Пермские мумии: выставка в Музее Востока
До 28 мая в Государственном музее Востока проходит выставка «С берегов Нила до берегов Камы» — на ней можно увидеть древнеегипетские мумии из Пермской государственной художественной галереи. Эти экспонаты впервые демонстрируются публике после реставрации и масштабного исследования. Что такое паноптикум, для чего в загробном мире нужен был сердечный скарабей и как настоящие мумии оказались в Перми? Читайте в новом материале портала «Культура.РФ».
Как мумии оказались в Пермском музее?
Одним из любимых развлечений публики в XIX — начале XX века были так называемые паноптикумы, которые объединяли в себе музей восковых фигур, кунсткамеру, медицинский музей и балаган. Существовал такой театр и в Перми — о нем нередко писали местные газеты. Например, сохранилась заметка «Пермской жизни» о прибытии из Москвы в пермский паноптикум петроградской труппы лилипутов.
Частыми экспонатами в паноптикумах становились мумии, которые выставляли в отделе «Бюсты высокопоставленных лиц». Так, в каталоге одного из таких музеев египетская мумия была указана между Ференцем Листом и Марией Стюарт.
В ноябре 1920 года из паноптикума, закрытого советской властью, в Пермский научно-промышленный музей поступили две древнеегипетские мумии в деревянных саркофагах. Сначала их атрибутировал историк Алексей Шмидт:
Обе мумии датируются эпохой после Р[ождества]Х[ристова], приблизительно I–III вв., и представляют собой едва ли не единственные в России экземпляры столь позднего времени. Мумии сохранились плохо; при обследовании одной из них выяснилось, что под повязками и пеленками сохранились лишь одни кости, остальное же истлело. Может быть, еще в древности.
Эксперты объясняют плохое состояние мумий отсутствием надлежащего надзора в годы Революции и Гражданской войны. Исследователи предполагают, что кто-то проник под погребальные ткани, чтобы найти внутри сокровища.
В 2021 году стартовал проект по восстановлению и исследованию мумий. Именно они стали экспонатами выставки в Государственном музее Востока: мумии впервые показывают публике после окончания реставрации. Экспозицию дополняют саркофаги и другие артефакты — истории пяти необычных предметов читайте в нашем тексте.
Картонажная шлемообразная маска
I век до н. э.
Представленная в экспозиции маска создана в стиле, типичном для эпохи поздних Птолемеев. Она состоит из нескольких склеенных между собой кусков льняного полотна, на которое с обеих сторон нанесен грунт. На внешней поверхности маски сохранились цветные росписи. В конце эпохи Птолемеев такие картонажи уже не покрывали все тело, а служили магической защитой лишь для самых уязвимых, согласно верованиям, частей тела: головы, груди, живота и ступней ног. На парике маски изображены защитные символы — скарабей и диадема с солнечным диском, а на продолжениях парика — восседающий на троне Осирис.
В птолемеевский период всеми обрядами и процедурами, связанными с мумификацией и последующим погребением, занимались специальные погребальные гильдии. К концу этой эпохи мастера стали больше заботиться о внешнем виде мумии, чем о ее качестве. Так, при подготовке к захоронению часто искусственно имитировали форму тела, используя подручные материалы, например ткани или тростник, а еще мумифицировали тела не целиком или укладывали костные останки в произвольном порядке.
Древние египтяне считали, что умерший мог беззаботно существовать в загробном мире только в случае, если его тело было надлежащим образом мумифицировано. Бренная земная оболочка Хет после смерти должна была превратиться в священную плоть Сах. Чтобы это произошло, забальзамированное тело обвивали льняной тканью, пропитанной смолами и благовониями, а затем помещали в саркофаг.
Само слово «мумия» появилось гораздо позже, чем сам обряд. В персидском языке существовало слово «мум» — «воск». Со временем от него произошло слово «мумийя» — им обозначали битум, смолу, которой приписывали целебные свойства. В Средние века путешественники считали, что бальзамированные тела египтян содержали эту самую чудодейственную смолу, «мумию». Так слово пришло в арабский язык, где стало обозначать не только битум, но и якобы пропитанные им тела. Из арабского понятие перешло в средневековую латынь, а из нее — в европейские языки.
Фармацевты покупали у паломников мумии для изготовления снадобий вплоть до XVIII века. В медицинском словаре 1657 года сохранилась запись: «Мумия похожа на смолу, продается у аптекаря; говорят, ее достают из старых могил».
Нижняя часть внутреннего саркофага жреца Хермипара
XXI династия, около 1069–945 годов до н. э.
Этот саркофаг, по предположениям ученых, был создан во время правления XXI династии, в X–IX веках до н. э. Он относится к группе так называемых «желтых» саркофагов. Их отличительной чертой был охристый фон, покрытый росписями на мифологические сюжеты о богах загробного мира. Исследователи считают, что изначально эти саркофаги были белыми, но их фон покрывали олифой — смесью на основе растительных масел, которая со временем начинала желтеть.
В эпоху XXI династии мумифицированное тело вкладывали в первый гроб, сверху помещали специальную доску и закрывали крышку. Затем первый саркофаг ставили в гроб большего размера, который назывался внешним. Большинство саркофагов этого периода ученые обнаружили в первой половине XIX — начале XX века в Луксоре, в тайных коллективных гробницах, которые фиванские жрецы Амона устраивали, чтобы спасти мумии от мародеров.
В ходе реставрационных работ мастерам удалось обнаружить имя владельца «пермского» саркофага. Захороненного звали Хермипара, он был жрецом и отвечал за поддержание чистоты в храме во время совершения обрядов и ритуалов. У этой должности было особое название — уаб. Стать им мог любой египтянин. Изображенные на саркофаге сцены сопровождают иероглифические подписи, поясняющие смысл. На виньетках представлены сюжеты из жизни жреца: Хермипара совершает жертвоприношения и возлияния перед богинями Исидой и Нефтидой, а также перед Осирисом и другими богами загробного мира.
Читайте также:
Крышка саркофага. XXI династия
Около 1069–945 годов до н. э.
Крышка внутреннего саркофага представляет собой скульптурное изображение фигуры усопшего, завернутого в ткань. Ее большая часть изготовлена из цельного куска дерева, а лицо фигуры и боковые пряди парика созданы из отдельных деталей и крепятся к крышке. В области подбородка сохранилось отверстие, как считают исследователи, для бороды — а значит, этот саркофаг был выполнен для мужчины.
После бальзамирования обвязанное бинтами тело опускали в саркофаг и переносили в гробницу в сопровождении процессии плакальщиц. В дыму воскуряемых благовоний жрец исполнял ритуал «отверзания уст»: прикасался ножом к изображенному на саркофаге рту, чтобы умерший в загробном мире мог есть и пить.
После этого саркофаг помещали в специальную погребальную камеру. На поверхности, как правило, строили молельню, куда могли приходить родственники умершего, приносить в жертву пищу и напитки.
Главным богом загробного мира у древних египтян был Осирис. Чтобы после смерти добраться до полей тростника, символизирующих счастливую безбедную жизнь, умершему нужно было пройти суд Осириса и доказать, что он, то есть умерший, был праведен. Египтяне считали, что бог мудрости Тот и бог загробного мира и мумификации Анубис проверяли человека так: опускали на одну чашу весов его сердце, а на другую — перо Маат, богини справедливости. Если чаши оставались в равновесии, умерший отправлялся на поля тростника. Если сердце перевешивало — его съедало чудовище Амат.
Успешно миновать все препятствия после смерти должна была помочь «Книга мертвых». Ее клали в сам саркофаг, а изречения из нее выписывали на его стенках и на стенах гробницы. На каждом саркофаге также писали специальную заупокойную формулу — хетеп-ди-несу. Она обеспечивала умершего в загробной жизни едой, питьем и одеждой.
Картонажная накладка на торс
I век до н. э.
Историк Алексей Шмидт в 1922 году расшифровал имя владельца этого нагрудника как «Педисебек». Вероятно, покойного назвали в честь Собека — бога в облике крокодила.
На нагруднике сохранились цветные росписи. В верхней части изображен солнечный диск с двумя уреями — стилизованными изображениями богини-кобры. По бокам от солнца расположены головы соколов. В центре — крылатый скарабей, а ниже — погребальное ложе, под которым установлены канопы.
Канопами называли каменные сосуды, в которые помещали высушенные и обернутые в ткань внутренние органы умершего в процессе бальзамирования. Каждой мумии полагался набор из четырех каноп с крышками в виде голов четырех сыновей бога Хора. Каждый из них отвечал за определенный орган. Хапи с головой павиана охранял легкие, Дуамутеф с головой шакала — желудок, Кебехсенуф с головой сокола — кишечник, а Амсет с человеческой головой — печень. Сердце чаще всего оставляли в мумии, но иногда на его место вкладывали амулет — так называемого «сердечного скарабея». Он должен был помочь умершему пройти суд Осириса, поскольку настоящее сердце могло выдать тайные пороки человека.
Мумия мужчины (возраст — более 55 лет)
Около 51 года до н. э.
Исследователи считают, что эта мумия относится к птолемеевскому периоду. Ее руки скрещены на груди, что характерно для погребального обряда той эпохи. Такое положение рук отсылало к изображению повелителя загробного мира — Осириса.
Важным этапом мумификации было оборачивание останков льняными бинтами и пеленами. Способы проведения этого ритуала менялись. Так, в птолемеевский период большинство мумий оборачивали несколькими слоями широких бинтов, потом полосами ткани, а их фиксировали более узкими бинтами. Затем шел слой так называемой набивки: мумии придавали нужный объем с помощью разных тканей, причем чаще всего уже бывших в употреблении. Узкие бинты завязывали по-разному, чаще всего вкладывали в ромбовидный узор. Иногда их окрашивали в разные цвета.
Древние египтяне считали, что для погребения умерших подходит только лен. Шерсть для них была «нечистым» материалом. Историк Геродот писал: «… в шерстяных одеждах они не вступают в храм и в них не погребают покойников. Это считается нечестивым». В римское время для пеленания мумий стали также использовать хлопок.
Несколько тканей из внутреннего слоя пеленания «пермских мумий» сделаны из простых материалов, в которых льняные нити переплетены по принципу рогожи. Такие ткани были дешевыми и грубыми, чаще всего их использовали для хозяйственных нужд, например шили мешки и подстилки. «Рогожку» старались не класть непосредственно на тело и не использовали в верхних слоях пеленания.
Автор: Полина Пендина
Смотрите также