Зигзаг удачи
По сравнению с другими фильмами Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи» не обрел устойчивой популярности на протяжении десятилетий. Хотя это тоже новогодняя комедия, разыгранная прекрасными и любимыми актерами. Может, нравоучительных историй о перевоспитании единоличника коллективом было уже в избытке? Хотя те же мотивы звучали в предыдущей картине Рязанова «Берегись автомобиля» — там доморощенный Робин Гуд Юрий Деточкин сражался со стяжателями всех мастей. Как бы то ни было, «Зигзаг удачи» остался в тени.
А ведь с дистанции сегодняшнего дня видно, что осуждение «отрицательных» героев в картине весьма условно. У Рязанова вообще не бывает стопроцентно отрицательных и положительных героев. Он любит людей как таковых, они ему бесконечно интересны.
На исходе года сотрудники фотоателье «Современник» спешат выполнить производственный план и для этого фотографируют даже сами себя. Коллектив маленький, все на виду. Фотограф Володя Орешников (Евгений Леонов), как всем известно, недоволен своим положением, хочет стать большим фотохудожником и перебраться в столицу. Для этого ему нужна дорогая фотокамера. И вот под Новый год случается чудо: Володя выигрывает по займу огромную сумму. Но его коллеги заявляют о своих притязаниях на нее, ведь он купил облигацию, взяв деньги из кассы взаимопомощи. То есть все вкладчики имеют право на части выигранной суммы. Кроме красавицы Лидии Сергеевны (Ирина Скобцева), которая не торопилась делать взносы. Ее исключают из числа претендентов, а заветную облигацию у Володи отбирают. Отверженные Лидия Сергеевна и Володя объединяются и предпринимают попытку выкрасть выигрыш. Но под бой курантов их прощают и принимают обратно в коллектив. Когда в кассе взаимопомощи опять собирается нужная сумма, Орешников покупает очередную облигацию выигрышного займа.
Режиссер пригласил на роль амбициозного Володи Орешникова, способного на костюмированное ограбление, невысокого, полненького простака Евгения Леонова. Расчетливая блондинка Лидия Сергеевна готова отречься от респектабельного мужа и пойти за Володей, как только тот сообщает о выигрыше. Это, конечно, очень лобовая метафора женского коварства и стремления к мещанскому благополучию. Как и проработка женского стремления к замужеству любой ценой: героиня Валентины Талызиной, некрасивая Алевтина, готова согласиться на любые условия несимпатичного пожилого жениха («Изменять я тебе не буду, — заявляет он. — Ты мне тоже: кто на тебя польстится?»). Вообще, в «Зигзаге удачи» фирменный юмор Рязанова и Брагинского (сценариста, верного соавтора Эльдара Александровича) несколько более прямолинеен, близок к грубоватым народным суждениям.