Пожар 1812 года: Москва до и после

В московском пожаре 1812 года погибло две трети зданий. Город восстанавливали больше 30 лет, одни дома и улицы приходилось отстраивать заново, другие — реконструировать. Какой была Москва до пожара, какие разрушения принес огонь и в чем заключалась работа Комиссии для строения.

Москва начала XIX века

Илья Репин. В осажденной Москве в 1812 году. 1912. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Верещагин. В Кремле — пожар! 1887-1898. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Иван Айвазовский. Пожар Москвы в 1812 году. 1851. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Москва
До пожара 1812 года Москва была одним из самых крупных и богатых городов России. Соперничать с ней мог только Петербург. Наполеон, впервые увидев Москву, написал в письме жене: «Город так же велик, как Париж». Это было преувеличение: в Париже в то время жили почти 720 тысяч человек, а в Москве — только 270 тысяч.
Москва впечатляла и площадью, и количеством жилых домов, общественных зданий, церквей. До Отечественной войны 1812 года
в городе было почти 10 тысяч домов, больше четверти из них — каменные, через реки было переброшено почти 40 мостов. Москву украшали старинные памятники архитектуры: Большой Кремлевский дворец
и Университет, Гостиный Двор
и Воспитательный дом
, Грановитая и Оружейная палаты и другие. В городе работали больницы, школы, типографии, театр.
Наполеон писал о Москве: «1600 колоколен и тысячи дворцов». На самом деле в городе было около 300 храмов и 24 монастыря, но впечатленного императора Франции можно понять: весь город сверкал золотыми куполами.

Пожар 1812 года

2 сентября 1812 года войска Кутузова
вышли из Москвы. При отступлении были подожжены баржи с сеном и продовольственные склады. Пожарные части покинули город. Уже через сутки в Кремле был Наполеон. Депутации от населения он не дождался: город был пуст, в нем остались лишь дворовые крестьяне (около 3% населения Москвы). В это время в городе уже бушевал пожар.
«Это было огненное море, небо и тучи казались пылающими, горы красного крутящегося пламени, как огромные морские волны, вдруг вскидывались, подымались к пылающему небу и падали затем в огненный океан. О! Это было величественнейшее и самое устрашающее зрелище, когда-либо виденное человечеством».
Наполеон, письмо жене
Пожар продолжался около недели. В пустой Москве орудовали мародеры, солдаты Наполеона подорвали Новый артиллерийский двор, подожгли Вдовий дом с тяжело раненными русскими солдатами в Кудрине. При отходе из Москвы французы заминировали Грановитую палату, Арсенал
, колокольню Ивана Великого и башни Кремля
. Несколько башен и стены Кремля, часть Арсенала и две пристройки к колокольне Ивана Великого были взорваны.
Алексей Смирнов. Московский пожар. 1813. Музей-панорама «Бородинская битва», Москва
Дмитрий Кардовский. Москва в сентябре 1812 года (Уход французов из Москвы). 1908–1913. «Картины по русской истории. № 43», издание Иосифа Кнебеля
Виктор Астальцев. Пожар Москвы 1812. 1965. Частное собрание
Полиция после возвращения в город составила Список сгоревших, взорванных и уцелевших строений. Сгорела почти вся Москва. На Тверской уцелели только 12 домов, а в Китай-городе всего два, в пожаре погибли Университет с библиотекой и архивами. Не уцелели памятники культуры и в частных собраниях — считается, что сгорел единственный экземпляр «Слова о полку Игореве»
из коллекции Мусина-Пушкина. Общий ущерб оценили в 320 миллионов рублей.

«Пожар способствовал ей много к украшенью»: восстановление города

Вернувшиеся в разоренную Москву жители стали ее отстраивать. Чтобы вернуть городу архитектурный облик, Александр I
учредил в 1813 году Комиссию для строения Москвы.
Архитектурный отдел Комиссии под руководством Осипа Бове разработал так называемые «образцовые проекты» — по ним строились московские особняки. В проектах было прописано всё: размеры домов, их этажность, окраска. Любые изменения нужно было согласовать с комиссией. Однако новые особняки не выглядели одинаково. Они отличались и по композиции, и по планировке, и по декору. К 1816 году практически все жилые дома были восстановлены.
В 1817 году Александр I утвердил Генеральный план города — его также составил архитектурный отдел Бове. Строить деревянные дома в центре Москвы теперь запрещалось, улицы нужно было проектировать прямыми и широкими. Хозяева особняков у Земляного вала должны были разбить садики у своих участков: там начиналась будущая Садовая улица.
По предложению Бове на Красной площади снесли старые торговые постройки, а вместо них возвели Верхние торговые ряды в классицистическом стиле. В центре Красной площади установили первый скульптурный памятник в городе — Минину и Пожарскому
, — у кремлевских стен разбили Александровский сад.
Согласно новому плану застройки вокруг Кремля должны были появиться новые площади. Осип Бове разработал проект Театральной площади
с архитектурным комплексом — зданием Большого театра
, каменными домами и фонтаном. Скульптуры для фонтана изваял Иван Витали. Осип Бове руководил отделочными работами в Манеже
, построил Первую Градскую больницу
, Триумфальную арку
, ротонду церкви Всех Скорбящих
на Большой Ордынке.
Городская Клиническая больница №1 им. Н.И. Пирогова (Первая Градская больница), Москва. Фотография: Фотобанк Moscow-Live / <a href="https://www.flickr.com/photos/moscow-live/22654479211/in/photostream/" target="_blank" rel="noopener">flickr.com</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-nc-sa/2.0/" target="_blank" rel="noopener">CC BY-NC-SA 2.0</a>
Театральная площадь и здание Большого театра, Москва. Фотография: Богдан Митронов-Слоб / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=56149552" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by/3.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY 3.0</a>
Московский университет, Москва. Фотография: Ludvig14 / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=33163454" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 3.0</a>
Доменико Жилярди перестроил Московский университет
, восстановил здание Вдовьего дома, возвел Екатерининский институт, работал над восстановлением дворянских усадеб. Его постоянный помощник Афанасий Григорьев строил в основном жилые дома — особняк Лопухиных (сегодня там находится Музей Льва Толстого
), дом прапорщика Хрущева (Музей Пушкина
).
Комиссия для строения Москвы работала до 1843 года. Материалы производили пять кирпичных заводов, а здания возводили несколько солдатских батальонов. Для первого этапа восстановления император выделил пять миллионов рублей, на благоустройство города деньги поступали отдельно. Восстановление Москвы было беспрецедентным по объему городским строительством в России. Его иногда сравнивают лишь с возведением Петербурга в XVIII веке.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна