Берегись автомобиля
История создания фильма
«Берегись автомобиля» — это один из немногих фильмов, по мотивам которого была написана повесть. И, как ни странно, именно эта повесть не позволила положить картину на полку.
История советского Робин Гуда Юрия Деточкина покорила весь мир. Милый, наивный, с детским взглядом и совсем не детскими поступками.
Образ Юрия Деточкина был задуман Эльдаром Рязановым в соавторстве с Эмилем Брагинским. Для своего времени фильм стал ожившей легендой, ходившей в то время в СССР, о благородном разбойнике и воре, который воровал исключительно у коррупционеров и взяточников, живущих не на трудовые доходы.
Надо сказать, что, приступая к написанию сценария, и Рязанов, и Брагинский были уверены, что все эти легенды имеют под собой какую-то реальную подоплеку, но когда они обратились за консультацией в органы внутренних дел, то выяснилось, что все это совершенный вымысел. Но тем не менее от сценария они не отказались.
«Нам хотелось сделать добрую, грустную комедию о хорошем человеке, который кажется ненормальным, но на самом деле он нормальнее многих других», — писал Эльдар Рязанов. И комедия удалась такой, какой и была задумана — доброй и грустной.
Особенности съемок
Судьба у фильма была непростая. Госкино не очень импонировала идея, что положительный герой — вор: чиновники предпочли бы, чтобы Деточкин просто сообщал куда надо о взяточниках и тунеядцах. И когда картина под рабочим названием «Угон машины» уже была запущена, ее неожиданно сняли с производства и законсервировали из опасения, что советские граждане начнут массово угонять машины у всех, кто покажется взяточником или тунеядцем. Тогда Рязанов и Брагинский проявили невероятную изобретательность. Они переработали сценарий в повесть и опубликовали ее в журнале «Молодая гвардия». Ошеломляющий успех повести заставил чиновников дать добро на съемки картины.
Блистательный Иннокентий Смоктуновский, сыгравший Юрия Деточкина, задумывался режиссерами на главную роль с самого начала, но тем не менее попал в фильм не сразу, а только после того, как режиссерами последовательно были отвергнуты кандидатуры Леонида Куравлева и даже Олега Ефремова. Вот тогда на роль был утвержден Смоктуновский, обладавший природной странностью характера, которая и позволила ему не сыграть, а прожить роль этого странного человека не от мира сего. Его антагонистом стал Олег Ефремов.
Актерский состав
Фильм «Берегись автомобиля» стал дебютом для одного из популярнейших кинематографических дуэтов — Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Их блистательная игра добавила в картину искрометного юмора. «Тебя посодют, а ты не воруй», — гремел герой Папанова, сглаживая присущие Смоктуновскому и Ефремову черты трагикомедии.
Роль невесты Деточкина отдали Ольге Аросевой, которой на самом деле пришлось для съемок водить по улицам Москвы самый настоящий троллейбус с самыми настоящими пассажирами. Артисты массовых сцен в троллейбусе задействованы так и не были.
Съемки проходили в Москве. И это еще одно неоспоримое достоинство картины. В кадре много Москвы — самых разных ее районов: и Сретенка, и Смоленская площадь, и проспект Мира, и Остоженка, и Садовое кольцо.
Работа над фильмом шла на протяжении года, и в 1966 году картина вышла в прокат. Она была очень тепло принята публикой. А ее главный герой мгновенно полюбился зрителю так, что Юрия Деточкина вспоминают и по сей день.
Лекция о фильме «Берегись автомобиля»
Лекторы: режиссер Николай Лебедев, кинокритик Давид Шнейдеров, оператор Анатолий Мукасей.