Как мужчина должен жить по Домострою

Домострой — литературный памятник, в котором собраны правила и нормы жизни человека средневековой Руси. Книга была популярна несколько веков: ее переписывали и передавали по наследству. Считается, что окончательный вариант текста сложился во времена Ивана Грозного, в середине XVI века, а авторство приписывают протопопу Сильвестру, одному из сподвижников царя. Большая часть предписаний касалась мужчины, хозяина дома. Читайте, что для средневекового отца семейства считалось праведностью, как полагалось «вразумлять» жену, когда возвращать ссуды и чему учить сыновей.

Деньги и достаток: платить долги вовремя

Василий Максимов. Бедный ужин (фрагмент). 1879. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева, Иркутск
Василий Тропинин. Слуга со штофом, считающий деньги (фрагмент). 1840-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иван Богданов. За расчетом (фрагмент). 1890. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Протопоп Сильвестр занимался торговлей: вместе с сыном он держал мастерскую, в которой писали иконы
, и продавал их. Как практичный хозяин, в Домострое он уделил внимание денежным вопросам, в которых, скорее всего, хорошо разбирался. Сочинение называют первым русским учебником по экономике: почти треть книги — часть «О домовном строении» — посвящена рачительному ведению хозяйства. Предписания книги рассчитаны на горожан со средним достатком, купцов, зажиточных крестьян и служилых людей.
В денежных делах мужчине следовало быть разумным: вовремя платить подати и налоги, чтобы не запутаться, не оказаться в должниках и не попасть под суд. Отдельно в сочинении упомянуты долги и ссуды:
А всякую ссуду и брать, и давать честно, хранить крепче, чем свое, и в срок возвратить, чтобы сами хозяева о том не просили и за вещами не посылали: тогда и еще дадут, да и дружба навек.
Кто же в срок не платит или проценты заранее не оплачивает, тому наступит выплата с убытком и с позором, и впредь никто ему не поверит.
Владимир Маковский. Крах банка (фрагмент). 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Сергей Виноградов. Без работы. (В ожидании парома) (фрагмент). 1888. Частное собрание
Фирс Журавлев. Кредитор описывает имущество вдовы (фрагмент). 1862. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск, Республика Беларусь
Строить капитал по Домострою предлагалось за счет бережливости и умелого ведения дел, а не за счет быстрого обогащения, например, с помощью займов под большие проценты. В главе «О том же, если что купить, у кого нет сел, и о всяком домашнем обиходе…» приводятся советы, как устроить двор или лавку, как закупать продукты впрок по выгодным ценам. Разумное ведение хозяйства, согласно книге, не только оберегало от нищеты, но и сохраняло достоинство мужчины.
Он должен был хорошо разбираться в делах своей отрасли и промысла и вести счет деньгам. Особо подчеркивалось, что расходы должны соответствовать доходам и жить нужно по средствам и достатку:
Если же кто, не оценив себя и не рассчитав добра своего, ремесла и прибыли или господского жалованья и добытка законного, начнет, на людей глядя, жить не по средствам, занимая или беря незаконным путем, то честь его обернется великим бесчестием со стыдом и позором.
Из книги следует, что денежные и торговые отношения во многом основывались на порядочности участников. Однако историки полагают, что на практике такие наставления соблюдали не всегда.

Государь для домочадцев

Андрей Попов. Крестьянская семья на пашне (фрагмент). 1854. Ульяновский областной художественный музей, Ульяновск
Иван Куликов. Возвращение из города (фрагмент). 1914. Муромский историко-художественный музей, Муром, Владимирская область
Иван Куликов. Семья лесника (фрагмент). 1909–1910. Муромский историко-художественный музей, Муром, Владимирская область
По Домострою, мужчина в доме считался главным. Дом в книге уподоблялся крепости, а ее хозяин — государю. Постройки, сад и огород следовало окружить крепким забором, ворота держать закрытыми, а вечером запирать их. Никто посторонний не должен был знать, что происходит внутри дома. Запрещалось рассказывать семейные тайны и подробности жизни, а слугам — обсуждать домашние дела. Мнение соседей считалось важным: насмешки или осуждение общества были для мужа страшной бедой и позором.
Отец семейства — наставник и кормилец — отвечал за благополучие и здоровье всех домочадцев перед Богом и обществом. Домочадцами называли не только ближайших членов семьи, но и слуг, а также всех, кто жил в доме. Это могли быть дальние родственники, те, кто находился на попечении хозяев или жил в доме из милости — например, больные или странники.
Николай Загорский. Чаепитие (фрагмент). 1890. Бурятский республиканский художественный музей им. Ц.С. Сампилова, Улан-Удэ
Василий Максимов. Больной муж (фрагмент). 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Карл Лемох. Крестьянский обед (фрагмент). XIX век. Одесский художественный музей, Одесса Украина
Книга регламентировала и отношения внутри семьи. Порядок должна была гарантировать строгая иерархия. Жене полагалось полностью признавать старшинство супруга — как в средневековой семье, уклад которой складывался на протяжении веков. Мужу нужно было «уноровить» — угодить и поддержать его точку зрения. Например, советоваться с ним, о чем говорить при гостях.
Мужчине предписывалось уделять жене достаточно внимания. Каждое утро полагалось завтракать с женой, а каждый вечер после молитвы — наедине с ней обсуждать домашнее хозяйство. Считалось, что долг мужа перед супругой — учить ее праведной жизни. Если жена наставлений не слушала, нормы Домостроя предписывали ее наказывать: «Вразумлять ее страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и нежно наставить, и поучить, но при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа — жить всегда в любви и в согласии».

Сыну — ремесло, дочери — приданое

Абрам Архипов. Три поколения (фрагмент). XIX век. Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси, Грузия
Виктор Киселёв. Семья Алёшиных (фрагмент). 1972. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар
Алексей Корзухин. Возвращение из города (фрагмент). 1870. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Отец играл важную роль в жизни детей, даже повзрослевших. Личным примером учил их вежливости, «страху Божию», а мальчиков — еще и ремеслу. В Домострое говорилось: у праведных и разумных родителей дети знают порядок и многому обучены. В воспитательных целях рекомендовали телесные наказания. Но прежде следовало разобраться в причинах неподобающих поступков и приступать к порке, только если словесные наставления не подействовали. Считалось, что наказание сохраняет в семье добрые отношения.
Даже когда дети покидали дом или женились, отец должен был их наставлять. Отдельная глава Домостроя — «Поучение отца сыну» — адресована взрослым сыновьям: «Жену наставляя и домочадцев своих не понуждением, не битьем, не тяжкою работою, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом дому, и всегда в порядке». Полагалось заботиться и о родителях: «Не забывайте трудов отца-матери, ибо о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда».
Яков Башилов. В мастерской сапожника (фрагмент). 1871. Частное собрание
Василий Максимов. Единственный учитель (фрагмент). XVIII век. Херсонский областной художественный музей им. А.А. Шовкуненко, Херсон, Украина
Василий Максимов. Мальчик-механик (фрагмент). 1871. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск, Республика Беларусь
Дочерям отец должен собрать приданое: платья и уборы, посуду и утварь. Его начинали готовить сразу после рождения девочки. В сочинении рекомендуют откладывать на приданое от любой прибыли, например после приплода скота или удачных сделок. Отец сам выбирал супруга для дочери. По нормам Домостроя — из равных по материальному и социальному положению.

Праведный труд и бесовская праздность

Иван Куликов. Павловский кустарь (фрагмент). 1937. Муромский историко-художественный музей, Муром, Владимирская область
Лавр Плахов. В бондарной мастерской (фрагмент). 1840-е. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск, Республика Беларусь
Николай Ярошенко. Кочегар (фрагмент). 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В основе многих наставлений книги лежат христианские ценности. В тексте разъясняется, как соблюдать церковные ритуалы, молиться в доме и в церкви, причащаться, почитать духовных отцов, священников и монахов. Многие поучения основаны на христианских заповедях:
…В молитве к Богу и в слове к людям приветлив будь; опечаленного утешь, в бедах будь терпелив, со всяким будь обходителен, щедр и милостив, нищелюбив и странноприимен, скорби о грехах и радуйся в Боге, не будь алчен к пьянству и жаден к обжорству, будь кроток, тих, молчалив, друзей возлюби, а не злато…
В сочинении подробно описано, что значит неправедность для мужчины: долги, жизнь во лжи, ссоры с соседями, недоброе отношение к близким и работникам. А еще — незаконные налоги, воровство, нечестные суды, ложные показания, сквернословие и распутство. Отвечать за это придется перед Богом.
А залогом праведности и главным удовольствием в жизни мужчины должен быть труд на благо дома. Азартные игры
и праздность считали бесовскими искушениями, которые ведут к нищете и упадку. Работа же приносила достаток, чистоту и сытость всей семье.
Виктор Васнецов. Чаепитие в трактире (В харчевне) (фрагмент). 1874. Харьковский художественный музей, Харьков, Украина
Павел Чистяков. Три мужика (фрагмент). 1858. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фирс Журавлев. Купеческие поминки (фрагмент). 1876. Государственная Третьяковская галерея, Москва
По нормам Домостроя мужчине позволены такие радости, как вкусная еда, пиршества, удовольствие от хорошо устроенного дома, от уважения соседей и знатных людей. В сочинении особо упоминалась трезвость. Государю считалось неприличным сильно пьянеть в обществе: «Когда пригласят тебя на пир, не упивайся до страшного опьянения и не сиди допоздна, потому что во многом питии и в долгом сидении рождается брань и свара, и драка, а то и кровопролитие». Пиры устраивали на свадьбы, именины, крестины или в дни памяти родителей. На застолья приглашали гостей и домочадцев. На «пиры с благодарением» звали священников и монахов, такой праздник считали богоугодным делом.

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна