История одного здания: дом Анненковых

Аудиоверсия: История одного здания: дом Анненковых
00:00
Особняк на углу улицы Петровки и Кузнецкого Моста в Москве сменил за свою долгую историю множество хозяев. Но в историю он вошел как дом Анненковых. Именно здесь родился декабрист
Иван Анненков, судьба которого вдохновила Александра Дюма на создание романа «Учитель фехтования»
. В конце XIX — начале ХХ века в этом здании располагались знаменитый ресторан «Яр»
, гостиница, кондитерская
и кафе «Музыкальная шкатулка», где читали стихи Владимир Маяковский
и Сергей Есенин
.

Особняк «королевы Голконды»

Орест Кипренский. Портрет Ивана Анненкова (фрагмент). 1823. Государственный исторический музей, Москва
Дом Анненковых. Москва. 1776. Фотография: Государственный центральный музей современной истории России, Москва
Дом Анненковых. Москва. 1776. Фотография: <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Annenkova_haus_Kuznetsky_Most.jpg" target="_blank">wikipedia.org</a> / Public domain
Дом на Петровке, 5, в Москве построили в 1776 году по заказу сибирского генерал-губернатора Ивана Якоби. Кто разработал проект — точно неизвестно, но искусствовед Игорь Грабарь
приписывал авторство Василию Баженову
, одному из самых известных российских архитекторов того времени.
Особняк выстроили в классическом стиле. На угол Петровки и Кузнецкого Моста выходил полукруглый фасад с куполом, парадный вход украшали колонны. С двух сторон к фасаду примыкали симметричные трехэтажные флигели, а позже к дому пристроили еще один корпус.
В 1786 году Иван Якоби отдал московский дом как приданое своей дочери Анне, которая выходила замуж за отставного капитана Преображенского полка Александра Анненкова. В 1803 году Анна Анненкова овдовела, тогда же умер ее отец. Она получила огромное наследство и осталась единственной полноправной владелицей особняка.
За роскошь, в которой жила Анна Анненкова, ее прозвали в Москве «королевой Голконды». Так называлась древняя индийская крепость, где добывали самые крупные, чистые и дорогие алмазы в мире — в том числе знаменитый Кохинур, который сейчас хранится в британской королевской сокровищнице.
Кроме самой Анненковой и ее сыновей в доме жила огромная свита, в которую входило около 150 человек. Личные покои хозяйки занимали целое крыло особняка. Стены в них были обиты малиновым штофом — плотной шелковой тканью со сложным крупным рисунком. Материал красного и малинового оттенка в те времена ценился особенно: для него использовали очень редкие и дорогие красители. Несколько помещений занимал гардероб Анненковой, в который входило более 5000 платьев.
Комнаты в особняке были обставлены резной позолоченной мебелью. Однако в личных покоях не было кровати. Однажды Анне Анненковой предсказали, что она умрет во сне, и с тех пор хозяйка дома только дремала по ночам, полулежа на кушетке и укрывшись меховой шалью. До утра рядом с ней находились около 40 служанок, которые должны были все время разговаривать вполголоса.
Старший сын «королевы Голконды» Иван Анненков в 1825 году участвовал в восстании декабристов. В декабре 1826-го его осудили на 20 лет каторги и сослали в Читу
. Вслед за Анненковым в Сибирь
поехала его возлюбленная — француженка Полина Гёбль. В Чите она добилась разрешения обвенчаться с Анненковым, для этого приняла православие и взяла имя Прасковья. Знакомый Гёбль-Анненковой, учитель фехтования Огюстен Гризье, рассказал эту историю Александру Дюма. Писатель так вдохновился, что создал роман «Учитель фехтования», прототипами героев которого стали Анненков и Гёбль.

Ресторан «Яр» и гостиница «Франция»

Встреча Нового года в ресторане «Яр» (фрагмент). Репродукция. Конец ХIХ. Государственный исторический музей, Москва
Ресторан «Яр» в Петровском парке. Москва. Фотография: Смоленский государственный музей-заповедник, Смоленск
Сад ресторана «Яр». Москва. Фотография: Карл Фишер / Государственный музей В.В. Маяковского, Москва
Анна Анненкова не управляла своим наследством сама. Все дела, связанные с имуществом, вели ее дальняя родственница Мария Перская и приказчик по фамилии Чернобай, бывший крепостной. Работали они недобросовестно, и к концу жизни Анненкова осталась в нищете. Ее невестка Прасковья Анненкова писала в своих мемуарах: «Беспорядок и воровство в доме были так велики, что под конец жизни Анны Ивановны все серебро, которого было немало, было заложено. Оно выкупалось из ломбарда, когда давался какой-нибудь обед, и на другой день снова закладывалось. После ссылки сына ее в Сибирь разорение пошло так быстро, что в 1830-х годах Анна Ивановна жила уже на квартире, продав свой пышный дом и дачу в Сокольниках, а когда она умерла в 1842 году, то нечем было похоронить ее».
Особняк на Петровке Анненкова продала в 1820-х годах семье купцов Михалковых. С этого времени дом стал доходным: часть помещений в нем сдавалась в аренду. На первом этаже расположились публичная библиотека и книжный магазин, где часто бывал Александр Пушкин
. Там же в 1830-х годах находился старейший и самый знаменитый московский ресторан «Яр», который принадлежал французскому повару Транклю Яру. В нем подавали, согласно рекламным объявлениям
в московских газетах, «самые лучшие устерсы (устрицы. — Прим. ред.) по 60 рублей за сотню, анчоусы, паше-фроа и разных сортов пирожные». Александр Пушкин упоминал этот ресторан в стихотворении «Дорожные жалобы»
:
Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать?
В 1836 году ресторан «Яр» переехал за город, в Петровский парк. С этого времени в нем стали выступать цыганские ансамбли. А дом Анненковых вскоре перестроили под гостиницу, которая сначала называлась «Франция», а затем «Тонини». В ней останавливались знаменитые русские писатели: Иван Тургенев
, Николай Некрасов
, Михаил Салтыков-Щедрин
. В этом же здании в разные годы располагались книжный магазин знаменитого издателя Маврикия Вольфа, цветочная и галантерейная лавки, фотоателье и редакция журнала «Родина».

Дом Анненковых в ХХ столетии: кинотеатр, кондитерская и литературное кафе

Дмитрий Лучанов. Поэт Сергей Есенин (фрагмент). 2011. Частное собрание
Офисно-торговый центр «Берлинский дом». Москва. Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»
Николай Соколов. Портрет поэта Владимира Маяковского (фрагмент). 1968–1970. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва
В начале ХХ века часть дома Анненковых занимал кинотеатр «Мефистофель», а в ротонде работало кафе-кондитерская «Трамбле», которое было оформлено по образцу самых популярных кофеен Парижа и Вены. Московские аристократы приходили сюда не пообедать, а выпить чашечку кофе с изысканными сладостями и поддержать светскую беседу со знакомыми.
Внешний облик здания к началу ХХ столетия сильно изменился из-за новой архитектурной моды и обилия рекламы
. Фасад заново отделали в популярном стиле модерн
, у основания купола располагалась вывеска фотоателье, а над ней — реклама кинотеатра «Мефистофель», похожая на маленькое колесо обозрения с бегущими по кругу буквами.
После революции
на месте кондитерской «Трамбле» открылось кафе «Музыкальная табакерка». Здесь читали свои произведения Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Сергей Есенин, Валерий Брюсов
и другие известные поэты того времени. В 1920 году «Музыкальная табакерка» закрылась, а на ее месте расположилась редакция «Большой советской энциклопедии».
В 1946 году началась реконструкция Петровки. Дом Анненковых снесли, несмотря на то, что в СССР его официально признали памятников культуры. На его месте разбили сквер по проекту архитектора Михаила Коржева. В 2002 году вместо сквера на углу Петровки и Кузнецкого Моста построили офисно-торговый центр «Берлинский дом».

Автор: Ирина Кирилина
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна