Дело Артамоновых
Экранизацию произведения Максима Горького можно сравнить с постановкой трехактной оперы с прологом и эпилогом. В каждом акте — одна ключевая фигура, вокруг которой строится действие, поступки и реакции других персонажей. В первом акте главный герой — Илья Артамонов (Сергей Ромоданов), основатель ткацкой фабрики в городе Дремове. Он полон энтузиазма, физической силы и способен проводить на стройке все 24 часа. И если бы не пролог, в котором он, не совладав с яростью, убил человека, то можно восхищаться его мужским обаянием и волей.
Эпизоды строительства фабрики, перекатка парового котла больше похожи на ударные комсомольские стройки, нежели на XIX век. И невольно думаешь, что авторы все-таки симпатизируют будущему фабриканту, отдающему себя полезному делу.
Но что хорошо для работы — плохо для семьи. Кому оставить дело? Илья понимал, что его воля подавила его старшего сына. Петр (Михаил Державин — старший) вырос хоть и ответственным, но покорным и вялым. Алексей (Александр Смирнов) всего лишь племянник, да еще и легкомысленный, на управление фабрикой совсем не годился. А Никита (Владимир Балашов) родился горбуном, отсюда и все его комплексы и несчастья.
В конце первого акта Илья Артамонов, надорвавшись, умирает, успев благословить внука Илью, сына Петра и Натальи (Вера Марецкая).
Второй акт начинается поэтическими титрами: «Быстро, как осенний поток с горы, скользили годы. Дело все шире расползалось по холмам над рекой. Разрасталась семья Артамоновых. Дети на каникулы съезжались домой».
Илья-младший (Надир Малишевский) уже студент, еще в семье есть дочь Татьяна (Гари Миновицкая) и сын Яков (Григорий Шпигель). И вновь роскошные застолья, а в честь приезда сына Ильи и рабочим был устроен «пир на весь мир». Но отец Петр не получает желаемого — Илья отказывается перенять дело семьи, становиться фабрикантом. Его социалистическое мировоззрение совсем не нравится отцу: «Ты не человек! Ты — сын мой!» — и Илья покидает дом. Позже, посетив в монастыре брата Никиту, Петр разочаруется еще больше… Нет ответов для его смятенной души: «Боюсь я фабрики, Никита, как зверь она, морда тупая, страшная… Один я…»
И чем дольше длится второй акт, тем сильнее погружается в депрессию Петр. Последним ударом его благочестию стал номер «Литургия красоты», исполненный брюнеткой-вамп Паулой Менотти (Любовь Орлова). Главная кинозвезда Советского Союза рискнула и скромный по времени номер превратила в бенефис…
Третий акт весьма предсказуемый, о чем опять же предупреждают титры: «И быстро, точно гонимые ветром, шли месяцы, слагались годы… Фабрика все больше дышала тревогами. Шел семнадцатый год…» Преобразования лишь начинались, поэтому члены семьи Артамоновых почти не покидали помещения, а вместе с ними и камера редко выглядывала на улицу. Поэтому эффектных революционных эпизодов в фильме нет. Тут промаршировали, здесь с трудом вывеску «Артамонов и сыновья» сорвали…
Но зритель из книг и других фильмов прекрасно знает, как все шло и чем дело кончилось.
Особенности фильма
В первой части, в эпизоде свадьбы, от души пляшет в сольном номере юный Михаил Пуговкин. Ему только 18 лет, и это его дебют в кино. А то, что персонаж Степаша Барский не указан в титрах фильма, не страшно. Танец был достаточно долгим, а лицо и жесты выразительными. Зрителям начинающий артист запомнился.