Яков Протазанов
Годы жизни: 04 февраля 1881 - 08 августа 1945
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Режиссер, Сценарист
Содержание
В детстве Яков Протазанов хотел стать инженером, а позже сменил несколько профессий — был переводчиком, бухгалтером и продавцом, но в итоге увлекся кинематографом. Свою первую картину режиссер снял по мотивам поэмы Александра Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Всего Протазанов создал более ста фильмов. Ко многим своим картинам режиссер сам писал сценарии, а в четырех из них снялся как актер.
Продавец, переводчик, начинающий режиссер
Яков Протазанов родился 4 февраля 1881 года в Москве, в купеческой семье. Его отец Александр Протазанов служил управляющим на фабрике, которая принадлежала нефтепромышленникам Шибаевым, а мать Елизавета Винокурова была выпускницей московского Елизаветинского института благородных девиц. Кроме Якова Протазанова в семье было еще трое детей.
С детства Протазанов интересовался театром. Вместе с матерью и ее братом, актером Сергеем Винокуровым, он ходил на спектакли московского Малого императорского театра. Будущий режиссер часто бывал в гостях у актеров Михаила и Ольги Садовских, друзей его дяди.
Как представитель купеческого сословия, Протазанов поступил в Московское коммерческое училище и окончил его в 1900 году. После выпуска он хотел уехать в Петербург, где планировал учиться на инженера в Политехническом институте. Но у семьи не было средств на оплату даже первого курса. Чтобы заработать, будущий режиссер устроился продавцом в текстильное товарищество «Август Шрадер с сыновьями и Ко».
Вскоре Протазанов передумал становиться инженером и решил накопить средства на путешествие за границу. За четыре года он сменил несколько профессий: подрабатывал переводами с французского языка, занимался с гимназистами, служил бухгалтером в небольших конторах. В 1904 году Протазанов получил наследство от дальнего родственника и на эти деньги уехал за границу, как и мечтал. Он долго жил во Франции, побывал в Австрии, Венгрии, Италии. В то время будущий режиссер увлекся кино и часто посещал «синематографические сеансы».
В 1906 году Протазанов вернулся в Россию и устроился на кинофабрику «Глория» — первую российскую студию, на которой выпускали немые фильмы. Там Протазанов переводил иностранные ленты и снимался в картинах других режиссеров. Спустя три года он решил создать собственный фильм по мотивам поэмы Александра Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Для него режиссер сам написал сценарий.
Я призвал на помощь любимого поэта и представил свой первый сценарий «Бахчисарайский фонтан». Не очень я гордился тем, что написал сценарий, но хорошо помню, как я был горд, что получил за этот сценарий двадцать пять рублей — сумму по тем временам немалую, и мои друзья имели основание поздравить меня с первым «крупным заработком.
Яков Протазанов. Цитируется по книге кинокритика и инженера Моисея Алейникова «Яков Протазанов»
В 1911 году Протазанов женился на Фриде Кеннике, сестре основателя кинофабрики «Глория». В браке у них родился сын Георгий Протазанов.
В том же году «Глорию» купила кинофирма «Тиман и Рейнгардт», и Протазанов перешел на службу туда. Он работал одновременно переводчиком, сценаристом и оператором, руководил актерской труппой и подбирал реквизит. Он продолжал снимать фильмы: Протазанов экранизировал повесть Николая Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», комедию Льва Толстого «Первый винокур», «Песнь о вещем Олеге» Александра Пушкина.
Летом 1911 года Яков Протазанов участвовал в съемках короткометражных фильмов в Киеве. Однажды после работы он услышал, как актер Владимир Шатерников исполняет народную песню о судьбе каторжника. За один вечер Протазанов написал по ее мотивам сценарий и в том же году снял по нему немой фильм «Песнь каторжанина».
Дореволюционные фильмы Якова Протазанова
После выхода картины «Песнь каторжанина» Яков Протазанов стал одним из основных режиссеров кинофирмы «Тиман и Рейнгардт». Ему увеличили жалованье и доверили больше фильмов.
В 1912 году Протазанов снял несколько биографических картин. Он создал фильм «Как хороши, как свежи были розы…» о жизни и творчестве Ивана Тургенева, «Уход великого старца» о Льве Толстом.
Последний Протазанов считал одним из лучших в своей карьере. Сценарий «Ухода великого старца» написал Исаак Тенеромо, он много лет общался с Толстым. Главную роль в фильме сыграл Владимир Шатерников. Чтобы сделать актера похожим на Толстого, режиссер обратился за помощью к скульптору Ивану Кавалеридзе, который в то время как раз работал над бюстом писателя. Кавалеридзе руководил работой гримеров и сделал для Шатерникова накладные надбровные дуги и скулы. Актер стал так похож на Льва Толстого, что случайные свидетели съемок принимали его за самого писателя.
«Уход великого старца» запретили к показу в России. Об этом просили родственники писателя: они считали, что Протазанов исказил факты из жизни Толстого. В журнале «Русское слово» писали, что в фильме «воспроизведены совершенно неправдоподобные сцены, а те, которые правдоподобны, в большинстве случаев представлены в диком и лживом освещении». Несмотря на протесты родственников, «Уход великого старца» все же показали за рубежом.
В 1913 году Яков Протазанов поставил уже пятнадцать фильмов. Он снял «Любовь японки» о событиях Русско-японской войны, ленту по мотивам битвы под Аустерлицем «За честь русского знамени», инсценировку балета «О чем рыдала скрипка». Для драмы «Рукою матери» о женщине, которая случайно убила свою дочь, режиссер специально снял два финала. Счастливую концовку показывали в прокате за границей, а трагическую — в России.
В следующем году Протазанов экранизировал пьесу французского драматурга Андре де Лорда «У телефона». В фильме режиссер одним из первых применил кинематографический прием полиэкрана: в одном кадре он одновременно показал несколько событий. Чтобы добиться такого эффекта, Протазанов разделил экран на четыре части. В нижней режиссер разместил субтитры, а в остальных — разные сцены фильма.
В середине 1910-х Протазанов экранизировал литературные произведения, снимал комедии, драмы, киноскетчи — короткие комедийные фильмы. Создал режиссер и многосерийные ленты — «Петербургские трущобы» по одноименному роману Всеволода Крестовского и «Сашка-семинарист».
В эти же годы Протазанов начал сотрудничать с Товариществом Иосифа Ермольева, которое занималось съемкой и прокатом фильмов. Для него в 1916 году режиссер экранизировал повесть Александра Пушкина «Пиковая дама». Главные роли в картине исполнили актеры Иван Мозжухин и Вера Орлова. В этой ленте Протазанов использовал новый для российского кинематографа прием — движущуюся камеру. Для этого киноаппарат во время съемки возили по павильону в небольшом экипаже. С помощью специальных осветительных приборов — юпитеров — Протазанов организовал первые в России ночные съемки.
Интерес… вызывали у современников художественные качества, приемы режиссера и оператора, игра актеров. Фильм подытожил достижения киноискусства за минувшие годы. <…> «Пиковая дама» — этапное произведение искусства кино, первое достижение русского кинематографа, имеющее мировое значение. Если попытаться в немногих словах определить новаторское начало «Пиковой дамы», то на первое место следует поставить открытое и утвержденное этим фильмом право кинематографа на правдивый и глубокий показ человеческих характеров.
Киновед Ромил Соболев. «Люди и фильмы русского дореволюционного кино»
Яков Протазанов в эмиграции
После Февральской и Октябрьской революций 1917 года Яков Протазанов начал снимать фильмы, в которых критиковал большевиков. В этот период он снял картины «Не надо крови» и «Андрей Кожухов».
В середине 1917 года режиссер приступил к съемкам фильма по повести Льва Толстого «Отец Сергий». Идея снять фильм о князе, который ушел в монастырь, появилась у Протазанова еще во время работы над «Пиковой дамой». Но тогда было запрещено изображать членов императорской семьи, а одним из героев ленты был Николай I. Фильм снимать не разрешили.
Премьера «Отца Сергия» прошла 14 мая 1918 года. Кинокритик Нея Зоркая писала: «По словам очевидцев, это был подлинный шок. Когда зажгли свет, несколько мгновений публика молчала и потом разразилась тем, что называют бурей аплодисментов».
В феврале 1920 года вместе с сотрудниками кинофирмы «Товарищество И. Ермольева» Яков Протазанов эмигрировал сначала в Константинополь, а затем во Францию. Режиссер не поддержал декрет о национализации кинопромышленности и полагал, что не сможет снимать независимое кино в Советской России.
Во Франции Протазанов стал совладельцем фирмы Ermolieff-Cinéma, которая адаптировала российские фильмы для иностранных зрителей. Вместе с ним компанией управлял Иосиф Ермольев, один из первых российских кинопромышленников. Вскоре картины Протазанова «Пиковая дама», «Отец Сергий» и «Сатана ликующий» перевели на французский язык и показали в Париже.
Для фирмы Ermolieff-Cinéma Яков Протазанов снял два новых фильма — «Ужасное приключение» и «Правосудие прежде всего». Над картиной «Ужасное приключение» о жизни российских актеров в эмиграции режиссер работал в течение 1920 года. Киновед Наталья Нусинова писала: «Места съемок, указанные в шапке этого фильма (Ялта, Константинополь, Марсель, Париж), делают его практически «судовым журналом», а затем дневником ермольевской студии». Главную роль в картине сыграл один из самых популярных актеров тех лет — Иван Мозжухин.
Во Франции Протазанов продолжил сотрудничество с Павлом Тиманом, владельцем фирмы «Тиман и Рейнгардт». Для них режиссер снял фильмы «За ночь любви» и «К свету». В этих картинах играли и русские актеры-эмигранты, и французы. В фильме «Смысл смерти» сыграл Рене Клер, который в то время работал корреспондентом, а в 1930-х годах стал одним из самых известных французских режиссеров.
Я был тогда журналистом и знал о кинематографе лишь то, что знает о нем простой зритель; поэтому я немало удивился, когда Протазанов, внимательно ко мне присмотревшись, предложил сыграть роль в фильме «Смысл смерти» — мрачной драме по роману Поля Бурже. <…> Ученичество мое было очень трудным из-за моего полного невежества. Я с трудом понимал, чего от меня требуют, а, поняв, выполнял плохо. Терпение Протазанова подвергалось тяжким испытаниям, и он не раз швырял свою шляпу наземь, что служило у него выражением высшего недовольства.
Французский режиссер Рене Клер (из письма киноведу Михаилу Арлазорову)
Фильмы, которые Протазанов снимал во Франции, не принесли ему известности. В прессе их называли «слабыми». В 1921 году в Германию уехали владельцы киностудий, где работал режиссер — Павел Тиман и Иосиф Ермольев. В том же году в Берлин отправился и сам Яков Протазанов. В Германии он сотрудничал с киностудией «UFA», для которой снял в 1923 году мелодраму «Паломничество любви».
Возвращение в СССР: «Аэлита» и «Бесприданница»
В 1923 году инженер и кинокритик Моисей Алейников предложил Якову Протазанову вернуться в Москву. До революции Алейников создал кинофирму «Русь», которую в СССР преобразовали в корпоративную компанию «Межрабпом-Русь». Он приехал в Берлин и предложил режиссеру должность на этой студии. Протазанов писал жене: «Алейников… приглашает меня в Москву. Его предложение мне улыбается, т. к. условия работы, соработники и среда, где придется работать, мне по душе. <…> Очень тебя прошу, обдумай все это и сообщи мне немедленно. Твое желание — Москва или Берлин. Имей в виду, что и в Берлине мы не пропадем». В то же время режиссера позвали снимать фильмы для кинокомпании «Венгеров, Харитонов и Рабинович», которую основали русские эмигранты во Франции.
В конце 1923 года Протазанов принял предложение Алейникова и с семьей вернулся из эмиграции. Для студии «Межрабпом-Русь» режиссер экранизировал фантастическую повесть Алексея Толстого «Аэлиту» о путешествии землян на Марс. В то время в СССР еще не снимали фантастику.
Над декорациями к «Аэлите» работал конструктивист Виктор Симов, а костюмы создали художники МХАТа Исаак Рабинович, Александра Экстер и модельер Надежда Ламанова. По первоначальному замыслу в фильм хотели добавить мультипликационные вставки с видами Марса. Однако в ходе работы Протазанов отказался от них. Режиссер переработал роман Алексея Толстого, а все фантастические эпизоды в нем решил объяснить сном главных героев — советских инженеров Лося и Спиридонова.
Фантастический роман Алексея Толстого лишился на экране всякой фантастики и поэзии. Потому что нужно было быть очень трезвым человеком и стоять обеими ногами на грешной нашей земле, чтобы выстроить на Марсе… модные театральные декорации шероховатой фактуры… одеть марсианок в черный бархат костюмов А. Экстер, марсиан обернуть во что-то прозрачное вроде целлофана. <…> «Аэлита» обнаружила еще одно свойство Протазанова-режиссера: всеядность. <…> Он был практиком. Он собирал в свои фильмы все, что мог.
Кинокритик Нея Зоркая. Статья «Яков Протазанов» из книги «Портреты»
Премьера «Аэлиты» прошла в сентябре 1924 года в кинотеатре «Арс» в Москве. До того около полугода фильм рекламировали в газетах и журналах: публиковали зашифрованные телеграммы с текстом «АНТА… ОДЭЛИ… УТА…». Из них читатели должны были угадать название новой картины студии. Лента была популярной: в Москве она шла в прокате больше десяти недель. Однако критики ругали фильм Протазанова за «традиционалистские приемы» и «устаревший стиль». В газете «Правда» писали: «Стремясь исправить сомнительный с идеологической точки зрения сюжет романа Толстого, создатели фильма сделали его сумбурным и невнятным».
В конце 1920-х Протазанов снял несколько комедий. В 1925 году вышла его картина «Закройщик из Торжка». Ее заказал Народный комиссариат финансов СССР. Фильм стал рекламой государственных займов. В числе других комедий Протазанова — «Процесс о трех миллионах» и «Дон Диего и Пелагея». Историк кино Марк Кушниров писал: «Комедийные герои Протазанова — смешны, забавны и в то же время обаятельны и симпатичны. Подобное сочетание — довольно редкое явление в кинематографе тех лет».
В это время Протазанов создал драму о Гражданской войне в России «Сорок первый», киноальманах по рассказам Антона Чехова «Чины и люди». В картинах режиссера играли популярные советские актеры — Василий Качалов, Игорь Ильинский, Михаил Жаров. Однако в прессе его работы продолжали критиковать за старомодность.
В двадцатые годы для кинематографической молодежи с именем Протазанова ассоциировалось все то, с чем выходила она на бой за революционное киноискусство. В Протазанове олицетворился для них старый — мещанский и коммерческий — экран с его рутиной, штампами, салонной и дешевой мелодрамой.
Кинокритик Нея Зоркая. Статья «Яков Протазанов» из книги «Портреты»
В 1931 году прошла премьера первой звуковой ленты Якова Протазанова — драмы «Томми» о Гражданской войне. Критики посчитали эту работу режиссера слабой. В «Вечерней Москве» «Томми» назвали «фильмом, которого не было»: картина провалилась в прокате.
В следующие три года Яков Протазанов не снимал новых фильмов. Только в 1934 году вышла его новая лента — политическая комедия «Марионетки», которую режиссер снял совместно с Порфирием Подобедом. В «Известиях» писали о картине: «Удалось создать большой комедийный фильм на политическую тему. Фильм высококультурный, не уступающий по своему оформлению лучшим заграничным образцам и даже во многом превосходящий их».
В 1936 году Протазанов экранизировал пьесу Александра Островского «Бесприданница». Критики писали о «превосходной реалистической игре» актеров — Нины Алисовой, которая играла Ларису Огудалову, и Михаила Климова, исполнителя роли Мокия Кнурова. В 1937 году фильм получил золотую медаль на Всемирной выставке искусств и техники в Париже.
В 1940-х Протазанов снял еще две картины — «Салават Юлаев» о национальном башкирском герое и «Насреддин в Бухаре» по народным сказкам о Ходже Насреддине и роману Леонида Соловьева «Возмутитель спокойствия».
В 1945 году вместе с режиссером Борисом Барнетом Яков Протазанов работал над экранизацией пьесы Александра Островского «Волки и овцы». Он успел написать сценарий и подобрать актеров, однако незадолго до начала съемок, 8 августа 1945 года, скончался. Похоронили Протазанова на Новодевичьем кладбище в Москве.
Главная фотография: Музей кино, Москва
В публикациях
Фильмы
Смотрите также