История одного здания: «Дом с оградой»
На улице Маросейке в Москве находится старинное здание — усадьба графа Румянцева-Задунайского. В городе ее прозвали «Домом с оградой», но когда появилось это имя и о какой ограде речь — неизвестно. Рассказываем, для кого построили этот дом, кому он принадлежал в разные эпохи и как менялся его облик на протяжении нескольких веков.
Купеческая усадьба в стиле классицизма
Маросейка находится в центре Москвы, она возникла как часть старинной Покровской улицы. Во второй половине XVII века царь Алексей Михайлович распорядился создать в этом районе Малороссийское подворье, где селились купцы, чиновники и духовные лица из южных губерний. В народе это место стали называть Маросейкой — сокращенный вариант «Малороссейки». А позже имя закрепилось за улицей уже официально. Кроме приезжих из провинций здесь жили крупные московские торговцы, бояре и иностранцы.
В 1770-х годах коломенский купец первой гильдии Михаил Хлебников купил в этом месте три расположенных рядом участка. К началу 1780-х на них построили усадьбу с трехэтажным каменным домом. До сих пор неизвестно, кто именно создал проект здания. Историки считают, что автором мог быть архитектор Василий Баженов, создатель дворцового ансамбля «Царицыно». Исследователи видят схожие черты между домом на Маросейке и остальными баженовскими работами. По другой версии, проект принадлежал ученику Баженова — Матвею Казакову. Есть и третий вариант: согласно ему, архитекторы работали вместе, как и над некоторыми другими усадьбами.
Здание возвели в духе классицизма — с четкими строгими линиями, симметричным декором, отсылками к античной архитектуре. Первоначальный облик усадьбы не сохранился до наших дней, но известно, что ее фасады украшали окна в глубоких нишах с небольшими карнизами.
В особняке на Маросейке Михаил Хлебников прожил чуть больше десяти лет. Со временем купец отошел от торговли и занялся военным делом. Карьера шла успешно, его назначали на высокие должности. Хлебников стал начальником канцелярии известного российского полководца, графа Петра Румянцева-Задунайского, а в начале 1790-х продал ему усадьбу.
Граф Румянцев-Задунайский — «стеснитель ратных строев»
Генерал-фельдмаршал и теоретик военного дела Петр Румянцев участвовал в Русско-шведской, Семилетней и Русско-турецкой войнах, командовал армиями и одержал множество побед. Граф получал высокие чины от императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II. За победу над турками в нескольких битвах и заключение Кючук-Кайнарджийского мира между Россией и Османской империей в 1774 году ему присвоили титул «Задунайский». Александр Пушкин писал о Румянцеве в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе»:
Садятся призраки героев
У посвященных им столпов,
Глядите: вот герой, стеснитель ратных строев,
Перун кагульских берегов.
У посвященных им столпов,
Глядите: вот герой, стеснитель ратных строев,
Перун кагульских берегов.
В конце жизни граф отошел от военных дел, проводил время в своих имениях по всей России, вкладывал силы и деньги в их обустройство. Внешний облик московского дома на Маросейке при Румянцеве остался прежним, но изменились интерьеры. На стенах новый владелец приказал изобразить сцены сражений Русско-турецкой войны, в которых участвовал сам. Во дворе по его распоряжению разбили большой сад. Особняком полководец владел несколько лет, до своей смерти в 1796 году. За последующую историю усадьба много раз меняла хозяев, но закрепилось за ней имя Петра Румянцева-Задунайского.
По наследству владение перешло сыну фельдмаршала, Николаю Румянцеву. Вероятно, именно при нем на въездных воротах появилась табличка «Свободен от постоя», которая сохранилась до наших дней. Надпись означает, что владелец заплатил в казну денежный взнос на строительство казарм и поэтому имел право не размещать в своем доме военных.
Читайте также:
Усадьба во время войны 1812 года
Государственный деятель Николай Румянцев занимал множество постов, в том числе был министром иностранных дел во времена Наполеоновских войн. Он считал, что нужно укреплять отношения с Францией и поддерживать дружбу с Наполеоном. Когда французы напали на Россию, у графа от потрясения случился удар, и он потерял слух.
В 1812 году наполеоновская армия заняла Москву, в усадьбе Румянцевых разместилось городское правление, которое возглавлял комендант Жан-Батист де Лессепс. Участники правления размещали солдат по квартирам, организовывали госпитали и распределяли продовольствие. В «Доме с оградой» регулярно собирался городской совет.
Во время московского пожара 1812 года усадьба почти не пострадала. Но ремонт все же требовался, и, когда французы ушли из города, владелец взялся ее восстанавливать. По заказу хозяина на фасадах появилась отделка в стиле ампир: лепнина и барельефы с мифологическими сюжетами.
После войны Николай Румянцев оставил государственную службу из-за проблем со здоровьем. Он занялся наукой, собрал «Румянцевский кружок», в который входили историки, археологи, литераторы, путешественники и мореплаватели. В доме гостили известные люди, в том числе поэт Василий Жуковский и писатель Николай Карамзин. Члены кружка проводили раскопки и географические исследования, искали древние рукописи и исторические документы. Румянцев занимался меценатством, поддерживал ученых и художников, покупал картины и собирал собственную коллекцию.
После смерти Николая Румянцева в 1826 году дом унаследовал его брат Сергей — дипломат и сенатор. Оба брата не имели законных детей, и на них фамилия прервалась. После Румянцевых здание часто меняло хозяев: с 1830-х по 1870-е усадьбой владели купцы Щегловы, Усачевы, Сапожниковы и Каулины. В эти годы «Дом с оградой» сохранял прежний облик.
Доходный дом купцов Грачевых
Во второй половине XIX века купечество вкладывало средства в недвижимость: многие торговцы покупали усадьбы и особняки, превращали их в доходные дома и сдавали в аренду. В 1877 году усадьбу Румянцевых приобрел для этих целей Митрофан Грачев из старинного купеческого рода. Грачевы занимались производством сукна и владели лавками, где торговали тканями.
Владелец заказал работы архитектору Георгию Кайзеру. К 1886 году усадьба обрела вид, который сохранился до наших дней. Строение относят к стилю эклектики — это направление сочетает разные формы искусства прошлого. На фасаде в классическом стиле можно увидеть декор, близкий к барокко.
Вдоль здания идут горизонтальные выступы, которые визуально разделяют этажи. Нижний выступ украшен цветочными гирляндами, вдоль верхнего протянулись геометрические орнаменты. Между окнами мастера установили скульптуры женщин с театральными масками и лирами в руках — символами разных видов искусства. Над карнизом возвышается медальон с вензелем Грачевых — буквой «Г»; по сторонам от него разместились фигурки ангелов.
Вход в здание со стороны главного фасада вел на большую лестницу. Конструкцию отлили из чугуна на Каслинском заводе неподалеку от Челябинска, а затем везли с Урала по частям и собирали на месте. Лестница поднималась на второй этаж, в парадную часть здания, где расположилась анфилада комнат.
Помещения в главном здании арендовали разные учреждения: правление частной железной дороги, аукционная контора, филиалы иностранных фирм. Купец Грачев приказал построить на месте сада во дворе трехэтажный доходный дом. После смерти Грачева недвижимость перешла его детям, они владели ей до 1917 года.
После революции усадьбу национализировали, сначала в ней разместился электротехнический трест, позже — другие учреждения. К корпусу во дворе пристроили два этажа и переоборудовали дом под коммунальные квартиры. Во второй половине 1950-х здание отдали под представительство Белорусской ССР, сегодня в нем находится посольство Республики Беларусь. В 2010-х фасады отреставрировали, восстановили цоколь, колонны, карнизы, кованые козырьки над входными дверями и другие элементы.
Автор: Маргарита Ковынева
Смотрите также