Свадебный обряд и песни нижней Вычегды
По рассказам сельских жителей, играть свадьбы по-старинному прекратили в послевоенные годы.
Существует ряд признаков, объединяющих субрегиональные версии свадебного обряда. Во-первых, все они относятся к так называемым ночным свадьбам. Во-вторых, совпадает общий ход ритуала и содержание его этапов. Субрегиональная специфика проявляется в местной терминологии, в детализации обрядовых действий; в наличии дополнительных этапов ритуала.
На сватовство приходили сваты, их усаживали за стол и угощали чаем. Здесь договаривались о приданом, сроках свадьбы. В Вилегодском районе невеста в это время находилась «за занавесой, не казали до сватанья». В Ленском районе о приходе сватов говорили, что «жених ходит с приказом».
После сватовства родня невесты ездила к жениху смотреть его хозяйство, как говорили в Ленском районе, — смотреть житьё.
Окончательно договаривались о свадьбе на рукобитье (в Ленском районе — уговоры с рукобитьем), где проходило и совместное богомоленье. В Котласском районе во время богомоления родственники жениха брали с родителей невесты задаток, чтобы не было отказа, а в Вилегодском просили показать невесту: «Богу помолятся — “Покажи невесту!”».
В период от сватовства до свадьбы подруги собираются у невесты готовить приданое, а в Ленском районе и дары шить. Эти собрания называли девичником. Раньше на них не пускали парней, в более позднее время они стали приходить на девичник, играть и танцевать с девушками. В Котласском и Вилегодском районах в этот период жених ходил к невесте с гостинцами. В Вилегодском районе жениха, который ходил с вистью, невеста одаривала и угощала чаем.
Накануне свадебного дня в котласской традиции устраивали смотры — небольшое застолье в доме невесты для ее близких родственников.
Начало свадьбы в доме невесты повсеместно на нижней Вычегде называли сватаньем / сватаньём. Утром невеста ходила в баню. Вечером, до приезда жениха в доме невесты собиралась ее родня. В Вилегодском районе невесту опевали, ходили к ней за занавесу прощаться, она при этом ревела.
Ночью за невестой приезжал жених со свитой: «Ночная свадьба у невесты… у жениха дневная свадьба». Девушки наряжали невесту и выводили к жениху. Сестра и/или брат продавали невесту, место продавали, а жених выкупал. После этого устраивали застолье, которое продолжалось всю ночь. На пированьи невеста одаривала женихову родню. Подругам невесты накрывали отдельный стол в другой избе, где гуляла молодежь.
В Котласском и Ленском районах родня невесты угощалась жениховым вином (к вину ходили), что называлось пропиванием невесты. В Ленском районе пропивание невесты проходило утром, перед отъездом к венцу на прощальном столе.
Перед увозом к венцу невесту покрывали платом и благословляли ее родители: «Невеста плачет, когда благословляют; воет невеста, когда из дому уходить».
После венчания молодые ехали в дом жениха, где их встречали его родители с хлебом-солью (ковригой), иконой, им подавали пиво или вино. Хлебом и иконой обводили вокруг их голов. После этого молодых заводили в дом, где начинался свадебный пир. С застолья молодых провожали на подклет, где им была приготовлена постель. Через некоторое время они возвращались к праздничному гулянию. Застолье после подклета имело особое название — красный стол.
На следующий день в Котласском и Вилегодском районах невесту посылали за водой: «[Невесте] за водой ходить надо, воды принести ишо». Этой водой умывались как сами молодые, так и все присутствующие женщины: «Умывали всех баб из ковша». После этого молодых связывали полотенцем — опоясальником. В Котласском районе невеста, кроме того, чесала головы всем гостям. Свадебное пирование в этот день продолжалось.
После свадьбы проходили взаимные визиты молодых и их родственников. Молодые ездили к родителям невесты, что называлось первые гости (Ленский район) или к тёще на блины (Котласский район). Через некоторое время после свадьбы родители невесты ехали в дом молодых с блинами (Ленский район) или родные жениха посещали родителей невесты: «Вечером едут на хлибина» (Вилегодский район). Во время застолий пели частушки и плясали.
Песенный репертуар нижневычегодской свадьбы наиболее полно записан в населенных пунктах Ленского р-на. Здесь выявлено 48 сюжетов местных свадебных песен.
Репертуар свадебных песен в отдельных поселениях на обширной территории Ленского района имеет свои особенности. Так, широко распространенная в деревнях Тохтинского, Софроновского, Иртовского, Ленского, Суходольского и Козьминского сельсоветов песня «Девушки, вы, девушки, голубиные семена», исполнявшаяся на девичнике, не встречается в поселениях низовьев Вычегды. Здесь самой распространенной песней девичника была «Кумушки-подруженьки», которая в деревнях выше по течению Вычегды записана всего в двух вариантах.
Только в деревнях Рябовского сельсовета записаны песни «Да на дворе комоня запрягают», «Из-за лесу, чиста поля», «Из трубки в трубку вилося», а также групповые причеты «По мостам, мостам калиновым», «Уж ты ходишь, кормилец-батюшко». Рябовский сельсовет граничит с Котласским районом, и именно здесь появляются новые элементы в структуре свадебного обряда (смотры) и новые сюжеты свадебных песен, характерные для самых низовьев Вычегды.
В деревнях Сойгинского сельсовета Ленского района записана насыщенная церковными образами песня «На бережке часовня стояла». Появление подобного сюжета именно в этих местах может объясняться влиянием существовавшего здесь Спасского Сойгинского монастыря, основанного в XVI веке преподобным Симоном.
Ряд песенных текстов встретился собирателям только в Вилегодском районе: величания «Ишшо кто у нас во лавице сидит», «Вы садитесь-ко, бояре, во скамью» и прощальная довенечная песня «Растоплялася банюшка».
В вычегодских собраниях есть и музыкально-поэтические тексты, объединяющие три субрегиональные традиции: ленскую, котласскую и вилегодскую. Это песни коммуникативной функции, исполняемые в обрядовых ситуациях контактов двух родов, — «Не было ветру», «Во сыром бору рожь-ячмень молочу», прощальная «На улице дождь идет» («На улице дожжи дожат»), групповые причеты «Похожу ли я по терему», «Всё ходила я, малёсенька».
Можно выделить несколько групп музыкально-поэтических текстов по их функциональному назначению в обряде.
Первая группа включает песни, которые имели строгую обрядовую приуроченность, сопровождали определенные моменты свадебного действа:
встречу жениха на сватанье — «Сени, сени новые», «Не было ветру», «Сваты у ворот в избу просятся», «Завивайтеся, вереюшки»; вывод невесты к жениху на сватанье — «Солнце катилось по-за лесу», «Да мы тебе, Мария, наказывали»; одаривание невестой родни жениха на сватанье — «На улице дожжи дожжат»; пропивание невесты (жених угощает вином невестину родню) — «Ты, родимая матушка, не ходи к дубову столу»; покрывание невесты перед отъездом к венцу — «Леонидушко, проиграл свой тальянский плат»; отъезд жениха и невесты к венцу — «Из-за лесу, лесу тёмного», «Отставала лебедь белая», «Да на дворе комоня запрягают»; встречу молодых от венца — «Ох вы соколы, соколы».
К довенечной части обряда относится группа текстов, направленных на то, чтобы невесту слезить: «Кумушки-подруженьки», «Как жила-была я у маменьки», «Во лузях была смородина», «Хожу с-по Сиянской горе», «Девушки вы, девушки, голубиные семена», «Ты, родимая матушка, уж ты ходишь на радостях», «Ты река ли, река быстрая», «По мостам, мостам калиновым», «Уж ты ходишь, кормилец-батюшко», «На плоту было, плотике», «Перекатноё солнышко всё зашло, закатилосё», «Уж как на море, на море». Эти песни могли исполняться в период от сватовства до свадьбы, когда девушки собирались к невесте «дары шить»; когда невесту наряжали к приезду жениха; за свадебным столом «на сватанье».
Следующая группа — песни «на приезде» молодых от венца в доме жениха: «Да летал сизой голубок», «Ой, ты, сокол, да сокол», «Во Китае было в городе». Они также не имели строгой приуроченности, звучали как на улице при встрече молодых, так и за столом в доме жениха.
Несколько песен, по сведениям исполнителей, могли исполняться и в доме жениха, и в доме невесты: «Ох, во сыром бору рожь, ячмень молочу», «На бережке чесовня стояла».
Два текста относятся к концу свадьбы, их исполняли после красного стола: «Сватова домой поезжают» и «Росхожая да розъезжая». Песня «Как из трубки в трубку вилося» исполнялась, когда молодые приезжали в гости к родителям невесты.
Выделяется также группа свадебных величаний, которыми опевали всех участников свадебного пира за свадебным столом и в доме невесты, и в доме жениха. В этой группе — величания женатой паре «Шёлкова нитка ко стенке льнет», «Как во горнице на столе»; отдельным персонажам свадебного действа, гостям — «Из-за лесу, чиста поля», «Ох, все-те хороши», «Мы тебя, Олександр, величаём», «Спасибо тебе, пивовар», «Сватьюшка, сватьюшка, сватья князёва», «Ехала сватья с Нова-города», «Из-за лесу, чиста поля», «Сказали, Григорей богатой». В селе Слободчиково был зафиксирован текст величания стряпухам, не имеющий аналогов в других собраниях[1].
Единственная корильная песня, записанная в Ленском районе — «Уж вы боеры, боеры».
В ходе экспедиций Фольклорной комиссии Союза композиторов РФ 1959–1970-х годов и Сыктывкарского университета конца 1980 — начала 1990-х годов зафиксировано несколько фрагментов сольных свадебных причитаний. Многие из опрошенных исполнителей 1890–1920 гг. р. упоминают о том, что невеста на свадьбе причитала, подчеркивая, что было это «до нас». Можно сделать вывод, что традиция сольной причети ушла из бытования еще в первой половине ХХ столетия.
Записаны также фрагменты приговоров дружки, однако единичная запись не позволяет сделать вывод о распространенности этого жанра в свадьбе Ленского района. Вместе с тем он является знаковым для вилегодской традиции[2].
Следует отметить талантливых народных исполнителей, последних носителей песенной традиции Ленского района, от которых было записано много свадебных песен и рассказов о деталях обряда. Их голоса доносят до нас звукозаписи 1970-х годов. Прежде всего это замечательные песельницы из д. Кулига Сойгинского сельсовета: Мария Федоровна Чернышова, Аграфена Александровна Коршунова, Екатерина Федоровна Коршунова, Василиса Семеновна Коршунова, Мария Захаровна Саранцина.
Богатым репертуаром, высоким уровнем исполнительского мастерства отличаются этнографические коллективы из д. Устье Рябовского сельсовета (Надежда Николаевна Третьякова, Клавдия Егоровна Полуянова, Клавдия Германовна Шемшина, Татьяна Семеновна Задорина, Евдокия Германовна Копнина, Мария Семеновна Тарасова) и д. Бор Суходольского сельсовета (Ольга Васильевна Осколкова, Анна Павловна Туркина, Анна Прокопьевна Парыгина). В 1990-е годы хранителями и знатоками свадебных традиций Ленского района были Мария Васильевна Гобанова из д. Ирта и Наталья Тимофеевна Бережная из д. Вандыш. От первой из них было записано 14, а от второй — 13 свадебных песен.
Свадебный репертуар деревень Котласского района уже в описании Аруева начала XX в. ограничивается десятью сюжетами свадебных песен, приуроченных к следующим моментам обряда: сватанью, во время которого невеста прощалась с родными, — «Похожу ли я по терему»; входу жениха в дом невесты на сватанье — «Не от ветра, не от вихоря»; застолью на сватанье — «Когда я была маленькая» (первая песня); одариванию невестой родни жениха на сватанье — «На улице дожди идут»; угощению родных невесты жениховым вином на сватанье — «Пропил, пропил родный батюшко»; проводам молодых перед отъездом к венцу — «Солнышко по-за лесу шло», «Из трубки в трубку вилася», «Как сначала думала матушка». За столом на сватанье всем, кто получил дары, пели величальные песни «Вдоль по лавице», «Ученое дитятко».
Примерно такое же количество свадебных сюжетов содержится в записях 1959–1999 гг. Кроме текстов, приведенных Аруевым, записана свадебная песня «Уж ты, брат, ты, брат, ясён сокол» с сюжетом «невеста-сирота просит благословенья на могиле матери». Следует отметить, что большая часть свадебных песен записана в 1990-е годы фрагментарно, и, как правило, тексты зафиксированы без напева, поскольку исполнители уже не могли его воспроизвести. Не отличаются последовательностью и полнотой репортажи по традиционной свадьбе. Это свидетельствует о том, что свадебная традиция ушла из бытования на этой территории уже в первые послереволюционные годы. Возможно, одной из причин является близость поселений к уездному городу Сольвычегодску и Котласу, начавшему активно развиваться в начале XX века как транспортный узел и промышленный центр.
С точки зрения музыкальной драматургии нижневычегодская свадьба относится к причетно-песенному типу. Доминирующее положение в обряде занимают песенные формы, сольные причитания представлены незначительным количеством текстов, а групповые — единичны.
К началу 1970-х годов плачевая традиция уже угасла. Высказывания народных исполнителей дают возможность утверждать, что ранее на Вычегде существовали профессиональные вопленицы-бабушки, которые причитали от лица невесты, а нередко и ее родственниц: «Причитает бабушка, когда невесту сажают под грядки, после покрыванья» (Ленский р-н, дер. Лопатино); «Причитает бабушка утром второго дня свадьбы» (Ленский р-н, Ленский Наволок); «Бабушка причитает перед отъездом невесты к венцу» (Ленский р-н, дер. Бор).
Дискуссионным остается вопрос о существовании в регионе групповых свадебных причетов. Народные исполнители (а вслед за ними и собиратели) не выделяют эти музыкально-поэтические тексты из круга других, по отношению к ним не существует особых терминов. Можно говорить о существовании в нижневычегодском регионе двух политекстовых напевов групповых причетов. Первый зафиксирован в Рябовском с/с Ленского района и ниже по Вычегде — в Котласском районе. Второй, по-видимому, охватывал всю территорию Вилегодского района, а после впадения Виледи в Вычегду распространялся далее по территории Котласского района, в котором оба напева сосуществовали в ритуале с разными текстами.
Обширный корпус местных напевов прощальной функции (песен и групповых причетов) монолитен. Все они опираются на девятислоговой тонический стих и имеют сходное ритмическое строение. Особую роль в группе музыкально-поэтических текстов прощальной функции играют песенные напевы стихового строения. Занимая промежуточное положение между песнями и причетами, они объединяют весь корпус прощальных напевов в единое целое.
Вилегодские величальные песни сближаются с группой приуроченных к местной свадьбе хороводных песен. Взаимодействие свадебных и хороводных напевов, в целом характерное для многих свадебных традиций Русского Севера, на Виледи оказалось настолько тесным, что заставило некоторых исследователей рассматривать все эти песни как свадебные[3].
В целом свадебные песни нижней Вычегды объединяют этот регион, с одной стороны, с песенными системами вологодско-вятского пограничья (особенно с лузскими), а с другой — с традициями верховьев Северной Двины.
[1] См.: Русская свадьба, М., 2000. Т.1. С. 61.
[2] См.: Крашенинникова Ю.А. Свадебный приговор дружки // Традиционный фольклор Вилегодского района Архангельской области (в записях 1986–1991 гг.): Материалы и исследования. Сыктывкар, 1995. С. 46–50.
[3] См., например: Шевченко Е.А. Песенные жанры свадьбы // Фольклор Виледи. С. 6-32.