Свадебный обряд русского населения Свердловской области и его музыкальное наполнение

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский
Среднеуральская свадьба по набору и последовательности эпизодов, составу музыкальных жанров, обрядовой терминологии может быть отнесена к числу причетно-песенных ритуалов, которые распространены на обширной территории Русского Севера и северного Поволжья.
Выходцами из названных мест, составляющими ядро старожильческого населения многих поселений, на Средний Урал привнесены разные региональные версии свадьбы этого типа. Музыкальный код свадебного ритуала, бытующего у русского населения Среднего Урала, образуют групповые и сольные причитания, песни преимущественно трех функциональных групп — прощальные, величальные, комментирующие.
Основная часть музыкально-поэтических текстов исполняется девушками (с участием женщин), представляющими род невесты, и звучит до венца в доме ее родителей. Сегодня свадебные причитания и песни сохраняются в основном в памяти местных жителей (главным образом женщин).

Свадебное действо русского населения Свердловской области включает следующие этапы. 

Сватовство (сговор, сватанье). Представители  рода  жениха (сваха и крестный — тысяцкий), встав под матицей, в этикетных выражениях обращаются к родителям невесты с предложением породниться.

Просватанье (пропóй) и руко­битье. В день сватовства или вскоре после него в доме невесты участники ритуала с обеих сторон договариваются о предстоящей свадьбе и ударяют по рукам. Невеста причитает, девушки воют групповые причеты, а также величают гостей песнями.

Вечёрки (девичник). В период от просватанья до венца  девушки помогают невесте готовить приданое. Вечерами вместе с парнями играют в поцелуйные игры, водят паровые хороводы (ходят парами), пляшут кадриль. 

Зόря (зόрю кличут, гаркают, поют, ревут, воют). Так называют исполнение групповых причитаний подругами невесты у ворот ее дома на вечерней заре в любой из дней от просватанья до венца. Местные жители связывают зорю с комплексом сиротской свадьбы.

Посещение невестой-сиротой кладбища. В один из дней от просватанья до венца невеста вместе с подругами посещает могилы родителей и причитает там с хлёстаньем – падая на землю.

Езда по веник или по мыло. Накануне обрученья перед баней подруги едут к жениху без невесты. Две девушки наряжаются женихом и невестой. Подходя к дому, ряженая «невеста» с девушками причитают. Затем они передают жениху невестины подарки, в ответ он украшает два веника — один конфетами, лентами, второй — мылом и вручает девушкам. Поездка заканчивается угощением невестиных подруг и весельем.

Довенечная баня. Накануне обрученья невеста идет с подругами в баню. Перед баней мать расплетает дочери косу. В бане невеста бросает в девушек мылом, веником. Все этапы банного ритуала сопровождаются сольными причитаниями невесты и групповыми — девушек.

Обрýченье. Накануне венчального дня в доме невесты проходит вечерина, на которую приглашаются близкие родственники жениха и невесты. Невеста с девушками уходят в куть (бабий угол в избе рядом с печью), а жених выкупает ее у подруг. Во время застолья родня невесты одаривает семью жениха. Выйдя из-за стола, гости ходят кругом под песни. Приезд гостей сопровождается звучанием причитаний (у невесты — сольное, у девушек — групповое), остальные  этапы обрученья — исполнением  песенных величаний для родственников жениха и песен, комментирующих обрядовые ситуации.

Утреннее бужение невесты в день венца. Мать или подруги будят невесту причитаниями.

Дарение дéвьей крáсоты. Невеста под причитания дарит девушкам ленты, лежащие перед ней на блюде.

Отказ невесте от хлеба-соли в родительском доме. По окончании застолья, устраиваемого для девушек после раздачи красоты, отец отодвигает от дочери стол (вариант: мать закрывает перед дочерью тарелку с едой), а невеста ломает ложку либо бьет тарелку. Эпизод сопровождается групповыми причитаниями. 

Благословение невесты к венцу. Невеста встает на расстеленную шубу. Отец с матерью, а затем крестные, братья, сестры под причитания благословляют ее иконой, хлебом-солью. Перед благословением звучат групповые причитания.

Встреча свадебного поезда в доме невесты. Перед приездом свадебного поезда невеста сидит в кути, накрытая платком. В горнице за столом сидят ее малолетние родственники, «вооруженные» мутовками, пестиками, скалками. Поезжан не впускают в ворота, требуя выкупа, они платят и проходят в избу. Девушки поют песни, комментирующие эти обрядовые ситуации.

Встреча жениховой и невестиной свах. В ограде сходятся женихова и невестина свахи и встают на расстеленный перед крыльцом пóтник. В одних случаях они здороваются за руки, обмениваются рюмками с напитками, чокаются, выпивают и целуются, в других — каждая женщина, чокаясь, старается перелить вино в рюмку другой. Чьей свахе это удается, тот и будет хозяином в доме. Подруги, выйдя на крыльцо, комментируют эту обрядовую ситуацию песнями.  

Расплетение косы. Сваха жениха проходит в куть, где под причитания расплетает невесте косу. Невесту одевают в подвенечный наряд.

Вывод невесты из кути. Отец выводит дочь из кути, обводит вокруг стола, соединяет руки невесты и жениха и обращается к будущему мужу дочери с наставлением ее «одевать, обувать, на работу посылать». Звучат песни, комментирующие обрядовую ситуацию, и величания для поезжан. 

Отъезд под ве­нец. Перед отъездом под венец невеста прощается с домом, подругами, она причитает, припадая к кутнему окну, столу, девушкам.

К венцу молодые едут врозь в сопровождении своих крестных родителей либо других провожатых.

Венчание у нестарообрядческого населения Урала совершается в церкви, брачанье  у старообрядцев — в часовне.

Глухой воз. Во время венчания приданое невесты отвозят в дом жениха и раскладывают его там на всеобщее обозрение. Увоз приданого сопровождается песней, комментирующей обрядовую ситуацию.

Встреча молодых в доме жениха после венца. Молодоженов встречают родители жениха с иконой и хлебом-солью под песни, комментирующие обрядовую ситуацию.

Окрученье (окручивание) молодой. За столом в доме жениха невесту завешивают большой шалью, снимают с головы цветы, свахи делят ее волосы нáдвое, плетут две косы, укладывают их вокруг головы и покрывают голову женским головным убором. Чаще всего это файшонка (черная кружевная косынка). У старообрядцев обряд смены прически происходит в часовне после брачанья.

Свадебный пир у жениха. Во время пира звучат величальные песни.

Подклéт (хозяйственное помещение избы) — молодые идут спать, прощаясь с гостями и прося благословения. Перед брачной ночью молодая снимает с мужа сапоги и вынимает оттуда деньги.

Проверка честности молодой. Утром второго свадебного дня дружка и обе свахи поднимают молодых с постели, осматривают рубашку новобрачной. Если молодая была девственна, делают ёлочку (еловую ветку или графин с красным вином украшают красной лентой), невестины цветы (свадебный венок) вешают на икону. Если же она не сохранила девственность до венца, то начинают чудить — у тарелок отбивают края, у блинов и пирогов вырезают середину, черпают воду шумовкой, венчальные цветы надевают на мусорное ведро и т. п.  

Баня для новобрачных. От избы до бани расстилают половики, по которым идут новобрачные. Ряженые бегают вокруг с колокольчиками, производят непристойные действия, поют частушки эротического содержания. К бане подходят родители мужа, но собравшиеся их туда не впускают, а усаживают в корыто и везут домой. Бывает, что женихову мать, а иногда и обеих свах возят по деревне на лошадях, санках, перевернутой скамейке, в корыте. По возвращении домой свекровь выходит к невестке, держа на руках куклу и подражая плачу ребенка. Молодая ее одаривает.

Визит к родителям молодой. С украшенными еловыми ветками молодые вместе со свахами едут к родителям невесты. Жених благодарит родителей за дочь, выпивает красного вина и разбивает рюмку.

Молодая идет по воду. Во второй (иногда — в третий) свадебный день новобрачная, чтобы показаться людям в качестве новоиспеченной хозяйки, идет по воду к колодцу или проруби. Ее сопровождают супруг и взрослые участники свадьбы с песнями, плясками, ударами в печную заслонку и т. п. Их одежда украшена красными лентами, а также вещами из приданого невесты.

Угощение гостей и выметание сора.  В третий свадебный день молодая печет блины, угощает ими гостей и получает за это деньги. Гости бросают монеты в рассыпанную по полу солому, молодая метет сор и достает оттуда деньги.

Пирожный стол. В третий день свадьбы в доме молодого подают рыбный пирог;  молодая одаривает родню мужа.

Визиты к поезжанам и гуляние по деревне. В третий и последующие свадебные дни молодые посещают дома поезжан. По улицам ходят ряженые, которые нередко носят украшенные ветки либо деревце.

Застолье у родителей молодой.  Тёща угощает зятя и других гостей блинами. 

Обычаи, связанные с молодоженами, в календарном цикле.

На Масленицу с четверга до воскресенья молодожены вместе катаются с ледяной горы, а скатившись — целуются. Ездят на блины к родителям новобрачной. В последний день Масленицы соседи и деревенские парни вытаскивают молодых из избы, сталкивают их в сугроб либо в сани и наваливаются сверху (валяют). Тогда же (в прощеный день) нередко происходит прощение супругов, вступивших в брак убёгом.

На Масленицу девушку или парня, для которых сватовство закончилось отрицательным результатом, катают на лошадях со снопóм.  

В Великий пост (вариант: ближайший пост после свадьбы) устраивают бесéдки. Молодая гостит у своих родителей и родственников. На беседках обычно поют лирические проголосные песни.

На Пасху молодые приходят к родителям жены за яйцами (за пáём).

В Петров день молодые едут к родителям жены за косой и граблями.  

В летний период молодоженов обливают водой (купáют).  

Свадьба убёгом.  

Если молодые люди решают вступить в брак без родительского благословения, свадьба может совершаться убёгом. По истечении какого-то времени (нередко в прощеный день или в один из годовых праздников) пара, заключившая брак убёгом, просит у родных жены прощения.

Свадебный ритуал, воссозданный в данном описании по экспедиционным записям  1970–1990-х гг. и активно бытовавший в конце XIX — первой трети XX столетия, является результатом исторической эволюции. О ней можно судить, в частности, сравнив современные описания среднеуральской свадьбы с более ранними версиями. Подобное сравнение позволяет обнаружить редукцию одних эпизодов действа и некоторую трансформацию других. Со временем возникают расхождения между обрядами, бытующими в заводских поселках (особенно когда они становятся городами) и окружающих их деревнях.

Музыка свадебного обряда Свердловской области

Обрядовый музыкальный фольклор традиционной  свадьбы Свердловской области представлен двумя вокальными жанрами — причитаниями и песнями.

Свадебные причитания делятся нагрупповые и индивидуальные, что отражено и в местной жанровой терминологии. По отношению к коллективным причитаниям жители горнозаводских населенных пунктов употребляют термин песня, голошения, которые поются девушками при обходе дворов и сборе продуктов, называют смúтли, смéтли (от начального стиха «Сметь ли, сметь ли, родна тётушка»). Бытующие в двух формах речитативной и напевной — индивидуальные (сольные) плачи в обоих случаях именуют причитаниями либо причётами.

Для местной традиции характерно также интонирование сольного голошения одновременно с групповым, что запечатлено в выражении: «Девки поют, а невеста причитает». Дифференциация причетных музыкально-поэтических текстов на ансамблевые и сольные маркирует свойственное ритуалу противопоставление коллектива и выделенного из него на время обряда, а потому занимающего маргинальное положение индивида (в данном случае невесты). Особенно явно такое противопоставление декларируется при одновременном звучании групповой и сольной причети, где контрастны все элементы названных текстов (звуковая ткань в целом, мелодика, ритм, тембр, регистр, динамика, а иногда и словесный ряд).

Основной функцией причитаний является маркирование начальных этапов переходов невесты из группы девушек в группу замужних женщин и из своего дома в дом мужа, связанных с изменением ее исходной социальной позиции и прежнего набора стереотипов поведения. Отсюда — наличие в причетной поэзии таких поэтических мотивов, как утрата невестой признаков прежнего состояния, ее отчуждение от своего социума и локуса, пребывание на границе «этого» и «того» миров либо пересечение такой границы и др.

Не случайно причитания присутствуют только в сценах, доминантную функцию которых составляет подчеркивание этапов переходов невесты (утрата девьей воли, отделение от родных, подруг, дома). Групповая причеть исполняется девушками (с участием женщин со стороны невесты), сольная — невестой, ее матерью либо наемной плакальщицей — вытницей. Для групповых причитаний характерен «матовый», «темный» тембр, невысокий уровень громкости, сдержанная, внутренне сосредоточенная манера звуковедения. Местные жители обозначают исполнение коллективной причети глаголами петь, выть, привывать и словосочетанием взвывать в голос.

Иначе выглядит тембровый план сольных причитаний. Речитативные плачи, которые представляют собой экспрессивные голошения невесты либо выступающей от ее лица вытницы, содержат яркую плачевую составляющую в тембре, произносятся в манере аффективной возбужденной речи — громко, напряженно, имеют высокую тесситуру (верхний участок первой — вторая октавы), нередко включают возгласы, всхлипывания. Процесс их воспроизведения обозначается старожилами глаголами причитать, реветь, вопúть, а также выражением в голос наговаривать. Темповая шкала коллективного «вытья» охватывает зону самых медленных, медленных и умеренных темпов. Вкупе с другими признаками это сообщает таким музыкально-поэтическим текстам сосредоточенность, серьезность, весомость, то есть значения, отвечающие смыслу обрядовых ситуаций, которые озвучиваются причитаниями.

Для индивидуальной напевной причети, которая интонируется невестой, ее матерью или вытнúцей умеренно-громко в достаточно низкой тесситуре (верхний участок малой — нижний участок первой октавы), таким эталоном является более сдержанная в эмоциональном отношениимелодизированная декламация (местные жители обозначают подобную артикуляцию словами причитать либо петь). Она приближается к повествовательно-речевому звукообразованию, но отличается от него присутствием плачевой краски в тембровой палитре. Аналогичным образом произносятся похоронные причеты, нередко звучащие на сиротских свадьбах. В зоне быстрых и очень быстрых темпов интонируются индивидуальные речитативные плачи, в зоне быстрых — напевные, что соответствует сугубо личному, притом экспрессивному модусу подобных голошений. Причитая соло, певица зачастую производит движения (битье о стол, верею, могилу), которым соответствуют термины хлестáться, хрястаться, стýкаться о стол.

Свадебные обрядовые песни образуют несколько функциональных групп — прощальные, величальные, комментирующие обрядовые ситуации, сиротские, корильные, из которых ведущее значение принадлежит первым трем. Доминантной функцией прощальных является констатация отделения невесты от прежних возрастного и родственного сообществ (здесь используются многие поэтические мотивы, общие с причетью); сиротских — маркирование социального статуса невесты-сироты (типичный поэтический образ — калина без вершиночки); величальных — выражение магических благопожеланий различным свадебным чинам (для поэтических текстов типично идеализированное изображение величаемых); корильных — реализация продуцирующей функции в смеховой форме; песен-комментариев — обобщение и переведение в символический план действий соответствующей обрядовой сцены (их наиболее характерные поэтические мотивы: разрушение, охота, война, осада, плен; взаимообмен между семьями; соединение жениха с невестой и др.). Некоторые песни (чаще всего величальные) имеют рефрены «Ой, люли люли», «Оре диди да, оре ладо», «Раю, раю».

Манера исполнения свадебных песен свойственна воспроизведению большинства бытующих в местной традиции песенных музыкально-поэтических текстов разных жанров. В комплексе звуковых красок объединяются мягкий тембр, средний и нижний регистры женских голосов, плавное звуковедение, умеренная громкость. Процесс песенной артикуляции жители горнозаводских поселений определяют глаголом петь. Особняком стоят припевки, об исполнении которых говорят величать, иногда — величать и припевать, что означает добавление к величанию припевочки, где перечисляются близкие адресата. В песнях представлены три градации темповой шкалы с преобладанием умеренных и быстрых темпов. Трудно установить сколько-нибудь строгую закрепленность скорости движения за определенной функциональной песенной группой, хотя прощальные и сиротские очевидно тяготеют к умеренным темпам (и это в какой-то мере сближает их с коллективной причетью), тогда как остальным песням свойственно темповое разнообразие.

Координация песен с обрядовым действием осуществляется двумя способами. Первый, предполагающий строгую закрепленность музыкально-поэтического текста за определенным эпизодом обряда (например, прибытия поезда в дом невесты перед венцом, окручивания новобрачной, встречи молодых после венчания и т. д.), в отдельных случаях — за парой функционально тождественных обрядовых ситуаций, типичен для песенных комментариев. Второй способ характеризуется довольно свободным прикреплением песен к обрядовым действиям. Например, прощальные звучат при подготовке невестиного приданого в период от просватанья до обрученья и в день венца, когда невеста с подругами сидят за столом в ожидании поезда; величальные — на свадебных вечерках и во время многочисленных застолий, в том числе и в доме жениха.

В местной традиции каждой функциональной песенной группе соответствует определенная терминология. По отношению к прощальным, сиротским и комментирующим обряд употребляется термин песня, песенные величания называются припевками или опевáльными песнями, корильные — просмéшными припевками. Местные жители используют также слово припевочка, относящееся к песенке, которая поется после величания и содержит перечисление родных и близких чествуемого участника свадьбы (девушки — для парня, членов семьи — для семейного). В доме невесты все песни исполняются девушками либо женщинами, представляющими ее семью, у жениха песни поются женщинами его рода.

К числу особенностей среднеуральского свадебного музыкального фольклора относится строение многоголосия, основанного на пении в унисон, иногда в октаву — с тонким голосом, с вариантным соотношением мелодических линий.  

Сегодня свадебные причитания и песни в местной традиции активно не бытуют. Некоторые музыкально-поэтические тексты сохраняются в памяти отдельных женщин старшего поколения, причем многоголосные образцы чаще исполняются в виде сольных версий.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Документы
Свадебные причитания и песни. Нотации и тексты.pdf
Скачать
Аудио
01 Групповое причитание девушек с сольным плачем невесты «Полетела девья красота» в исполнении Е.М. Загвоздиной, А.Д. Зыряновой, Л.Г. Орловой, Н.Ф. Пироговой из г. Каменск-Уральский Свердловской обл.
00:00
Содержание
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна