Свадьба
«Свадьба» — экранизация одноимённого водевиля Антона Чехова. Написана эта пьеса была в 1889 году. Кроме того, аналогичный сюжет писатель использовал в своих рассказах «Свадьба с генералом» и «Брак по расчёту».
Это пятый фильм режиссёра Исидора Анненского, и он уже не в первый раз обращался к творчеству Чехова. В режиссуре он дебютировал в 1938 году прелестным фильмом «Медведь» взяв за основу остроумную зарисовку Антона Павловича (это была его дипломная работа во ВГИКе). Затем он экранизировал «Человека в футляре». А уже после «Свадьбы» снял ещё знаменитую «Анну на шее».
«Свадьба» — это в первую очередь просто бенефис выдающихся советских актёров. В одной картине были собраны одни из лучших артистов того времени — Фаина Раневская, Эраст Гарин, Зоя Фёдорова, Алексей Грибов и другие. В этой картине, кстати, дебютировала в кино Татьяна Пельтцер. Они не играют, они живут, зримо воплощая на экране страницы чеховского текста. А текст, конечно же, как всегда у Чехова остроумен, изящен, мудр, и невероятно актуален. Причём, актуален всегда — и при жизни писателя, и в 40-е годы XX века, и сейчас, в наши дни. Просто Антон Павлович что-то такое знал о жизни и о людях, что задевало и задевает тонкие струны человеческой души, бьёт наотмашь, порой, не даёт опомниться, заставляет то улыбаться, то грустить. А режиссёру Исидору Анненскому удавалось довольно точно переводить на язык экрана гениальную чеховскую интонацию. В чём ему всегда помогали блистательные артисты. Тем более, что практически все они в первую очередь были актёрами театральными и превосходно умели работать со словом.
Зрителям эта интонация была близка, они приняли картину. Чего нельзя сказать о некоторых критиках того времени, и о коллегах режиссёра. Как пишет киновед Пётр Багров: «На творческой конференции «Итоги работы советской художественной кинематографии за 1944 г.» режиссёр Игорь Савченко возмущался тем, что замечательные артисты «приняли участие в этом страшном происшествии» и сетовал на то, что классика «молча гибнет в безнадёжных руках Анненского». (П. Багров «Кино России: Режиссёрская энциклопедия», 2009). Время всё расставило по своим местам, теперь фильмы Исидора Анненского сами стали классикой, которую хочется пересматривать, и на которой следует учиться.
Сюжет «Свадьбы» — это смешной анекдот с глубоким подтекстом. Чиновник Апломбов (Эраст Гарин) ежедневно обедает в гостях у семейства Жигаловых, считается женихом барышни Даши (Зоя Фёдорова), однако жениться не торопится. А когда его всё-таки удаётся уговорить, непременным условием он ставит присутствие на собственной свадьбе генерала. Условие строптивого жениха выполняется, но в самый разгар свадьбы выясняется, что это вовсе не генерал, а подполковник.
Многие цитаты из фильма «пошли в народ» — «махайте на меня, махайте», «в Греции всё есть», «приданое пустяшное». Отсюда же и знаменитое выражение «свадебный генерал», обозначающее присутствие на том или ином событии человека, по сути, бесполезного, но придающего мероприятию важность.
Картина «Свадьба» снималась в тяжёлое военное время, в непростых условиях, и в прокат вышла в феврале 1944 года. Но на экране — искромётный чеховский текст и настоящее созвездие потрясающих актёров. И в этом очень нуждались тогда измученные страшными годами люди.