Елена Сафонова: «Всю свою актерскую жизнь я живу как на вулкане»

Она снималась с Марчелло Мастроянни, была членом жюри Каннского кинофестиваля и играла в парижских театрах. Но российские зрители больше всего любят ее за роль Ольги из «Зимней вишни» — картины, сделавшей Елену Сафонову знаменитой и надолго закрепившей за актрисой образ «лирической героини», от которого она старалась освободиться.

«Кино — это было для меня что-то родное, домашнее»

Кажется, актерское будущее Елены Сафоновой было определено с самого начала: девочка родилась в семье кинематографистов. Ее мама Валерия Рублева была вторым режиссером на «Мосфильме», а папа — Всеволод Сафонов
, известный актер («Солдаты», «Белорусский вокзал»
). Дома, что находился по соседству с «Мосфильмом», часто бывали гости — дяди Жени (Евстигнеев
и Леонов
), дядя Толик (Папанов
). А «дядька Кешка-малоежка» (Иннокентий Смоктуновский
) одно время даже жил в квартире Сафоновых. Как вспоминала потом актриса: «Кино — это было для меня что-то родное, домашнее».
Первую роль в кино Сафонова сыграла еще школьницей — в фильме «Ищу мою судьбу» Аиды Манасаровой. Казалось бы, хороший старт для будущей кинокарьеры. Но на актерский факультет ВГИКа актриса поступила только с третьего раза. Через год она ушла из ВГИКа и продолжила обучение в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. Благодаря своему мастеру Рубену Агамирзяну она еще на втором курсе сыграла одну из главных ролей в постановке «Гнездо глухаря» Театра имени В.Ф. Комиссаржевской
, но после окончания института решила уйти из театра.

Всесоюзная слава

Елену Сафонову заметили после главной роли в фильме «Возвращение Баттерфляй» Олега Фиалко (1982), где она сыграла оперную певицу Саломею Крушельницкую. Но по-настоящему известной она становится после мелодрамы Игоря Масленникова «Зимняя вишня». Главную роль в этом фильме актриса получила практически случайно.
Первоначально мать-одиночку, влюбленную в женатого мужчину, должна была играть Наталья Андрейченко
, но на площадку «Зимней вишни» она так и не приехала, съемкам в картине предпочтя поездку в США с будущим мужем, американским режиссером Максимилианом Шеллом. Другими претендентками на эту роль у режиссера были Елена Сафонова и Татьяна Догилева
. Выбор Масленникова пал на Сафонову.
Сценарий пришлось адаптировать под Сафонову. Героиня Натальи Андрейченко — яркой, характерной актрисы — не желала тихо ждать любимого у окна и постоянно выясняла с ним отношения. К кроткому, лиричному образу Сафоновой этот психотип не подошел, поэтому ее Ольга трансформировалась в женщину, которая любит, терпит и прощает. Под Сафонову пришлось заменить и главного героя — вместо Сергея Шакурова
на роль Вадима пригласили Виталия Соломина
.
Первое время Игорь Масленников и оператор Юрий Векслер сомневались в правильности своего выбора, но когда они посмотрели отснятый материал, поняли: она та самая. Игорь Масленников говорил: «Сафонова была превосходной моделью. Елена, переживающая все в себе, очень трепетная, закрытая, вкрадчивая, немногословная, вызывала сочувствие у зрителя. <…> Многие женщины стали копировать ее манеры, прическу, наряды из фильма».
Успех фильма был колоссальный. За год в Советском Союзе его посмотрели 32 миллиона зрителей, фильм продали в 27 стран мира. Саму Сафонову читатели «Советского экрана» признали лучшей актрисой года, также за эту роль она получила награды на МКФ в Мадриде и Алма-Ате. В 1990-м на экраны вышла вторая часть «Зимней вишни», в 1995-м — третья.
После «Зимней вишни» актрису стали приглашать сниматься ведущие режиссеры — Михалков
, Лунгин, Бодров-старший.
Елена Сафонова в фильме «Зимняя вишня»
Елена Сафонова в фильме «Зимняя вишня — 2»

Мадам Сафонова

У Михалкова она сыграет свою следующую большую роль — в советско-итальянском фильме «Очи черные». Это были первые заграничные съемки для актрисы, которая до этого времени была невыездной. Сафонова с благодарностью вспоминает эту работу, хоть и говорит о том, что с Михалковым ей работалось сложно. А вот работу со своими партнерами по съемочной площадке она вспоминает иначе: «В первый съемочный день мне должно было быть очень страшно: такое количество крупных мастеров мирового экрана — Марчелло Мастроянни, Марта Келлер, Сильвана Мангано, которая 10 лет не снималась после смерти сына, а в фильме «Очи черные» согласилась сыграть жену главного героя. Конечно, страшно: они — и рядом я. Но как-то не успела почувствовать все это, настолько активно, насыщенно пошла работа. Просто некогда было рефлексировать. Ну, может быть, на первой репетиции с Мастроянни поначалу было какое-то «ватное» состояние растерянности. Но этот артист настолько прост в общении, контактен, вел себя с режиссером послушно, как школьник». Эта работа принесла Сафоновой европейскую известность, она получила итальянскую премию «Давид» за лучшую женскую роль.
«Всю свою актерскую жизнь я живу как на вулкане, в ожидании низвержения. Рано или поздно это обязательно произойдет, если не в силу интриг, то в силу возраста. Но тогда мне будет не так обидно».
Елена Сафонова
Фотография: Музей истории и этнографии, Югорск
«Зимняя вишня» и «Очи черные» закрепили за Сафоновой образ лирической героини, и режиссеры активно его эксплуатировали в фильмах той поры: «Филер», «Утоли мои печали», «Такси-блюз», «Бабочки».
Знаковым в карьере Сафоновой становится фильм «Аккомпаниаторша» Клода Миллера, где ее партнером по съемочной площадке был актер Самюэль Лабарт. Их отношения продолжились и после съемок, актриса принимает решение остаться во Франции. Там Сафонова снимается в нескольких картинах («Мадемуазель О», «Женщина на ветру», «Ветер с востока»), играет в парижском театре 13-го округа, в театре «Ателье». Среди ее театральных ролей — Софи в пьесе Жан-Мари Бессе «То, чего ждем, и то, что происходит», роль Марины Цветаевой
в одной из постановок «Театра 13». Во Франции ей поступали предложения о сотрудничестве с самим Аленом Делоном, но актриса по совету мужа отказалась. Правда, потом очень жалела: оказалось, что Лабарт выступил против съемок с Делоном не из профессиональных соображений, а из ревности. Параллельно Сафонова снималась и в российских картинах — в частности, в «Музыке для декабря» Ивана Дыховичного.
Кадр из фильма «Очи черные»
Кадр из фильма «Возвращение Баттерфляй»

Борьба с амплуа

В 1997 году актриса возвращается в Россию и принимает предложение сняться в картине Виллена Новака «Принцесса на бобах». В этой ленте главную роль она также «увела» у Андрейченко, которая на тот момент была занята на съемках в Голливуде. Фильм о посудомойщице с дворянским происхождением прогремел на всю страну и собрал большое число фестивальных призов.
Но в «Принцессе на бобах» Сафонова снова не изменила своему амплуа лирической героини. Она мечтала попробовать себя и в других жанрах. Такая возможность ей представилась в «Поклоннике» Николая Лебедева, в сериале «Все красное» Алексея Зернова, в «Зайце над бездной» Тиграна Кеосаяна.
Характерные роли актрисе предлагали в театре. Сафонова всегда любила играть в антрепризных спектаклях: в комедии «Плачу вперед!» по пьесе Надежды Птушкиной, в комедии «Слухи» по пьесе Нила Саймона и Маркиза де Мертей, в «Опасных связях» по мотивам пьесы Леонида Филатова
и романа Шадерло де Лакло.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна