Танцы народов России
Народные танцы зародились в глубокой древности — в основе многих из них лежали ритуальные пляски жрецов и шаманов. Постепенно они утратили свое мистическое значение и стали праздничным развлечением. Мы собрали небольшие истории про танцы разных народов: читайте, когда принято исполнять сабантуй, почему многие народы изображают животных и откуда пошло выражение «выкинуть коленца».
Кавказ: симд и лезгинка
Горский танец лезгинка. Исполняет государственный академический заслуженный ансамбль танца Республики Дагестан «Лезгинка»
Танцы Кавказа известны всему миру. Многие из них появились из древней системы боевой подготовки воинов. Танцевальные фигуры вобрали в себя элементы упражнений и приемов — джигитовки (верховой езды), фехтования, стрельбы из лука. Например, популярная лезгинка в древности была танцем воинов, хотя ее современные виды исполняют и мужчины, и женщины. В парной лезгинке мужчина будто добивается благосклонности партнерши, но при этом он не может дотронуться даже до ее платья: такой жест считается неуважением.
В Осетии без традиционных танцев не обходилось ни одно торжество. Они представляли собой поединок — соревнование в силе, грации и ловкости. Фигуры были сложными и витиеватыми, поэтому обучать детей начинали с самого раннего возраста. Танцы отличались по темпу и пластике: быстрые исполняли азартно, ритмично, а медленные — мягко и плавно, уделяя особое внимание тому, как движутся руки.
Древнейшие массовые осетинские танцы — симд и чепена — появились из архаических ритуалов: в старину считалось, что чем больше в обряде участников, тем скорее он сработает. У симда было несколько разновидностей: круговой хороводный танцевали как мужчины, так и женщины, а сложный старинный симд нартов — только мужчины. Он включал в себя акробатические элементы: одни участники оставались внизу, а другие забирались им на плечи. Нижний круг двигался, а верхний ярус должен был удержать равновесие.
Чепену танцевали только мужчины — в конце длинного свадебного ритуала. В центр круга выходил запевала, который на ходу сочинял шутливую импровизированную песню. Он давал участникам хоровода игровые указания, например, лечь на бок, «и пыль заодно вытереть, чтоб хозяйке легче было». Ослушаться его было нельзя, а если запевала недостаточно весело шутил, его могли сменить и даже наказать — к примеру, бросить в речку.
Древний осетинский танец хонга кафт исполняли несколько пар. Девушки и юноши двигались плавно и мягко, поднявшись на носки. Верхняя часть корпуса оставалась неподвижной, а руками партнеры изображали движения крыльев парящих птиц — лебедя или орла.
Башкирия: «черная курица» и «последние игры»
Башкирский танец воинов «Маршрут». Исполняет ансамбль песни и танца «Мирас»
В основе башкирских танцев лежали обряды знахарей, шаманские пляски, ритуалы в честь пробуждающейся природы. Многие соотносились с тотемическим культом птиц, например танцы лебедей, черной курицы и кукушки. Башкирская хореография тесно связана с местным эпосом, в старину сказки и легенды пели и изображали в плясках. Сюжеты передавали с помощью пластики, которая помогала создать выразительные образы.
Хореография отражала уклад жизни башкир: исполнитель выступал в образе смелого воина, джигита или охотника, инсценировал бой, имитировал скачку на лошади — галоп или иноходь. Танцоры использовали реквизит: плети и разное оружие, металлические предметы, которыми отбивали ритм.
Массовые и групповые танцы у башкир исполняли по торжественным случаям. На народном фольклорном празднике Йыйын молодежь водила большие хороводы. В центре круга обычно играл на духовом инструменте курае музыкант или танцевала пара. На свадьбах исполняли сыбырткылау, «последние игры», танец невесты и свекрови. Танцоры использовали символичные атрибуты — платки и веревки. В свадебных плясках молодых и гостей могли «избить» разными предметами: по одной из версий, так ритуально изгоняли нечистую силу и желали благополучия молодым супругам.
Татарстан: сабантуй и джигиты
Татарский танец «Сабантуй». Исполняет ансамбль танца «Сувенир»
Татарские танцы включали в себя сценки из повседневной жизни. В номерах обыгрывали отважность и гордость татарского народа, военные победы, счастливую и несчастную любовь. Танцевали не только на праздниках, но и например, при наборе в рекруты. В таком случае исполнители старались передать печаль скорой разлуки и многолетнего расставания.
Татарские танцы разделялись на сольные, парные и хороводные. Для каждого мастерицы шили особые костюмы и искусно украшали сапожки. На руки надевали массивные кольца и яркие узорные браслеты: они привлекали внимание к изящным движениям.
Когда заканчивались весенние полевые работы, татары отмечали Сабантуй — массовый народный праздник. Жители села состязались в разных видах спорта, пели, играли и исполняли энергичные танцы с множеством поворотов и прыжков. Были популярны сабантуй, апипа, шома бас с мягкими переступаниями ног и волнообразными движениями рук. Зрелищный танец джигиты исполняли юноши в ярких головных уборах — шапках с лисьими хвостами.
Калмыкия: «парящий орел» и танец зайца
Калмыкский танец зайца (туула би). Исполняет Владимир Мацаков
В древности калмыки были кочевым народом, и их хореография вобрала в себя элементы танцев Башкирии, Монголии, Сибири и Татарстана. Изначально она появилась из шаманских обрядов, когда жрец плясал, бил в бубен, раскачивался и выкрикивал заклинания: так проходил ритуал камлания, общения с духами. В древности эти движения знали только посвященные, а позднее некоторые их элементы стали танцевальными фигурами с сакральным смыслом.
Калмыки тоже прославляли природу и нередко изображали животных: плавными движениями раскинутых рук подражали взлетающим птицам, а в шуточном туула би — танце зайца — исполнитель складывал руки перед грудью, как лапки, и втягивал щеки.
Калмыки тоже прославляли природу и нередко изображали животных: плавными движениями раскинутых рук подражали взлетающим птицам, а в шуточном туула би — танце зайца — исполнитель складывал руки перед грудью, как лапки, и втягивал щеки.
Изначально у калмыков не было массовых плясок: в холодное время года они отмечали праздники в небольших тесных юртах. Главными стали сольные или парные танцы. Мужчины соревновались в мастерстве, при этом выступали только лицом к лицу с соперником: показать спину считалось оскорблением. Танцоры трогали зрителей за плечи, предлагая разделить с ними веселье.
У башкир были популярны быстрые танцы: резкий и темпераментный ишкимдык, парный чичирдык, название которого переводится как «парящий орел». Его основное движение — тряска, исполнители резко поднимали и опускали плечи, подражая взлетающей хищной птице. Хавчур танцевали двое юношей: они демонстрировали сложные акробатические фигуры и забирались на плечи друг другу в «пирамиду».
Тува: «сбивание шерсти» и танец орла
Тувинский танец «Охотник»
Тувинские шаманы во время ритуалов, которые стали основой местных танцев, пластически воспроизводили движения добрых и злых духов-животных. Считалось, что помогают человеку лошадь, баран и марал, а вредят — ворона, кукушка и сова. Их движения и сохранились в танцах. Позднее у тувинцев появились массовые номера, связанные с повседневной работой, например дук салыр переводится как «сбивание шерсти», дук ээрер — «прядение шерсти».
В танцах тувинцев встречались элементы из соревнований лучников или традиционной борьбы хуреш. Перед боем борцы исполняли особый танец-ритуал, настраиваясь на победу. А в конце соревнований победитель демонстрировал танец орла, полный силы и радости победы. Танец для всех борцов был одинаковым по композиции и движениям, но каждый исполнял его в своей манере и в своем темпе.
Русские хороводы и пляски
Русский хоровод «Березка». Исполняет Государственный академический хореографический ансамбль «Березка» им. Н.С. Надеждиной
Самыми древними русскими танцами были хоровод и пляска, которые тоже родились из древних обрядов. Хоровод — на юге его называли карагод — был одновременно и игрой. Особенно популярны такие танцы были среди молодежи в конце XVII века. Хороводы различались по своему темпу: на юге страны их водили в быстром темпе, на севере России — в среднем и медленном. Участники брали друг друга за руки, пояс или платок и двигались по кругу, напевая песни. Со временем в народных танцах стали обыгрывать тему труда и повседневных дел. Появлялись хороводы, связанные с пахотой и жатвой. Популярны были тематические танцы «Уж мы сеяли, сеяли ленок», «У голубя», «Во саду ли в огороде». Содержание песни раскрывали особыми движениями, танцевальными фигурами и припевками.
В деревнях была популярна пляска — танец-импровизация с разными движениями. Ее фигуры называли коленцами, а непредсказуемый характер этого танца передает фразеологизм «выкинуть коленца» — совершить неожиданный поступок. В каждом регионе страны был распространен свой, местный тип пляски — и одиночной, и групповой. Танцы устраивали обычно к концу праздничного застолья, в разгар веселья. Пока гости и хозяева задорно отплясывали, им аккомпанировали на балалайке или гармони.
Мужская пляска отличалась некоторой агрессивностью: крестьяне считали хорошим танцором пляшущего «лихо», с обилием замысловатых коленец — присядок, притопываний и прыжков. Быстро и темпераментно танцевали трепак на юге России и Украине: руки держали на поясе, а ноги широко выбрасывали в разные стороны. Сегодня традиции хороводов и плясок сохраняются в селах средней полосы России, а в честь некоторых танцев даже проводятся целые фольклорные фестивали.
В деревнях была популярна пляска — танец-импровизация с разными движениями. Ее фигуры называли коленцами, а непредсказуемый характер этого танца передает фразеологизм «выкинуть коленца» — совершить неожиданный поступок. В каждом регионе страны был распространен свой, местный тип пляски — и одиночной, и групповой. Танцы устраивали обычно к концу праздничного застолья, в разгар веселья. Пока гости и хозяева задорно отплясывали, им аккомпанировали на балалайке или гармони.
Мужская пляска отличалась некоторой агрессивностью: крестьяне считали хорошим танцором пляшущего «лихо», с обилием замысловатых коленец — присядок, притопываний и прыжков. Быстро и темпераментно танцевали трепак на юге России и Украине: руки держали на поясе, а ноги широко выбрасывали в разные стороны. Сегодня традиции хороводов и плясок сохраняются в селах средней полосы России, а в честь некоторых танцев даже проводятся целые фольклорные фестивали.
Автор: Маргарита Ковынева
Главная фотография: Юргинский библиотечно-музейный комплекс, Юрга, Кемеровская область — Кузбасс
Смотрите также