорогой, но для людей со средним и низким достатком никто не производил подобные товары. Мысль обеспечивать эту категорию и сделать ее постоянным покупателем подала Генриху Брокару жена Шарлотта.
В 1860-х компания выпускала простые и востребованные наименования. К «Детскому» мылу добавились «Янтарное», «Медовое», прозрачное глицериновое «Шаром» — его рецептуру когда-то изобрел Атанас Брокар. Цены сохранялись невысокие. Например, «Шаром» стоило пять копеек — как десяток яиц.
В 1866 году Генрих Брокар выпустил еще более массовую продукцию. Мыло «Народное» стоило одну копейку — как писчее гусиное перо. Его отправили на ярмарки по всей стране, откуда бруски разъезжались в том числе в деревни. «Народное» стало первой косметической маркой, которую могли себе позволить крестьяне. До этого они мылись подручными средствами — например, золой.
Популярность нового сорта потребовала расширения производства. В 1866 году фабрика переехала из конюшни в Теплом переулке в более просторное помещение на Пресне. Еще через три года Генрих Брокар перенес свое дело в бывшую усадьбу Музиль. Мыловарня заняла несколько корпусов. К тому времени вместе с «Народным» мылом фабрикант придумал продавать такие же дешевые помаду и пудру. Компания выпускала их набором. За три копейки любой желающий приобретал косметический подарок дочери, сестре, невесте или жене.
Читайте также:
Духи для мещанок: парфюмерное дело
В 1871 году Генрих Брокар решил преобразовать свою фирму в товарищество, чтобы еще больше расширить производство. Он выбрал московского купца саксонского происхождения Василия Германа. Так образовался Торговый дом «Брокар и Ко».
Через год компания открыла первый фирменный магазин — его разместили в Москве на Никольской улице. Новая торговая точка в центре города сама по себе стала работать как реклама — это придумала Шарлотта Брокар.
В 1873 году произошло еще одно важное событие. Великая княжна Мария Александровна, дочь Александра II, посещала Москву и встретилась с Генрихом Брокаром. Предприниматель подарил царевне восковой букетик ландышей и фиалок, который источал тонкий аромат — благодаря парфюмерной эссенции. Внутри цветочной композиции Брокар оставил маленький флакон духов. Это стало еще одной эффективной рекламой.
Косметика Брокара пользовалась такой популярностью, что ее начали подделывать. Предприниматель искал способы защитить производство от фальшивок. Он обратился в Департамент торговли и Министерство финансов, где утвердили особую этикетку, которой отмечали всю продукцию Брокара. А знакомство с великой княжной и подарок ей помогли получить статус «поставщика Ее Императорского Высочества великой княгини Марии Александровны, герцогини Эдинбургской». Эта отметка означала и высокое качество продукции, и защиту от подделок. За тем, чтобы на рынок поступали только собственные, проверенные товары поставщиков двора, следило государство.
В этот же период Генрих Брокар стал производить духи. В 1878 году он открыл очередной фирменный магазин. Шарлотта Брокар придумала акцию, которая завлекла бы и в новый магазин уже привычную аудиторию — небогатых горожан. В газетах разместили объявление, что все желающие смогут всего за один рубль приобрести специальный набор из 10 наименований продукции Брокара — духов, одеколона, укрепляющего средства для волос люстрина, туалетного уксуса, вазелина, пудры с пуховкой, саше, помады, мыла. У магазина собралась такая толпа покупателей, что для порядка пришлось вызвать конную полицию. Две тысячи наборов были распроданы за шесть часов.
К 1882 году у Торгового дома «Брокар и Ко» появился специально разработанный аромат. Одеколон «Цветочный» создал парфюмер Жорж Ферран, которого Брокар пригласил из Парижа. Искусствовед Елена Селестин в книге «Тот самый аромат» описывала композицию как «насыщенную первоклассными цветочными эссенциями –– бергамота, жасмина, гвоздики, резеды — с добавлением мускусной основы». Выпуск приурочили к Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве. Генрих Брокар разместил в центре павильона фонтан со струями одеколона. Посетители могли познакомиться с ароматом, побрызгаться им. Самые ловкие окунали в чашу шляпки, перчатки и пиджаки или находили пустые флаконы и набирали жидкость в них.
Одеколон немедленно завоевал популярность, долго оставался одним из самых известных наименований фирмы и получил множество профессиональных наград: серебряные медали Торгово-промышленной выставки в Риге и Всероссийской выставки в Одессе, золотые — на Всемирных выставках в Ницце и Бостоне. Исследователи парфюма называли «Цветочный» первым массовым одеколоном в России. Ни один производитель до Генриха Брокара не пробовал разработать товар для людей со скромным достатком и приобщить их к качественной косметике.
Француз против Франции: последние годы Генриха Брокара
Со временем торговая стратегия Брокара стала такой успешной, что нишу начали занимать французские производители. Покупатели привыкли к доступным душистым мылам и духам и пробовали покупать их и за рубежом. Генрих Брокар придумал акцию, чтобы доказать превосходство своей фирмы. Он выкупил партию известных в конце XIX века французских духов «Любен», при свидетелях наполнил ими свои флаконы и отправил на прилавки магазинов «Брокар и Ко». Покупатели не узнавали продукта, возвращали покупки и жаловались. Предприниматель использовал поток жалоб как доказательство качества своих духов: заметки о недовольных клиентах и объяснения фирмы о перелитом парфюме «Любен» публиковали в газетах.
Генрих Брокар умер в 1900 году. Дело перешло к его вдове Шарлотте, управлением занялись сыновья Александр и Эмилий. За 36 лет работы под началом создателя фирма «Брокар» увеличила свой оборот с 12 тысяч до 2,5 миллиона рублей в год, завоевала множество международных наград и стала поставлять косметику членам императорского двора. А в 1913 году, уже под руководством Александра и Эмилия Брокаров, компания получила статус поставщика Двора Его Императорского Величества — высшего в стране свидетельства качества.
Фабрика-наследница «Брокар и Ко» существует до сих пор. После революции советские власти производство национализировали и превратили в «Новую Зарю». Наименования, которые выпускал на прилавки Генрих Брокар, в том числе одеколон «Цветочный», производили еще многие десятилетия после смерти основателя фирмы.
Автор: Тата Боева
Смотрите также