Вокзал для двоих
Эта история любви началась со скандала. Пассажир транзитного поезда отказался платить за нетронутый обед в привокзальном ресторане, официантка вызвала милицию. В общем, человек застрял в незнакомом городе. За пару насыщенных приключениями дней столичный пианист Рябинин и провинциальная официантка Вера прочно влюбляются друг в друга. Жизни их развивались до того в разных мирах, но в одном они родственные души — оба очень порядочные люди. В тюрьму пианист Рябинин попал отнюдь не из-за обеда. А за то, что незадолго до поездки взял на себя вину жены, красивой телеведущей: она сбила человека, будучи за рулем. В экстремальной ситуации нравственного выбора мягкий интеллигентный герой поступил как мужчина.
Почти все фильмы Эльдара Рязанова — сказки со счастливым концом, и «Вокзал для двоих» не исключение. Хоть герой и сидит в тюрьме, хоть героиня и отправляется к нему на свидания по бескрайним снежным просторам. Зато они нашли друг друга, оценили и полюбили, будучи уже людьми не очень молодыми. Рыцарский поступок Рябинина по отношению к жене покорил Веру: ее ухажеры никогда не могли похвастаться характером. Одного из поклонников главной героини, кстати, сыграл в фильме Рязанова Никита Михалков. Оборотистый проводник не только баловал одинокую женщину своим вниманием, но и искал личную выгоду. Нет-нет да и подкидывал Вере несколько десятков дорогих азиатских дынь — на реализацию.
Рябинина сыграл Олег Басилашвили. А официантку Веру — Людмила Гурченко, незадолго до того снявшаяся в фильме Петра Тодоровского «Любимая женщина механика Гаврилова». Там ее героиня тоже демонстрировала силу женского характера, способность ждать и поддерживать своего мужчину. Зрителям «Вокзала для двоих» особенно полюбилась песня-призыв в исполнении Гурченко — «Не бойтесь бросить все на карту и жизнь переменить свою!»
Колоритных обитателей привокзального городка сыграли в фильме Рязанова прекрасные актеры. Нонна Мордюкова — фарцовщицу по прозвищу Дядя Миша, Александр Ширвиндт — ленивого лабуха ресторанного оркестра, а Ольга Волкова — коллегу Веры, шуструю официантку по имени Виолетта.
«Вокзал для двоих» относится уже к тому периоду творчества режиссера Эльдара Рязанова, когда психологическая манера приходила на смену эксцентрике, а мудрая печаль от знания человеческой природы сменяла озорство и брызжущую радость. Но как бы ни менялась интонация фильмов, неизменна его любовь к жизни как таковой. «В мираж и дым, в химеры — верьте! Пожитки незачем тащить… Ведь не уехать дальше смерти — стремитесь жизнь перекроить», — полюбившаяся многим песня из фильма написана на стихи Рязанова.