Парная мужская пляска «Трепак» в селе Пыщуг Пыщугского района Костромской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, наречие — севернорусское

В Верхнем Поветлужье по сей день существует традиция парного исполнения плясок «Русского» и «Трепака». В пляске «Русского» обычно участвуют смешанные пары (мужчина и женщина), а «Трепак» пляшут только мужчины. Характерной местной особенностью является то, что исполнители пляшут не поочерёдно, а одновременно, подстраиваясь друг под друга. Каждый из исполнителей использует свои ритмические рисунки, в результате чего возникает эффектное сочетание нескольких плясовых ритмов. Пляска «Трепак» обычно сопровождается частушками. В селе Пыщуг Костромской области, где высоко ценится мастерство пляски, лучшие из местных плясунов в совершенстве владеют искусством вокальной импровизации.

Парная мужская пляска «Трепак» издавна существует в селе Пыщуг Костромской области. Она может исполняться в любое время года во время праздников и молодёжных гуляний. Лучшим и самым талантливым исполнителем «Трепака» в селе Пыщуг по мнению местных жителей был Николай Иванович Бабарыкин. Трудно было найти равных ему плясунов. Московским фольклористам, изучающим пыщугскую хореографическую традицию, доводилось наблюдать различных его партнеров.  В декабре 1993 года «Трепака» в паре с Н.И. Бабарыкиным плясал его сверстник Вячеслав Николаевич Кузнецов. Участники экспедиции сделали видеозапись их выдающегося исполнения, отличавшегося отточенностью, темпераментом и виртуозностью, хотя каждому из плясунов уже исполнилось 57 лет.

О том, кто будет плясать «Трепака», договаривались заранее. Начиналась пляска с проходки двух исполнителей. Они выходили на середину плясовой площадки под характерный местный наигрыш «Ветлужского», исполняемый в быстром темпе на гармонике-хромке. При проходке, в которой движение шло слева направо, против хода часовой стрелки, каждый из плясунов использовал различные шаги. Н.И. Бабарыкин чаще шел шаркающими равномерными шагами, держа левую руку согнутой в локте возле груди. Правая рука свободно покачивалась внизу, отвечая движениям корпуса. Кузнецов предпочитал шаг с соскоком, немного отводя согнутую ногу в колене назад, и при этом обычно делал еще и круговые повороты.

Пройдя круг, плясуны останавливались друг перед другом. Один из них начинал петь частушку, второй тут же её подхватывал. Это было возможно, поскольку в селе Пыщуг сложился общий репертуар припевок, хорошо известный всем местным жителям. Каждый из плясунов мог начать петь частушку, не договариваясь об очерёдности вступления. Частушки обычно «нанизывались» на определенную сюжетную линию, которую развивали оба плясуна. Местная мужская манера исполнения частушек отличается зычностью, текст скорее выкрикивается, а не поётся. При этом исполнители внимательно смотрят друг на друга. Ритм частушек в селе Пыщуг всегда строго совпадает с ритмом инструментального сопровождения — гармошечного наигрыша.

После исполнения частушки оба исполнителя начинают пляску с двух сдвоенных соскоков на две ноги на каждую ритмическую долю наигрыша, при этом правая нога выставляется немного вперед. Соскоки делаются энергично и достаточно экспрессивно, чтобы вызвать соперника на соревнование. Далее каждый из плясунов начинает мастерски с усилием выбивать сложные по ритмическому рисунку дроби, причем ритмические рисунки дробей никогда не совпадают.

Основу пляски составляет «дробный ключ» с ударами на восьмую и шестнадцатую долю. При исполнении дробной партии Н.И. Бабарыкин всегда немного отходил назад, не теряя при этом накала соревнования. Необычным было окончание его дробей. Он выбрасывал моталочкой правую ногу вперед, а заканчивал ударом носка левой ноги сзади.  В.Н. Кузнецов предпочитал мелкую дробь — горох с продвижением вперед.

После совместного исполнения частушки вновь следовала проходка по кругу, против часовой стрелки — до первоначальной позиции исполнителей. Далее пляска повторялась в таком же неизменном порядке: проходка, частушка, пляска с дробями. «Трепак» часто завершался поклонами плясунов.

Неизменным участником «Трепака» всегда был гармонист; плясуны предпочитали Николая Александровича Кузнецова, которого отличало внимательное и пристальное отношение к танцующим, точное соответствие игры характеру и темпу исполнения пляски.

Жители села Пыщуг многократно показывали парную мужскую пляску «Трепак» на фестивалях и концертах, не только в других районах Костромской области, но на областных фестивалях в Костроме, а также в Москве. Так, «Трепак» в 1999 году был представлен в программе концерта ведущих коллективов Костромской области в Центральном доме работников искусств. Этот танец вошел в репертуар многих фольклорных и хореографических коллективов. В частности, его исполняет ансамбль фольклорного танца «Карусель» поселка Караваево Костромской области (руководитель Елена Юрьевна Смирнова). После показа «Трепака» в исполнении участников ансамбля «Карусель» по телевидению в передаче «Странствие музыканта», эту пляску активно стали включать в свой репертуар как любительские, так и профессиональные фольклорные коллективы России.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна