Из Петербурга в Москву. О первых столичных вокзалах

Константин Тон был учеником Андрея Воронихина и одним из любимых архитекторов Николая I. Он построил первый в России вокзал — Царскосельский — и две главные станции на Николаевской железной дороге, в Петербурге и Москве. Вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем 7 фактов о столичных вокзалах.
Царскосельский (Витебский) вокзал, Санкт-Петербург. Фотография: <a href="https://jenikirbyhistory.getarchive.net/amp/media/vitebskij-ce3a2d" target="_blank" rel="noopener">jenikirbyhistory.getarchive.net</a> / Public Domain
Царскосельский вокзал, Санкт-Петербург. Фотография: <a href="https://jenikirbyhistory.getarchive.net/amp/media/vitebsk-railway-station-3c27d8" target="_blank" rel="noopener">jenikirbyhistory.getarchive.net</a> / Public Domain
Царскосельский вокзал, Санкт-Петербург. Фотография: <a href="https://jenikirbyhistory.getarchive.net/amp/media/vitebsky-vokzal-spb-0000003198-1-m-a5e306" target="_blank" rel="noopener">jenikirbyhistory.getarchive.net</a> / Public Domain
1. Первая в России большая железная дорога — Николаевская — соединила Петербург и Москву. Ее строительство началось в 1843 году. Архитектор Рудольф Желязевич создал проекты промежуточных станций и предложил эскиз петербургского вокзала, однако его не приняли. На проекты зданий столичных вокзалов объявили конкурс, в котором участвовали Александр Брюллов
, Николай Ефимов и Константин Тон.
Николай I 
выбрал проект Константина Тона. Возможно, решающим фактором стало то, что архитектор уже строил железнодорожные станции. Возведенный по его проекту деревянный Царскосельский вокзал был красивым и удобным для пассажиров: в 1849–1852 годах его перестроили в камне.
2. Вокзалы в Москве и Петербурге начали строить одновременно — в 1844 году. Перекресток Невского и Лиговского проспектов, где построили здание вокзала, в те годы был окраиной Северной столицы. По первому проекту архитектурный комплекс петербургского вокзала включал еще два симметричных здания — таможню и жилой дом. Однако от строительства жилого дома позже отказались.
В Москве вокзал решили возводить на пустыре у Каланчевского поля. С конца XVII века до пожара 1812 года здесь располагался Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и снарядов.
3. Константин Тон руководил работами по возведению вокзалов не все время. Строительство Николаевской железной дороги курировал граф Клейнмихель — главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий. Он отстранил Тона от должности инспектора станционных зданий после спора о деталях строительства. Его пост занял Рудольф Желязевич.
Главный фасад Николаевского вокзала, Москва. 1883. Фотография: Николай Найденов / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=13301446" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / Public Domain
Николаевский вокзал, Санкт-Петербург. Между 1863 и 1864. Фотография: Goffert / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=13215771" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / Public Domain
Николаевский вокзал Петербург-Московской железной дороги, Москва. Между 1863 и 1864. Фотография: Goffert / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=13217036" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / Public Domain
4. Проекты столичных вокзалов были идентичны: здания в стиле неоренессанса с двухъярусной башенкой посредине и большими венецианскими окнами. Первым достроили в 1849 году здание в Москве. Сначала этот вокзал назывался Санкт-Петербургским, а после смерти Николая I в 1855 году стал Николаевским. В советское время его переименовали в Ленинградский.
5. Первые столичные вокзалы были похожи по внешнему виду и внутреннему устройству: на первом этаже зданий располагались просторные вестибюли, залы для пассажиров и особые императорские апартаменты. На втором — служебные квартиры железнодорожников. Интерьеры вокзалов отличались особой изысканностью: полы были выполнены из дубового паркета, печи — из мрамора. Первым начальником Московского вокзала в Санкт-Петербурге был Николай Миклухо, отец будущего известного путешественника Николая Миклухо-Маклая.
Ленинградский вокзал, Москва. Фотография: Gennady Grachev / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=70126484" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by/2.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY 2.0</a>
Московский вокзал, Санкт-Петербург. Фотография: Dezidor / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=4004578" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by/3.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY 3.0</a>
6. Первый поезд отправился из Санкт-Петербурга в Москву 19 августа 1851 года. Его пассажирами были Николай I, его семья, два батальона гвардейцев. Николай I опасался переездов через железнодорожные мосты, поэтому переходил их пешком.
Путь занял 19 часов. Железная дорога между двумя столицами стала первой казенной двухпутной железной дорогой в Российской империи. На тот момент она была самой длинной в мире: ее протяженность составила 604 версты — 645 километров. Дорогу строили по проекту инженеров Павла Мельникова и Николая Крафта.
7. Через три месяца после первой поездки железнодорожное движение стало регулярным. Билеты стоили дорого, поэтому пассажиры, которые не могли позволить себе удобное купе, ехали в товарных вагонах или на открытых платформах. Для покупки билета нужно было подать специальное прошение и предъявить паспорт, данные из него переписывали в специальную книгу. В документе делали отметку «К отъезду препятствий нет», и только тогда можно было купить билет. До специального звонка пассажиры находились в комнатах ожидания, причем дамы — отдельно от мужчин.
Столичные вокзалы Константина Тона продолжали работать и много лет спустя, когда железнодорожное движение стало более интенсивным и количество пассажиров выросло в несколько раз.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна