«Долгами жил его отец»: дворяне и займы

Александр Пушкин
писал роман в стихах «Евгений Онегин»
о своих современниках
. В тексте осталось множество бытовых примет, которые отразили уклад начала XIX века. Портал «Культура.РФ» рассказывает, как читать классику, чтобы найти в ней отражение реальной жизни и расшифровать все исторические загадки. В этом материале разбираемся, почему дворяне жили в кредит
и как Пушкин сделал отца Онегина всеобщим должником.

Почему помещики жили в долг?

Дворяне в Российской империи были элитой и основой общества. До промышленной революции, которая произошла в XIX веке, основной доход приносила земля и труд на ней. Изначально, когда дворянское сословие формировалось, люди служили государям и за это получали землю. Чаще всего так награждали за военные достижения, участие в важных походах. С пожалованных участков дворяне кормились сами и платили налоги в казну, формировали бюджет.
Дворянское сословие в современном понимании упорядочил Петр I. Сперва люди, которые получали привилегии и земли, обязаны были служить в армии
или при дворе. В 1762 году вышел манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» — он дал возможность выбирать: работать на государя или жить только на средства от поместий. Так многие оказались обладателями безусловного пассивного дохода. При Пушкине
значительная часть дворян не работала. Они оплачивали расходы из средств, которые приносили земли — точнее, крестьяне, которые им принадлежали и работали на участках. Ситуация изменилась только после 1861 года, когда отменили крепостное право.
Семен Черкасский. Крепостные у помещика (фрагмент). 1860. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Владимир
Константин Маковский. Помещица (фрагмент). 1886. Сумской областной художественный музей им. Н.Х. Онацкого, Сумы, Украина
Константин Трутовский. Помещики-политики (фрагмент). 1864. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева, Иркутск
Крестьяне платили оброк — обязательную сумму в денежном эквиваленте, или работали на барщине, то есть были обязаны обеспечивать хозяина услугами и натуральными продуктами, которые продавал сам дворянин. Из этого и складывался основной доход.
Долги возникали по нескольким причинам. Помещик мог владеть участком в местах, где почва не приносила достаточно урожая, или иметь мало крестьян. При этом количество крепостных не влияло на формальный статус: в сословие равно входили и те, кому принадлежало 20–30 человек, и владельцы тысяч людей. На размер доходов также влияли эпидемии и природные катаклизмы вроде засухи и ливней
.
Алексей Афанасьев. «Подай оброк» (фрагмент). Конец XIX века. Калужский музей изобразительных искусств, Калуга
Николай Загорский. После неурожая (фрагмент). Конец XIX века. Государственный исторический музей, Москва
Виктор Агевин. После оброка. Иллюстрация к повести Александра Пушкина «История села Горюхина» (фрагмент). Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С. Пушкина «Болдино», село Большое Болдино, Нижегородская область
Плодородные земли, например чернозем, и большое число душ не обязательно обеспечивали высокий доход. Дворяне часто не занимались хозяйством сами, не всегда жили в усадьбе, слабо разбирались в возможностях своих имений и их обитателей, не всегда понимали, обманывают ли их работники и почему земля не приносит столько, сколько могла бы. Дела передавали управляющим. Крестьяне временами скрывали результаты работы, часто использовали несовершенные инструменты, которые плохо обрабатывали землю. Иногда нужную сумму действительно не получалось собрать. Из-за этого имения приносили нестабильный доход и помещикам приходилось жить в кредит
.
Существовала и еще одна причина постоянной жизни в долг. Не каждый дворянин сам распоряжался доходами от имения, которое принадлежало его роду. Например, Александр Пушкин долго не имел личных средств. Прибыль от сел Болдино
и Михайловское
шла его отцу, Сергею Пушкину, а тот неохотно выделял сыну деньги
. Поэт работал чиновником, чтобы оплатить обычные для молодых людей его круга расходы.

Бывали ли «хорошие» долги?

Долги в XIX веке бывали двух типов: текущие, за которые расплачивались в конкретный период, и просроченные. Первые можно назвать привычными. В начале столетия многие люди жили в сегодняшнем понимании в кредит. Товары и услуги они получали до фактической оплаты, а купленная вещь записывалась на их счет — то есть отмечалось, что покупатель должен расплатиться впоследствии. Дворяне в таких случаях отдавали деньги, когда приходили выплаты наличными из имения. Обычно это происходило дважды в год: в середине лета и в декабре. Если дворянин служил в армии или был чиновником, жалованье он получал раз в четыре месяца — в январе, мае и сентябре. Поэтому взаймы, то есть отдавая нужную сумму, когда деньги появлялись, жили многие люди.
Поль Гаварни. Получение расписки. Лист из серии «Идеальный кредитор» (фрагмент). 2-я треть XIX века. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Пьер Рош Виньерон. Разорившийся игрок (фрагмент). XIX век. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Поль Гаварни. Двое обсуждают кредитора. Лист из серии «Идеальный кредитор» (фрагмент). 2-я треть XIX века. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Единственной ситуацией, которая требовала немедленного погашения обязательств, был длительный отъезд. В остальных случаях кредиторы и должники строили отношения на доверии. Этому способствовал и институт репутации. Сбежать и не расплатиться считалось большим позором. Если человек так поступал, его переставали принимать в знатных домах, вести с ним серьезные дела.
Если дворянин не получал средств от имений и от службы и не мог расплатиться, то он занимал нужную сумму в другом месте или обращался за деньгами в банк, продолжая накапливать долги. Иногда после смерти человека его наследники выясняли, что сумма, которую покойный не погасил, многократно превышала его состояние, потому что система займов позволяла не улаживать этот вопрос при жизни.

Где занимали?

Дворяне были высшим слоем российского общества и старались вести соответствующий образ жизни. Евгений Онегин
и его семья — пример таких людей. Герою до момента, пока не умер дядя, не принадлежала земля и средства от нее. Он нигде не служил. Расходы же, которые описывал Пушкин в первой главе романа: модный ресторан Талона
, дорогая одежда, карточные игры
, — были велики. Брал ли в долг Онегин, у кого и насколько много — поэт не отметил. Зато он подробно описал отца героя, который жил на широкую ногу, возможно, выделял деньги сыну, но оставил после себя в основном обязательства:
Служив отлично благородно,
Долгами жил его отец…
Эти строки указывают, что уже Онегину-старшему не хватало доходов. Он поступил на службу и, помимо выплат от крестьян, распоряжался жалованьем. Пушкин не зафиксировал чин родителя своего героя. Суммы, которыми получалось покрывать великосветские расходы, зарабатывали высшие чиновники — начальники и директора департаментов. Если отец Онегина владел землями, получал жалованье и тем не менее «промотался», вероятно, его ранг был ниже и давал всего несколько сотен рублей в год. В начале XIX века жизнь семьи в Петербурге требовала не меньше 6000 рублей в год только на обязательные расходы. Столько получали, например, директора департаментов министерств, высшие начальники. Большинство государственных служащих с сотнями рублей в год не могли себе позволить крупные траты.
Доходило до того, что чиновники подрабатывали лакеями: эти позиции давали жалованье едва не больше, чем государственная служба. Например, сотрудник министерской канцелярии получал порядка 200 рублей в год
 — как швейцар, а кучер мог выручить до 400. Когда в 1815 году вышел запрет для государственных служащих совмещать должности, многие пострадали, потому что имели дополнительный заработок.
Алексей Венецианов. Утро помещицы (фрагмент). 1823. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Николай Петров. Сватовство чиновника к дочери портного (фрагмент). 1862. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Павел Федотов. Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крестик) (фрагмент). 1846. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Существовало несколько гарантированных способов получить недостающие деньги, и выбор зависел от суммы. Крупные кредиты брали у государства. Прибыли в современном смысле это не приносило: система существовала, чтобы помещики избежали банкротства, продолжали заботиться о наделах, которые им когда-то пожаловали за службу царю, и тем самым обеспечивали приток средств в казну. Считалось, что обязанности барина по отношению к крепостным: собирать доходы и платить с них налоги, лечить людей, при необходимости отправлять в армию и разбирать конфликты самостоятельно, без привлечения официального суда, — уже были работой на благо государства. Помещики заменяли многих чиновников или минимизировали их работу. Поэтому власти были заинтересованы в том, чтобы хозяева земель не разорились.
Дворянский заемный банк появился в 1754 году. Сперва в нем давали суммы до 10 тысяч и требовали 6% годовых. В 1782 году его объединили с Купеческим банком в Государственный заемный банк. Во время Отечественной войны 1812 года государство приостановило займы: деньги требовались армии. С 1824 года, в период, близкий к созданию «Евгения Онегина»
, снова начали одобрять ссуды, а условия смягчились.
Дворянин в то время получал от 5000 до 500 000 рублей. Для сравнения: годовое жалованье среднего чиновника составляло от 700 до 1000 рублей. Доход от имения в 200 душ составлял около 20 000 рублей. Помещик выплачивал долг и 6% годовых через 8, 12 лет или 24 года.
Чтобы сумму одобрили, дворяне предоставляли гарантии — залог. Им могли быть в том числе крепостные, которых считали имуществом наравне с вещами и домами. За душу давали 150–200 рублей. Также банки принимали каменные петербургские дома, здания фабрик, сами имения.
Амеде Шарль Анри де Ноэ. «Кредитор, достойный сожаления, так как, пытаясь застать барона в любое время суток, получает от слуги ответ, что хозяин вышел». XIX век. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Неизвестный художник с оригинала Александра Лебедева. Утро помещика (фрагмент). 1892. Государственный исторический музей, Москва
Неизвестный художник с оригинала Павла Маркова (?). Чиновник и нищие (фрагмент). 1850-е. Государственный исторический музей, Москва
Из текста романа «Евгений Онегин» можно узнать, что отец героя, вероятно, пользовался именно такими крупными займами:
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог.
В теории крупные кредиты дворяне пускали на развитие или поддержание имения. На практике деньги иногда тратили на предметы роскоши, светские развлечения, путешествия и жизнь за границей. Так, отец Онегина благодаря долговым средствам в том числе «давал три бала ежегодно».
В заемный банк обращались, если нуждались в больших деньгах. Так делали в том числе потому, что займ часто предполагал путешествие. Отделения существовали только в Петербурге и Москве. Если же дворянам требовался относительно маленький кредит, они шли в ссудные кассы. В Петербурге и Москве такие работали при «богоугодных заведениях», то есть благотворительных учреждениях, а в провинции их иногда держали частные лица. В кассах просили в залог не только крепостных и земли, но и золото или драгоценности.
Из-за условий, на которых дворяне получали деньги от банков, они могли не только годами жить в долг и пользоваться товарами и услугами «на веру», но и вообще не отдавать суммы, которые взяли. Часто о том, что помещик фактически разорился, родные узнавали после похорон. В такую ситуацию попал и Онегин. Его отец жил на деньги, которые получил под залог семейного имения:
Перед Онегиным собрался
Заимодавцев жадный полк.
Так герой узнал, что наследство принесло ему не деньги, а проблемы с чужими кредиторами. О том, как наследники выходили из подобных ситуаций и с чем остался Евгений Онегин, рассказываем в нашем следующем тексте: «Долг платежом красен: как дворяне отдавали кредиты».

Автор: Тата Боева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна