Именем земли и солнца
Фильм-спектакль по одноименной пьесе драматурга Иона Друцэ, поставленный Марком Захаровым в «Ленкоме» под названием «Хория».
Фрагмент статьи Г. Дубасова «Именем таланта» в газете «Правда» (1978 г.):
«В спектакле М. Захарова на слегка стилизованной в молдавском духе сцене события чередуются так быстро, что кажется, что они возникают одно из другого… происходят почти одновременно. Это создает образ некоего единства жизни…
Для учителя Хории каждый человек, каждое событие и даже каждая вещь — звенья той целостной взаимосвязи, что составляет понятие «жизнь». «Ничего из того, что вами пережито, не пройдет мимо вас», и все является частью истории человечества, и каждый несет ответственность за нее. Когда Хория узнает, что на глазах его учеников сгорела Звонница — древний памятник свободолюбию и мужеству народа — и что «никто не смог той ночью подняться на холм и вылить в бушующее пламя ту каплю воды, которую требовала от него история», он предъявляет ребятам суровый счет.
Самые значительные моменты спектакля — уроки Хории, где он говорит о связи истории и современности, о культуре человечества, о том, что в каждом из нас «горит этот самый странный и загадочный огонек, называемый сознанием собственного бытия».
Фрагмент из статьи В. Максимовой «Именем земли и солнца» в газете «Вечерняя Москва» (1978 г.):
«Особенный заповедный мир драматургии Иоана Друцэ, где осенью в садах пронзительно и маняще пахнет спелой айвой, где над деревней проносится глубокий и прозрачный звук колокола старинной звонницы, этот крепкий своей поэтической сутью мир привлекает внимание режиссеров и актеров.
В пьесе «Хория»… отец героини не хочет обвязывать соломой стволы яблонь, чтобы голодный заяц смог полакомиться корой. Сама героиня Жанет — сегодняшняя школьница, потом студентка, потом учительница французского языка в родной Каприяне — приходит в ночной час в школу, чтобы допеть оборванную директором-приспособленцем песню.
А частью судьбы ее мужа Хории — поэта, ученого, учителя истории — становится старая звонница, напоминающая о героях прошлого — бунтарях, правдолюбцах. И гибель этого художественного шедевра… оборачивается для него трагедией.
Контрастный, соединяющий чистейшую, почти песенную лирику со сценами фарсовыми, остросатирическими спектакль Захарова являет нам много сложных, ярких актерских работ. Прежде всего надо назвать А. Збруева, сыгравшего героя пьесы — учителя Хорию. Роль, что называется, получилась. Странноватый, медлительный в движениях и словах, ироничный парень. Ему присущи чудачество и неколебимость, абсолютная естественность, нежелание подлаживаться под других. «Маленьких ролей» в этом спектакле нет.
«Хория» — спектакль сложного и многомерного содержания, той неоднозначности формы, в которой реальность народного быта соседствует с философским иносказанием, поэтическими символами.