Мистерия Буфф
В главной роли «Мистерии-Буфф» — человек-эпоха, актер-легенда театра — Владимир Этуш. Сказочный король, неудачливый злодей, Карабас-Барабас, водевильный простак, благородный отец, комический старик — все эти персонажи в исполнении Владимира Этуша прочно вошли в жизнь многих поколений страны.
Комментарии А. Февральского к полному собранию сочинений В. Маяковского (1939 г.):
«Мистерия-Буфф» — первая русская советская пьеса, поставленная в советском театре. Еще важнее то, что это первая пьеса, прославляющая пролетарскую революцию, при этом пьеса, в соответствии с новым содержанием построенная в новых формах — и литературных, и сценических.
Замысел «Мистерии-Буфф» появился у Маяковского еще до Октябрьской революции. В автобиографии («Я сам») под датой — август 1917 года — Маяковский записал: «Задумываю «Мистерию-Буфф». Окончена пьеса была приблизительно через год.
Первое чтение «Мистерии-Буфф» состоялось 27 сентября 1918 года в Петрограде, на квартире О.М. и Л.Ю. Брик в присутствии А.В. Луначарского, режиссеров, художников и других деятелей искусства. Один из присутствовавших (В.Н. Соловьев) впоследствии так описывал эту читку: «Маяковский читал превосходно, с глубочайшим пониманием ритмики стиха. Пьеса произвела на всех впечатление чрезвычайное. Мы были захвачены и грандиозностью темы, и своеобразным новым решением задачи». По словам самого Маяковского, «…отзывались роскошно. Окончательно утвердил хорошее мнение шофер Анатолия Васильевича, который слушал тоже и подтвердил, что ему понятно и до масс дойдет». <…>
Выступая на открытии Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (10 октября), А.В. Луначарский дал такую характеристику «Мистерии-Буфф»: «Один из талантливых футуристов, поэт Маяковский, написал поэтическое произведение, которое назвал «Мистерией-Буфф». Я видел, какое впечатление производит эта вещь на рабочих: она их очаровывает… Содержание этого произведения дано всеми гигантскими переживаниями настоящей современности, содержание, впервые в произведениях искусства последнего времени адекватное явлениям жизни».