Татьяна Пельтцер
Годы жизни: 06 июня 1904 - 16 июля 1992
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Актер кино, Актер театра
Содержание
Актриса Татьяна Пельтцер прожила яркую жизнь с ранним сценическим успехом и зрелыми неудачами, международным брачным союзом и одиночеством на закате жизни. Почти восемь десятилетий в жизни актрисы были театр и кино, признание и любовь зрителей.
Успех на грани обморока и профнепригодность
Свою первую роль Татьяна Пельтцер сыграла в 9 лет в спектакле «Камо грядеши» в Екатеринославле. Вторую — в постановке «Дворянское гнездо». Она принесла маленькой актрисе первый гонорар. А 10-летняя Таня в образе Сережи из «Анны Карениной» уже доводила особо чувствительных зрительниц до обморока — так убедительна была сцена прощания Анны с сыном и маленькая актриса, главным учителем для которой был отец.
Обрусевший немец Иоганн Робертович называл себя Иваном Родионовичем. Сын трактирщика вопреки воле отца стал актером. Несмотря на то что до Первой мировой войны в семье Пельтцер говорили по-немецки, Иоганн Пельтцер сумел стать настоящим русским актером и передать любовь к театру своей дочери. Отец вывел ее и в жизнь, и на сцену, которая стала для нее смыслом жизни — даже без профессионального образования.
Передвижной театр Политуправления — первый театр актрисы. Нахичевань, Ейск и уже затем Москва. В 1923 году Татьяну Пельтцер приняли в труппу Театра Московского губернского совета профсоюзов — нынешнего Театра Моссовета. Поработать там удалось недолго: актриса была уволена с формулировкой «за профнепригодность». Она ушла, чтобы вернуться на эту сцену почти спустя десятилетие, поработав машинисткой на заводе и побывав замужем за немецким философом.
Немка Татьяна в Германии
Немецкий коммунист и философ Ганс Тейблер, приехавший в Москву учиться в Школу Коминтерна, увез актрису в Германию. Татьяна Пельтцер работала машинисткой в советском торгпредставительстве, но актерская профессия не отпускала.
В Берлине в то время работал известный режиссер Эрвин Пискатор. Творческий коммунист ратовал за театры, обращенные к рабочим, и, узнав, что фрау Тейблер в прошлом актриса, пригласил ее в спектакль «Инга» по пьесе советского драматурга Глебова.
После четырех лет жизни в Германии Татьяна Пельтцер вернулась в СССР. Причины называли разные — от тоски по родине до бурного романа с советским инженером.
Слава «колхозной мамаши»
В Москве устроиться в театр сразу не вышло, и актриса уехала в Ярославль. После года проходных ролей Татьяна Пельтцер приехала в столицу, где как раз открывался театр миниатюр. Новая сцена становится для нее творчески удачной. Она ведет концерты, создает острохарактерные образы: управдомы, молочницы, няньки. Рядом замечательные партнеры по сцене — Рина Зеленая, Мария Миронова, Александр Менакер.
Слава к Татьяне Пельтцер пришла в Театре сатиры после выхода киноверсии спектакля «Свадьба с приданым», удостоенного Сталинской премии. Старуху Лукерью Похлебкину, которая не прочь пропустить стаканчик-другой, зритель принял как родную. Актриса долго получала письма с различными советами, как избавиться от дурного пристрастия, и стала всенародной любимицей — в 49 лет.
Татьяна Пельтцер, мама Ивана Бровкина, в одной из деревень Ярославской области, где снималась картина, сошла за свою. Местные старушки полюбили актрису, которая создавала на экране близкие и понятные образы. После выхода комедии на экраны Пельтцер окрестили «матерью русского солдата», или, как она сама говорила, «колхозной мамашей». Для картины — продолжения фильма «Иван Бровкин на целине» — роль «мамаши» была переписана так, чтобы стать одной из центральных.
Чем старше становилась актриса, тем ярче проступали в кинообразах ее жизнерадостность, энергия, обаяние и оптимизм. «Укротительница тигров», «Морозко», «Приключения желтого чемоданчика», «Вам и не снилось», «После дождичка в четверг». Фразы ее героинь становились крылатыми. «Отбить! Непременно отбить!» — повторял зритель за тетушкой романтичного помещика Алеши из «Формулы любви».
«Вас вообще никто не любит… кроме народа»
Коллеги по сцене не всегда благосклонно воспринимали прямолинейную Пельтцер, которая зачастую не стеснялась в выражениях. Когда в Театр сатиры пришел молодой режиссер Марк Захаров — ставить «Доходное место», — в зале раздался голос актрисы: «Ну что это такое! Когда человек ничего не умеет, он сразу лезет в режиссуру». Спектакль вышел удачным, и актриса играла у Захарова во всех пяти постановках в Театре сатиры.
Роль тети Тони, активной и жизнерадостной старушки, в постановке «Проснись и пой» на долгие годы стала для Татьяны Пельтцер настоящим бенефисом со взлетами по лестнице, танцами и песнями. Актриса демонстрировала безупречный комедийный стиль.
В 73 года она решила начать новую жизнь на новой сцене — перешла в «Ленком» вслед за Марком Захаровым. Пельтцер заверила: «Марк Анатольевич, я буду играть у вас все, что скажете». Молодой режиссер терпеливо принимал критику вспыльчивой актрисы и учитывал возраст. Когда ее стала подводить память, реплики в постановках стали совсем короткими, и коллеги по цеху подсказывали прямо по ходу спектакля. Одна из последних работ Татьяны Пельтцер — «Поминальная молитва» — была практически без слов. Старую еврейку Берту выводил под руку сын Манахем — Александр Абдулов. Зал встречал любимую актрису долгими овациями, стоя, со слезами на глазах…
В публикациях
Фильмы
Спектакли