Литературные дома Петербурга

В XIX веке многие отечественные писатели снимали квартиры в доходных домах Петербурга, а после революции жили в коммунальных квартирах, писательских общежитиях и кооперативах. Читайте, где Виссарион Белинский
благословил Федора Достоевского
, как жители Дома искусств проводили вечера на кухне и зачем писатели-символисты собирались в квартире Мережковских на Литейном проспекте.

«Литературный дом» на углу Невского и Фонтанки

Борис Лебедев. Виссарион Белинский в кругу писателей (фрагмент). Середина XX века. Пензенский государственный краеведческий музей, Пенза
Александр Беггров. Утром на Невском проспекте (фрагмент). Слева: «Литературный дом» (Невский проспект, 68). 1886. Частное собрание
Борис Лебедев. Виссарион Белинский и Федор Достоевский. Середина XX века. Пензенский государственный краеведческий музей, Пенза
Участок на углу Невского проспекта (сейчас дом 68) и набережной Фонтанки в 1820-х годах приобрел купец Федор Лопатин. По его заказу архитектор Василий Морган пристроил к двум четырехэтажным корпусам еще один. Так здание стало одним из самых больших доходных домов в Петербурге
: в нем сдавали около ста квартир. Их снимали многие писатели, редакторы и издатели — за это его и прозвали «Литературным домом».
В 1840-х годах здесь жили первый издатель «Литературной газеты» Андрей Краевский, редактор журнала «Современник»
Иван Панаев с супругой и влиятельный литературный критик Виссарион Белинский
. Он тогда начал работать в журнале «Отечественные записки», редакция которого находилась неподалеку — в доме Лукина (Невский проспект, 44). Павел Анненков в книге «Замечательное десятилетие» так описывал быт Белинского: «В столовой постоянно работал и читал, а диван гостиной служил… ложем при частых его недугах; в кабинет он заглядывал только для того, чтоб достать из шкафа нужную книгу. Две задние комнаты занимала его семья».
Именно в этой квартире критик впервые услышал и похвалил «Обыкновенную историю»
Ивана Гончарова
и сказал 20-летнему Федору Достоевскому
, что он в романе «Бедные люди»
«до самой сути дела дотронулся» и может стать «великим писателем». Также в 1842 году Белинский открыл в доме Лопатина свой кружок западников. Его посещали критик Василий Боткин
, публицист Александр Герцен
, поэт Николай Огарев и другие литераторы.
В 1850-е в дом Лопатина, поближе к возлюбленной Елене Денисьевой, переехал Федор Тютчев. Тогда же Иван Тургенев
написал здесь «Записки охотника»
. А в конце 1905 года в здании Литературного дома открылось издательство социал-демократической газеты «Новая жизнь», которым руководил Максим Горький
.

Дом искусств

Литературная группа «Серапионовы братья». В первом ряду слева направо: Михаил Слонимский, Елизавета Полонская, Николай Никитин, Всеволод Иванов и Михаил Зощенко. Во втором ряду слева направо: Лев Лунц, Николай Тихонов, Константин Федин, Илья Груздев и Вениамин Каверин. Ленинград, 1920-е годы. Фотография: Лев Лунц / Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург
Дом искусств. Ленинград (Невский проспект, 15), середина ХХ века. Фотография: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва
Писательница Ольга Форш с читателями в Ленинградском доме писателей. Ленинград, 1948 год. Фотография: архив Ольги Форш / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, Санкт-Петербург
В ноябре 1919 года шла Гражданская война, в Петрограде выдавали по карточкам продукты, а дров для отопления квартир не хватало. Чтобы спасти «творческую интеллигенцию» от голода, Максим Горький в бывшей трехэтажной квартире купцов Елисеевых (сейчас Невский проспект, 15) открыл Дом искусств — общежитие для писателей и художников. Дом искусств сокращенно называли «диском», а его обитателей — «обдисками». Среди них были писатели Александр Грин
, Осип Мандельштам
, Всеволод Рождественский, Ольга Форш, Аким Волынский, Екатерина Леткова, Николай Гумилев
, Владислав Ходасевич, Владимир Пяст, Виктор Шкловский и Мариэтта Шагинян.
Трехэтажная квартира Елисеевых, которую предоставили Дому искусств, была велика и вместительна. В ней было несколько гостиных, несколько дубовых столовых и несколько комфортабельных спален; была белоснежная зала, вся в зеркалах и лепных украшениях; была баня с роскошным предбанником; была буфетная; была кафельная великолепная кухня, словно специально созданная для многолюдных писательских сборищ. Были комнатушки для прислуги и всякие другие помещения, в которых и расселились писатели.
Корней Чуковский
. «Критические рассказы»
В Доме искусств проводили творческие вечера, концерты и художественные выставки. А Корней Чуковский и Николай Гумилев вели переводческую и стихотворную студии, где читали лекции начинающим писателям. Однако это была парадная жизнь «диска». По вечерам же его жители собирались на кухне: грелись у плиты, обсуждали литературу и читали свои новые произведения. В комнате писателя Михаила Слонимского проходили закрытые чтения, на которые, по словам Ходасевича, «набивалось человек по двадцать народу: сидели на стульях, на маленьком диване, человек шесть — на кровати хозяина, прочие — на полу». Именно так образовалась литературная группа «Серапионовы братья». В нее входили Михаил Зощенко
, Лев Лунц, Вениамин Каверин и другие. Свое название «братья» заимствовали из одноименного сборника новелл немецкого романтика Эрнста Гофмана.
Дом искусств просуществовал до 1923 года, а через 10 лет Ольга Форш описала его в романе «Сумасшедший корабль».

Дом Мурузи

Дом Мурузи (Литейный проспект, 24). Санкт-Петербург. Фотография: Александр Демьянчук / ТАСС
Празднование 20-летия литературной деятельности Михаила Кузмина. Ленинград, 1925 год. Фотография: Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург
Поэт Иосиф Бродский у себя в комнате в Доме Мурузи. Ленинград (Литейный проспект, 24), 1966 год. Фотография: Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург
Еще одна постройка с богатым литературным прошлым — Дом Мурузи на Литейном проспекте (сейчас дом 24). На этом месте в начале XIX века находился особняк графа Николая Резанова
. В 1874 году князь Александр Мурузи купил его и перестроил в доходный дом в неомавританском стиле
. Заказ выполняли архитекторы Алексей Серебряков и Петр Шестов. В разное время здесь жили многие известные поэты и писатели. Тут Николай Лесков
закончил повесть «Левша»
. А Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус
организовали в своей квартире литературный салон
, где побывали многие молодые писатели-символисты
того времени. Поэт Георгий Адамович вспоминал, что Гиппиус была «вдохновительницей, подстрекательницей, советчицей, исправительницей, сотрудницей чужих писаний, центром преломления и скрещения разнородных лучей». Также здесь гостили друзья Мережковских — Александр Блок
и Андрей Белый
.
В 1911 году Николай Гумилев открыл в Доме Мурузи литературную студию «Цех поэтов». Здесь часто бывали Анна Ахматова
, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут, Сергей Городецкий — читали друг другу новые стихи и обсуждали их. Так появился кружок акмеистов.
В советское время квартиры в Доме Мурузи стали коммунальными. И в одной из них с 1955 года и до эмиграции в 1972 году жил поэт Иосиф Бродский
. В 1985 году, уже в Нью-Йорке, он вспоминал в очерке «Полторы комнаты»: «Моя половина сообщалась с комнатой родителей посредством двух больших, доходящих почти до потолка арок, которые я постоянно пытался заполнить различными сочетаниями книжных полок и чемоданов для того, чтобы отделиться от родителей… Эти десять квадратных метров были моими, и это были самые лучшие десять квадратных метров, которые я когда-либо знал». Сейчас там находится мемориальный музей Бродского.

«Писательский недоскреб» на канале Грибоедова

Писатель Михаил Зощенко. Ленинград, 1928 год. Фотография: В.В. Пресняков / Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург
Набережная канала Грибоедова. Ленинград, 1981 год. Фотография: Борис Смелов / Государственный
Музей-квартира Михаила Зощенко. Санкт-Петербург, 1992 год. Фотография: Николай Беркетов / Фотохроника ТАСС
В доме на канале Грибоедова, 9, с конца XIX века жили музыканты Придворного оркестра. А в 1934 году Союз писателей пристроил к нему еще два этажа и переселил сюда из коммунальных квартир некоторых писателей. Они и прозвали дом «недоскребом». Одним из инициаторов создать такой кооператив был Михаил Зощенко. Он и занял самую большую квартиру — в 120 квадратных метров: в ней было пять комнат и два камина. А в самой маленькой, в 23 квадратных метра, поселился Евгений Шварц
. Здесь он создал сценарий к фильму Надежды Кошеверовой
«Золушка»
, и именно на размер комнатки ссылался в реплике мачехи: «Королевство маловато, разгуляться негде!» Подоконник на лестнице между этажами называли «клуб Ольги Форш» — писательница часто сидела там, а к ней приходили за советом молодые писатели. Также в «недоскребе» жил Вениамин Каверин, здесь он создал первую часть романа «Два капитана». Затем в его квартире поселился поэт Всеволод Рождественский. Всего в разные годы в доме жило около 130 писателей.
1 декабря 1934 года в Смольном
убили лидера ленинградских большевиков Сергея Кирова, началась новая волна репрессий. Изменилась и атмосфера в писательском доме: работники НКВД устроили в доме комнату для допросов, начались доносы. Вскоре арестовали некоторых жителей — поэтов Бориса Корнилова, Николая Олейникова, Николая Заболоцкого
. Другие же не закрывали по ночам форточки, чтобы быть готовыми к приближению «черной маруси» — так называли машины, на которых увозили репрессированных.
В 1946 году вышло Постановление ЦК «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Зощенко запретили печатать, и он переехал в маленькую двухкомнатную квартиру, где и прожил свои последние годы. Сейчас там находится литературный музей «ХХ век» и его мемориальная квартира
. А в остальном «писательском недоскребе» живут дети и внуки писателей. Лестницы и некоторые входные двери в квартирах сохранились с тех времен.
Автор: Дарья Мартыненко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна