Картина в деталях: портрет Вари Адоратской
В 2021 году исполняется 140 лет со дня рождения Николая Фешина. К юбилею в Третьяковской галерее открылась персональная выставка художника. Из Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан в Москву привезли картины, скульптуры, рисунки Фешина — всего более 50 работ. Портал «Культура.РФ» рассказывает о портрете Вари Адоратской — одном из самых известных произведений художника.
Николай Фешин: сын резчика иконостасов и выпускник Академии художеств
Николай Фешин начал рисовать еще в раннем детстве. Его учил отец, Иван Фешин — резчик иконостасов, владелец собственной художественной мастерской. Уже с девяти лет сын помогал ему с заказами. В четырнадцать он поступил в Казанскую художественную школу, а затем продолжил образование в петербургской Академии художеств. Там Фешин занимался в мастерской Ильи Репина. На первом курсе, в 1903 году, он получил премию за ученическую работу «Выход из катакомб после моления».
Самым известным произведением Фешина, которое он создал в Академии художеств, стала картина «Черемисская свадьба». За эту работу в 1909 году его наградили I премией имени Архипа Куинджи. Картину отправили на выставку в Мюнхен, а затем в Институт Карнеги в США, где ее купил коллекционер Уильям С. Стиммел.
Фешин окончил Академию художеств в 1909 году с отличием. Лучших выпускников тогда отправляли за границу за счет учебного заведения. Благодаря этому художник смог посетить Германию, Италию и Францию.
В 1910 году Фешин вернулся в Казань. Там он преподавал в художественной школе и давал частные уроки. А еще у Фешина заказывали портреты местные дворяне, актеры, представители интеллигенции.
«Непревзойденные личностные характеристики»: детские портреты
Героями картин Николая Фешина часто становились дети из разных семей — и дворянских, и крестьянских. Особенно часто он рисовал свою дочь Ию и учениц Казанской художественной школы. В 1910-х он создал картины «Портрет девочки», «Катенька», «Девочка в розовом платке». Искусствовед Александр Рожин писал: «Выполненные им работы обладали как убедительным внешним сходством с портретируемыми, так и непревзойденными личностными характеристиками людей, к которым он испытывал особые чувства и привязанность».
Лица Николай Фешин писал легко, небольшим количеством краски. Так он подчеркивал, что детские черты еще не сформировались до конца. А чтобы передать пластичность движений и непоседливость героев своих картин, художник использовал пастозную технику — крупные, плотные, рельефные мазки.
Читайте также:
Варя Адоратская — дочь революционера
Варвара Адоратская — героиня самого известного детского портрета Фешина — родилась в Казани в 1904 году. Ее отец Владимир Адоратский был участником революционного движения, членом Российской социал-демократической рабочей партии. В 1905 году его арестовали и выслали из России. Семья последовала за ним. Несколько раз Адоратские возвращались в Казань, но жили в городе очень короткое время. Им постоянно приходилось уезжать: Владимира Адоратского в любой момент могли арестовать.
Варвара приходилась племянницей художнице Надежде Сапожниковой — ученице Николая Фешина. Девочка часто бывала в мастерской у родственницы. В 1910 году Сапожникова написала портрет Вари.
«Работал он с большим темпераментом и увлечением»: создание портрета
Весной 1914 года Адоратские вновь приехали в Казань. В то время они часто гостили у Надежды Сапожниковой. Именно в ее мастерской Николай Фешин познакомился с Варварой Адоратской. Незадолго до этого художник планировал написать портрет девочки в рубашке. По задумке Фешина, она должна была стоять у стола, накрытого белой скатертью, и кормить с ложки куклу. Художник сделал несколько набросков будущей композиции, но не нашел модель для портрета. Написать Варю Адоратскую ему предложила Сапожникова.
Мне было тогда девять лет, я была довольно застенчива и дика. Когда тетя Надя сказала мне, что я должна буду позировать в одной рубашке, я категорически отказалась и сказала, что куклу я никогда не кормлю с ложки, потому что «она ведь есть не может». Помирились на том, что я надену белое батистовое платье, а кукла будет лежать рядом со мной. Переговоры эти происходили, конечно, без Николая Ивановича. Сперва он посадил меня в плетеное кресло около стола, но потом решил посадить на стол. Мне это очень не нравилось, потому что было очень неудобно и даже больно сидеть, постоянно немели ноги. Но спорить с Н.И. было невозможно и приходилось покоряться.
Из воспоминаний Варвары Адоратской
На сеансы к Фешину Адоратская ходила три раза в неделю. Сначала художник сделал набросок всего портрета, потом проработал лицо героини. Он несколько раз менял детали картины: одежду девочки, платье ее куклы. Адоратская вспоминала: «Когда он писал, то пользовался большой палитрой; у него было много кистей. Положит мазок и отбежит, чтобы посмотреть, и снова бежит к холсту. Движения у него были порывистые, и работал он с большим темпераментом и увлечением».
Над портретом Фешин работал более месяца и закончил его в мае 1914 года.
«Тетя Надя купила мой портрет»: судьба картины
Николай Фешин планировал продать портрет Адоратским. Однако вскоре они снова уехали за границу. Картину выкупила Надежда Сапожникова. Варвара Адоратская вспоминала: «Тетя Надя купила мой портрет у Николая Ивановича Фешина, за сколько именно, я теперь уже не помню, знаю только, что в то время это была значительная сумма».
В 1918 году семья вернулась в Россию, но забирать портрет у Сапожниковой не стали. Родители считали, что Фешин не смог точно передать характер их дочери.
Мой портрет хотя и нравился отцу, но он говорил, что только мое лицо передано верно, а вся обстановка, изображенная на портрете, мне совершенно чужда и не передает моего характера. Мои родители всегда жили скромно, и я была скромной девочкой, а тут вдруг посадили меня за стол с остатками роскошного завтрака. Мне кажется, что действительно выглядит странно: только шаловливая девчонка могла забраться на стол, а выражение лица у меня совершенно не соответствует этому — оно скорее задумчивое и печальное.
Из воспоминаний Варвары Адоратской
Варвара Адоратская с семьей поселилась в Москве. Туда же в 1925 году из Казани переехала Надежда Сапожникова. Она привезла все картины Фешина из своей коллекции в московскую мастерскую.
В 1942 году Сапожникова тяжело заболела. Незадолго до смерти она написала завещание, по которому все работы Фешина достались Варваре Адоратской. Наследница тоже решила не продавать коллекцию и оставила ее у себя.
В 1963 году с Варварой Адоратской связались сотрудники Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИ РТ). Они готовили персональную выставку Николая Фешина. После долгих уговоров Адоратская согласилась продать часть коллекции. Однако свой портрет она хотела подарить Третьяковской галерее — из-за этого переговоры сорвались. Картина оказалась в собрании музея только после смерти Адоратской в 1964 году.
Автор: Анастасия Войко