18+

Петр Первый. Завещание

Драма
2011
220 мин
Россия
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
4 части

Фильм рассказывает о двух последних годах жизни императора и его последней любви. На закате своей жизни Петр Первый полюбил женщину моложе его на 30 лет, княжну Марию Кантемир, бывшую одной из самых образованных дам своего времени. Она готовилась стать матерью его ребенка, императрицей. Но козни, интриги двора, безвременная смерть императора не дали этому осуществиться.

Картина известного режиссера Владимира Бортко вышла на экраны в мае 2011 года, в канун дня основания Санкт-Петербурга. Критики по-разному приняли фильм, кто-то ругал его за излишний политический подтекст, кто-то отмечал блестящую игру актеров и хорошую режиссуру.

Из интервью Ирины Тумаковой с Владимиром Бортко, опубликованного в газете «Известия» (2011 г.)

— В основу сценария вы с Игорем Афанасьевым положили роман Даниила Гранина «Вечера с Петром Великим». Напоминание о царе-реформаторе в наши дни не случайно?

— Наверное, не случайно все, что делается. Почему в голову приходит именно эта мысль, а не другая?

— Создатели фильма настаивают: существует завещание Петра. Хотя царь успел написать только «Отдайте все…»

— Петр умирал 18 дней. Он орал. И уж мог прокричать, что хочет. Но царедворцы окружили дворец и никого к царю не пускали. Они уже все поделили. А тут такой удачный случай: царь простудился, умирает. Версия о том, что дочь поднесла ему бумагу, — официальная. У нас в фильме посол Франции говорит Вольтеру: «Вы записываете официальную версию». Вольтер удивляется: дескать, что, есть еще неофициальная? И посол отвечает: «В России очень сложно с неофициальными версиями…».

— Царю — пятьдесят, его любовнице Марии Кантемир — двадцать. Петр надеялся на наследника, собирался развестись с Екатериной, это не устраивало царедворцев. Марию отравили, у нее случился выкидыш. После смерти Петра она бежит из России. Это по фильму. В романе Гранина о бегстве ни слова.

— У Гранина я просто вычитал эту историю — про любовь Петра и Марии. Все остальное написали мы с Игорем Афанасьевым. Наш фильм ведь не только про царя-реформатора, но и про бесконечно одинокого человека. Во-первых, он одинок в силу своего положения. Во-вторых, потому что он гений. Соратники его — люди талантливые, но они не столь умны. Кроме того, он, что называется, несчастлив в любви. Встает вопрос о престолонаследии. И появляется эта барышня. Ее к нему подвели, чтобы она родила ребенка. Но в окружении Петра это никому не выгодно. Потому что может поменяться расклад: эти царедворцы могут остаться на своих местах, а могут и не остаться. А Мария — единственный человек, который понимает царя. Она может с ним разговаривать на одном уровне. Знает пять языков. Эмансипированная девица. Сначала с ее стороны это тоже политический ход. Но потом она его просто полюбила.

— Сыграть все эти страсти по силам Елизавете Боярской?

— Это актриса с большим будущим. Я такого не видел в столь юной девушке. Что-то фантастическое.

— Роль Меншикова в фильме играет Сергей Маковецкий. Его персонаж талантлив, но вороват. Почему при Петре так процветало воровство?

— Воровство процветало в России всегда, уже больше тысячи лет. Никто с ним ничего не мог сделать. У Петра тоже иногда руки опускались. У нас есть такая сцена: в очередной раз царь узнает, что Алексашка Меншиков ворует. И начинает читать указ: «За беспримерное воровство…». Все обрадовались, руки потирают… «Наложить штраф». Почему? А потому, что это родной человек. И не просто родной, а необходимый. Петр — прагматик. Без Алексашки он ничего не мог сделать. Меншиков был талантливым администратором. Петербург — это его заслуга. Петр думал, а он делал. Но всему есть предел, и, если бы Петр не умер, Алексашка болтался бы в петле. Уже шел процесс.

— Интерьеры знаменитого Меншиковского дворца в Петербурге пришлось заменить другими. Это было единственное место, куда вашу группу не пустили?

— Да. В Монплезире, в Стрельне мы снимали настоящие петровские интерьеры, а тут — нельзя. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский запретил. На нашу просьбу ответил: здесь, мол, вам не киностудия.

— В роли еще одного петровского царедворца, князя Ромодановского, вы с самого начала хотели видеть Сергея Шакурова.

— Этот герой говорит очень важную фразу. Когда Петр хочет развестись с Екатериной, к нему приходит его ближайшее окружение, и Ромодановский от имени всех просит не лишать Екатерину трона. Петр удивляется: почему? Потому, отвечает, что все развалится. «А при Катьке не развалится?» — спрашивает Петр. И Ромодановский произносит ту самую фразу: «Нет. Потому что мы все при ней. Если из нас кто-то один вылезет, то остальные его осадят. А если ее не будет, то за каждым — сила и ненависть, и будет то же, что при Годунове». И что делает Петр? Берет стул и бросает в окно. Это все, что он может сделать. Потому что понимает: они правы, так нужно для России. Вот почему мне и требовался Шакуров на эту роль.

— Разве петровские царедворцы думали о России?

— Нет, конечно! Каждый — только о себе. И в этом трагедия Петра. Они просто сказали то, что он должен был услышать. Но надо отметить, что все они люди выдающиеся. Петр вообще умел выбирать людей.

— Пару недель назад, средь бела дня, на углу Невского и Большой Конюшенной стоял гроб с телом. Долго не могли понять, что это означает. Позже выяснилось: Владимир Бортко снимал похороны.

— Петра начинают хоронить в XVIII веке, потом несут через современный город и хоронят в Петропавловской крепости. Получается такое послание к потомкам.

— Петр Первый — единственная роль в фильме, на которую актера утверждали через пробы. Вы довольны игрой Александра Балуева?

— Стопроцентное попадание. Он именно такой, каким мне представляется Петр. Прежде всего это человек, который любил свою страну. Он не строил, как говорят, город на костях: он защищал Россию с запада. То же самое каспийский поход: это защита страны с юга. Что такое наука в России? Петр Первый. Что такое промышленность в России? Петр Первый. Даже азбуку он переделал, чтобы можно было печатать. И первая газета — тоже он. Куда ни ткни — всюду Петр Первый.

В ролях: Ирина Розанова, Александр Филиппенко, Михаил Боярский, Сергей Маковецкий, Сергей Шакуров, Александр Балуев, Елизавета Боярская, Анна Ковальчук, Валерий Соловьев, Валерий Гришко и другие
Режиссер: Владимир Бортко

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна