12+

Аэлита

Драма
1924
81 мин
СССР

Особенности фильма

Фильм «Аэлита» — это первая советская кинофантастика. Фильм смелый уже потому, что создание чего-то принципиально нового всегда требует большого мужества от создателя. Фантастическая комедия на тему освоения Марса — это был очень смелый кинематографический ход опытного на тот момент режиссера, который только-только вернулся из эмиграции.

Фильму предшествовала беспрецедентная и, пожалуй, первая в истории отечественного кинематографа рекламная кампания, которая длилась почти шесть месяцев. Реклама давалась в газетах на первых полосах по принципу постепенного погружения зрителя в атмосферу фильма. Сначала просто загадочные слова: «АНТА… ОДЭЛИ… УТА…» — без всяких пояснений. Затем эти слова дополнялись загадочными информационными слоганами: «С некоторого времени радиостанции всего мира стали получать непонятные сигналы…» И уже перед самой премьерой подключившаяся к рекламе газета «Правда» графически раскрывала секрет, погружая заранее будущих зрителей в атмосферу фильма: «Анта…одЭЛИ… уТА».

А погружаться было во что. Хотя весь актерский состав состоял сплошь из дебютантов: впервые снимались Игорь Ильинский (детектив Кравцов), Николай Баталов (солдат Гусев), Николай Церетелли (инженер Лось, вторая роль — инженер Спиридонов), Юлия Солнцева (Аэлита), Константин Эггерт (Тускуб — владыка Марса), Юрий Завадский (Гор — хранитель энергии Марса) и другие. Только Машу — невесту, а потом жену красноармейца Гусева, играла опытная киноактриса Вера Орлова. Но это не помешало режиссеру в прямом смысле слова открыть этих артистов для кинематографа. Пришедшие из разных театральных школ, они вместе составили палитру образов.

Съемочный процесс

«Аэлита» — это первый фильм, снятый с невероятным размахом. Съемки велись на фабрике «Межрабпом-Русь» операторами Юрием Желябужским и специально приглашенным из Германии Эмилем Шюнеманом. Для страны, только-только начинающей поднимать голову из разрухи Гражданской войны, это были немыслимые расходы.

Режиссеру предлагали ввести в фильм мультипликационные сцены, но на это Яков Протазанов не пошел, хотя уже были подготовлены эскизы.

Для декораций предполагалось выстроить настоящий марсианский город, и уже даже был готов макет, но у киностудии, как это часто бывает, не оказалось денег, и пришлось ограничиться более скромными декорациями, созданными Сергеем Козловским по первоначальным эскизам.

Особого внимания заслуживают костюмы марсиан, выполненные известной художницей-авангардисткой Александрой Экстер, которые представляют самостоятельный интерес для искусствоведов.

Премьера фильма состоялась в сентябре 1924 года в московском кинотеатре «Арс». Так как «Аэлита» — немой фильм, то его показ сопровождался специально написанной музыкой композитора Владимира Кручинина. И несмотря на полные залы и оглушительный успех, в ходатайстве о вывозе фильма за границу режиссеру было отказано. Критика приняла «Аэлиту» чрезвычайно холодно, назвав картину попыткой угодить зрителям капиталистических стран. Но за рубежом фильм стал общепризнанной классикой, уступив со временем лишь «Солярису» Андрея Тарковского.

Информация для учителя.

Лекция о фильме «Аэлита»

Лекторы: кинокритик Наталья Яковлева, режиссер Саша Франк.

В ролях: Вера Орлова, Николай Баталов, Юлия Солнцева, Николай Церетелли, Михаил Жаров, Игорь Ильинский и другие

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна