Вера Марецкая
Годы жизни: 31 июля 1906 - 17 августа 1978
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Актер кино, Актер театра
Актриса театра и кино Вера Марецкая была ни на кого не похожей — ни в момент поступления в училище, ни потом, когда играла на сцене и в кино. Талант ее — яркий, самобытный — не умещался в рамки одного амплуа или принятой в определенную эпоху манеры игры.
На вступительных экзаменах в Школе-студии Вахтангова абитуриентка Марецкая вызвала недоумение. «Нас смущало то, что она была ни на кого не похожей, — вспоминал позже режиссер Юрий Завадский. — Толстенькая, смешная, растрепанная девчонка… И вдруг она выдала!»
Вера Марецкая действительно была ни на кого не похожей. По сей день созданные ею кинообразы не стареют. «Роковая» Змеюкина в «Свадьбе», кокетливая девчонка Катя в картине «Закройщик из Торжка», неловкая домработница Параша из «Дома на Трубной». И даже монументальные роли в этапных для советского кино 30–40-х годов фильмах Марецкая очеловечила. «Простая русская баба» Александра Соколова («Член правительства»), партизанка Прасковья Лукьянова («Она защищает Родину»), самоотверженная учительница Варвара Мартынова («Сельская учительница») — возможно, именно работы Марецкой сегодня примиряют зрителя с этими фильмами-раритетами.
Актерская судьба Веры Марецкой сложилась счастливо, она до конца жизни была востребована в театре, сыграла значительные роли в кино. Народная артистка СССР, лауреатка четырех Сталинских премий, Марецкая не сломалась под тяжестью семейных драм — хотя кто знает, чего ей стоило держать удары. В 1937-м расстреляли двух ее братьев — видных журналистов, соратников Бухарина. В начале войны арестовали младшую сестру. Вера Петровна забрала в свою семью племянника и запретила своему собственному сыну расспрашивать брата об исчезнувшей матери.
В годы войны Марецкая вместе с Театром им. Моссовета находилась в Алма-Ате — продолжала играть в спектаклях и снималась в кино, ведь в столице Казахстана действовала тогда главная объединенная киностудия страны (ЦОКС). Коллектив Завадского перед войной не успел еще толком обжиться в столице — с 1936-го по 1940-й студия молодых вахтанговцев работала в Ростове-на-Дону, в стенах огромного Театра драмы им. Горького. Актерам невероятно тяжело было освоить гигантский зал с плохой акустикой, там начались первые проблемы Марецкой с голосовыми связками, которые потом, увы, развились в хронический процесс. Но актриса даже не могла помыслить о пути, отдельном от коллектива Завадского.
С этим театром оказалась связана вся ее жизнь. Вместе они начинали — в нищете, но с верой в свою миссию — развивать учение Вахтангова так, как им казалось нужным. Перспективную молодую актрису Марецкую приглашали в свои театры Станиславский и Мейерхольд, но она оставалась верна Завадскому. И не только потому, что какое-то время он был ее мужем. Марецкая и Завадский недолго прожили вместе, но как актриса и режиссер работали около полувека, относились друг к другу с огромным уважением и нежностью.
Из бедной студии театр Завадского превратился со временем в один из главных и самых успешных театров Москвы — Театр им. Моссовета. И Вера Петровна Марецкая заняла в коллективе подобающее ей место. В звездной труппе состояли такие любимцы публики, как Фаина Раневская, Любовь Орлова, Ростислав Плятт, но Марецкая была по-особому дорога публике театра. В последние годы актрису мучил тяжелый недуг, но она не сдавалась, не подавала виду, что плохо себя чувствует. Играла главную роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж», которую исполняли до того Раневская и Орлова.
В памяти коллег Вера Марецкая осталась энергичной, озорной и преданной своему театру. Хорошо, что сохранились документальные материалы, где Вера Петровна сама рассказывает о себе (например, такие использованы авторами документального фильма «Острова. Вера Марецкая»). Из них и мы можем сложить образ этой актрисы — личности яркой, независимой, но очень организованной и собранной.
В публикациях
Фильмы
Спектакли