Дом, где разбиваются сердца
Спектакль Театра сатиры по одноименной пьесе Бернарда Шоу с подзаголовком «Фантазия в русском стиле на английские темы». Действие происходит сентябрьским вечером в английском провинциальном доме. В основе сюжета — история несостоявшейся женитьбы дельца Менгена на Элли, дочери изобретателя-неудачника, «прирожденного борца за свободу». Написанная во время Первой мировой войны, пьеса проникнута мрачными предчувствиями неизбежной гибели и глобальной катастрофы. Но ее персонажам присущи насмешливость и блистательный юмор, готовность к розыгрышам и авантюрам.
Вера Васильева о Валентине Плучеке в интервью «Литературной газете» (2009 г.):
«С Валентином Николаевичем наш театр пережил лучшее свое время. Труппа была действительно уникальной, и это, естественно, его заслуга. От своих предшественников он получил хороших актеров, особенно старшего поколения, но и те, кого он подбирал потом, оправдали его надежды.
Когда я пришла в театр, он был, как говорится, актерским. Каких-то особо мощных режиссерских решений в спектаклях, наверное, не было. Они в значительной мере держались на замечательных актерах. Вокруг каждого большого артиста — Владимира Яковлевича Хенкина, Павла Николаевича Поля, Надежды Ивановны Слоновой — группировались актеры, близкие им по духу, по стилю игры, которых они занимали в спектаклях, которые ставились «на них».
Плучек был прирожденным лидером. Он строил свой театр с теми людьми, которые его вдохновляли. Кому-то не везло, и мне в том числе. Были спектакли — «Теркин на том свете», «Дом, где разбиваются сердца», — которые я наблюдала как зритель, не как участник. Это было моей большой печалью, но сейчас я не могу не отдать должное тому, как великолепно это было сделано».
Фрагмент из книги Анатолия Папанова «Холодное лето» (2010 г.):
«С приходом Плучека наступил новый период моей актерской биографии. Под руководством Валентина Николаевича я сыграл не только интересные, но и разноплановые роли. Я сыграл Мангана в пьесе Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца» — финансовую акулу, у которой, оказывается, тоже есть сердце, которое разбивается в странном доме капитана Шотовера… По-моему, Манган — это один из самых совершенных образов Шоу и самых характерных для его театра. Как непохожи Манган в начале и Манган в конце! Вначале он просто босс, просто хозяин. Старый, опытный хищник, холодный, расчетливый, самоуверенный. И вдруг открывается, что он всего лишь подставное лицо, ширма для финансовых махинаций, благопристойная маска. Аферист-жулик? Опять не то… Бедняк без гроша в кармане, без всякой надежды на будущее. И вдобавок вы замечаете, что у него доброе, легкоранимое человеческое сердце… Герой меняется на глазах. Резкие, тяжелые краски постепенно переходят в легкие чеховские полутона. Такое превращение действительно напоминает реставрацию картины. Снимается слой за слоем, обнажаются новые краски, внешние очертания приобретают объемность, глубину. В этой сложной роли я проходил как бы в миниатюре весь свой актерский путь…»